Имени Умара Алиева…

23 сентября в 11:00
129 просмотров

Поинтересовалась у нескольких прохожих на улице Умара Алиева, в честь кого названа эта улица, и услышала однотипные ответы – «революционер какой-то, герой, кажется…» Жаль, что сегодня мы знаем так мало. На самом деле, Умар Алиев вовсе не революционер, не террорист, не Герой Советского Союза, а просветитель и создатель азбуки и первого системного описания грамматического строя карачаево-балкарского языка.
Он родился в 1895 году в ауле Карт-Джурт в многодетной семье Джашу и Сыйлыкыз Алиевых, и с 1902 года, то есть с семи лет, начал обучаться в различных духовных учебных заведениях родного Карачая, Кабарды, Балкарии и Дагестана. В 1907 году поступил в медресе балкарского аула Кенделен. Учился у известных арабистов – Али Энеева, Локмана-хаджи Эфендиева и шейха Сулемен-хаджи Чабдарова.
Поинтересовалась у нескольких прохожих на улице Умара Алиева, в честь кого названа эта улица, и услышала однотипные ответы – «революционер какой-то, герой, кажется…» Жаль, что сегодня мы знаем так мало. На самом деле, Умар Алиев вовсе не революционер, не террорист, не Герой Советского Союза, а просветитель и создатель азбуки и первого системного описания грамматического строя карачаево-балкарского языка.
Он родился в 1895 году в ауле Карт-Джурт в многодетной семье Джашу и Сыйлыкыз Алиевых, и с 1902 года, то есть с семи лет, начал обучаться в различных духовных учебных заведениях родного Карачая, Кабарды, Балкарии и Дагестана. В 1907 году поступил в медресе балкарского аула Кенделен. Учился у известных арабистов – Али Энеева, Локмана-хаджи Эфендиева и шейха Сулемен-хаджи Чабдарова. За четыре года окончив медресе, он решает поступать в Каирский университет Аль-Асхар, где учился его предок Али-хаджи, но из-за нехватки средств в 1912 году поступил в Аксайское медресе к Исхак-эфенди, а чуть позже в Темир-Хан-Шуринское медресе, где обучается у известных богословов Али Каяева и Магомет-кади Дибирова. В 1914 году Умар получил высшее мусульманское религиозное образование.
В 1915-1916 годах он работал школьным учителем в большом кумыкском ауле Кумторкале, ныне Коркмаскала, где преподавал не только арабский язык и литературу, но и такие предметы, как математика, физика, естествознание, история и география. Ведя преподавательскую деятельность, он одновременно занимался и просветительством среди населения. Учил грамоте не только детей, но и взрослых. Квартира Алиева в Кумторкале стала центром культурной и политической жизни аула. Он занимался также собиранием фольклора, изучением истории горских народов. Выступая на совещаниях, он говорил о принципах создания нового латинского алфавита, отмечая, что «дело культурного развития горцев Северного Кавказа нужно начинать с алфавита», призывал обучать горских детей русскому и родному языкам. Просветитель оформил горские бесписьменные языки на латинской основе, создал письменность на родных языках горских народов, выступал за образование национальных областных издательств и подготовку новых кадров литературных и газетных работников-горцев, ратовал за объединение различных горских языков единым унифицированным алфавитом. 1915 и 1916 годы он провел на преподавательской работе в Дагестане, в 1917 году преподавал в Тифлисе, в Грузии, затем, до 1918 года, – в Башкирии.
Он стал одним из организаторов профсоюзного движения Башкирии и Татарстана. После Февральской революции 1917 года организовал профсоюз мусульманских учителей, был избран председателем Уфимского, а затем губернского совета профсоюзов. После Октябрьской революции 1917 года встречался с В. И. Лениным, был делегирован на 20 Всемирный Конгресс Коминтерна. На приеме у Ленина он выступил за предоставление горским народам национальных автономий, что стало впоследствии основой национальной политики на Северном Кавказе. С июля 1918 года Алиев – заведующий отделом горцев Кавказа при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР. С октября 1919 по март 1920 года – один из руководителей повстанческого движения в Дагестане. А в январе 1922 он назначен председателем ревкома Карачаево-Черкесской автономной области.
Закончилась Гражданская война, и Умар Джашуевич посвятил себя общественной и педагогической деятельности. В разные годы он занимал ответственные посты: заместитель заведующего Северо-Кавказского крайоно, председатель крайнацсовета, директор Северо-Кавказского краевого НИИ истории, экономики, языка и литературы, директор Музея горских народов, председатель Северо-Кавказского комитета нового алфавита… И все это время не прекращал плодотворной педагогической и просветительской работы.
Он известен как учёный, автор «Нового карачаевского букваря» (1923), «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», учебников «В единении – сила», «Карачаево-балкарская грамматика», очерков «Карачай», «Кара-Халк» («Черный люд») и др. В 1921 году Алиев составил алфавит на основе латиницы применительно к карачаево-балкарскому языку. В 1935 году окончил Институт Красной профессуры, был учёным секретарём кафедры ленинизма Всесоюзного заочного института права. Преподавал карачаево-балкарский язык в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского, арабский язык в МГУ.
Свободное знание арабского, персидского, английского, немецкого, русского, татарского, узбекского и других языков позволило Алиеву познакомиться с творениями мыслителей различных эпох в оригинале, оформить под их влиянием гуманистические взгляды, перешагнуть национальные предубеждения. Умар Алиев был и творчески работающим педагогом, обосновавшим идеи обучения горцев на родном языке в выступлениях на пленумах Научного совета Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита (ВЦК HTA), на расширенных заседаниях Всесоюзного центрального комитета нового алфавита (Москва, Баку, Ташкент, Казань, Алма-Ата), в монографическом исследовании «Национальный вопрос и национальная культура в Северо-Кавказском крае», в многочисленных статьях, помещенных в различных журналах.
У. Алиев всегда подчеркивал, что родной язык ускоряет развитие культуры и просвещения народа, облегчает работу по обучению детей, оказывает огромное влияние на развитие их нравственных качеств. Дидактический материал «Букваря» У. Алиева включает в себя сказки, небольшие рассказы, пословицы, поговорки, песни, загадки и стихи – памятники народной педагогики. Увлекательность сюжета, образность и забавность являются особенностями сказок, которые усиливают эффективность их эстетического воздействия. Обилие пословиц и поговорок тоже не случайно, ведь работа с пословицами активизирует мысль, воображение детей, затрагивает их чувства. Народные пословицы учат понимать выразительность и образность родного языка.
Алиев много внимания уделял подготовке учителей, способных вести школьные предметы на родном языке. Ему принадлежит выдающаяся роль в создании первых средних педагогических учебных заведений по подготовке учителей для горских школ, в создании курсов и программ повышения квалификации учительских кадров.
В 1925 году, будучи заведующим отделом образования и культуры Северо-Кавказского края, Умар Джашуевич инспектировал программу нового алфавита, а также посетил Карт-Джурт и сосватал первую красавицу Большого Карачая семнадцатилетнюю Марьям Хубиеву, дочь народного учителя и карачаевского просветителя – Иммулата Шогаевича Хубиева. После свадьбы семья Алиевых уехала в Ростов-на-Дону, а после – в Москву, где впоследствии Марьям Иммулатовна окончила 1-й Московский медицинский институт им М. Сеченова и стала первой карачаевской женщиной-врачом. В 1926 году у Умара и Марьям родился первенец Шамиль, который также избрал благородную профессию матери и стал хирургом, заслуженным врачом РСФСР, младший сын Алий – умер в детстве.
В начале 30-х годов появляются новые научные исследования Алиева под руководством академика Е. Варга, он работает над большим трудом на степень доктора экономических наук «Современная экономика США». В 1935 году ему присваивают степень доктора экономических наук. В конце 30-х годов с ростом культа личности Сталина в стране прокатилась новая волна репрессии неугодных ему партийных и государственных руководителей. Преследовались те работники, которые выступали против бюрократизации государственного и партийного аппарата, произвола над интеллигенцией, отмены НЭПА и раскулачиваний. Не избежал этой участи и Умар Алиев, разделив судьбу тысяч своих соратников и соплеменников.
24 июня 1937 года он был арестован, ему были предъявлены абсурдные, но привычные для того времени обвинения в шпионаже на английскую, турецкую и польскую разведки, подготовке террористического акта с целью физического устранения И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, правотроцкистского заговора и буржуазного мятежа на Северном Кавказе с целью отторжения его от Советского Союза. Через год, в 1938 году, в г. Ворошиловске (ныне Ставрополь), он был расстрелян. Ему шел 43-й год…
Реабилитирован посмертно. Сегодня его имя присвоено улицам в Кисловодске, Черкесске, Карачаевске. В школе аула Карт-Джурт открыт музей. В 2006 году в Карачаево-Черкесском государственном университете прошла торжественная церемония по случаю присвоения университету имени Умара Джашуевича Алиева. Такое решение приняли участники педагогической конференции по случаю 100 – летия со дня рождения Умара Алиева. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко внес соответствующее предложение в Правительство Российской Федерации, и вскоре вышло постановление о присвоении университету имени ученого.
Сегодня личность Умара Джашуевича Алиева как фигуры, стоявшей в центре просветительских начинаний, как катализатора идей национального самосознания, как ученого-энциклопедиста, педагога и просветителя горского народа становится все более значительной. Однако, несмотря на признание его заслуг, его подлинный вклад в культуру, науку и практику, особенно педагогическую, по-настоящему не выявлен, оценки его наследия и деятельности остаются декларативными, не подкрепленными целостным анализом его жизни и деятельности.
В 30-е годы печатное наследие Алиева подверглось изъятию и уничтожению. Это привело к многолетнему замалчиванию имени ученого. Реабилитация У. Алиева в 1957 году положила начало объективному освещению его биографии, творчества, педагогического наследия. Первый этап изучения начинается в 50-е годы, когда имя Умара Алиева вошло в контекст общих исследований историков Северного Кавказа, второй этап относится к 70-м годам прошлого века, когда историки и обществоведы республики активно изучали исторические, этнографические, культурно-экономические труды У. Алиева, а лингвисты анализировали его труды в области грамматики. Педагогическая практика У.Д.Алиева оказалась почти невостребованной: унифицированная, единообразная школа не нуждалась в национальных концепциях воспитания и образования.
С годами проступило и противоречие между достаточно широким использованием имени Умара Алиева в научной литературе и отсутствием целостного представления о жизненном и просветительском пути ученого и педагога. Мы мало о нем знаем. В официальной биографии ученого много «пустот», искажений, что затрудняет объективную оценку его наследия. За пределами наших знаний остались данные о детстве, юности, годах учения Алиева, о его работе в профессиональном союзе учителей-мусульман, его просветительская деятельность, научное и педагогическое окружение, его связи с академиками Марром, Самойловичем, Беляевым, вехи педагогической деятельности Алиева-учителя, работа в Центральном издательстве, Северо-Кавказском Горском НИИ краеведения, в музее краеведения… А жаль.
Умар Алиев был выдающимся сыном Кавказа, человеком энциклопедических познаний, высочайшей культуры и долга, глубоко и масштабно мыслящим, беспредельно преданным не только родному Карачаю, но и всему Кавказу. Он был любимцем народов. Сердце Умара Алиева всегда болело за судьбу горских народов. Все его действия были направлены на их просвещение, на повышение их государственного статуса. У нас в Карачаево-Черкесии много людей, которыми мы гордимся, но Умар Алиев всегда будет стоять особняком среди плеяды известных и уважаемых людей Кавказа.

Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях