«Культура личности утверждается в школе…»

23 сентября в 12:56
12 просмотров

Когда я встретилась с заведующей отделом образования администрации Хабезского муниципального района Саратой Сакиевой, в уме уже был четко спланированный вопросник-интервью, связанный с освещением итогов работы в прошедшем учебном году и планов на предстоящий. Но разве реально вместить в «прокрустово ложе» разговор о школьном образовании, воспитании личности, инициативах, которые рождаются в педагогических коллективах на местах, наконец, раздумья о нынешнем состоянии общества потребления и современных нравах, ставящих подножку огромной воспитательной работе, проводимой в дошкольных и общеобразовательных учебных учреждениях? А как же было не затронуть вопрос об углубленном изучении как русского и родного языков, так и иностранного?
По специальности Сарата Сакиева – преподаватель немецкого языка, который в последние десятилетия в школах сошел на нет. В 90-х годах появилось особое, чуть ли не «сакральное», отношение к английскому языку, фрагментарный бессистемный подход к гуманитарным, да и многим другим предметам.
Когда я встретилась с заведующей отделом образования администрации Хабезского муниципального района Саратой Сакиевой, в уме уже был четко спланированный вопросник-интервью, связанный с освещением итогов работы в прошедшем учебном году и планов на предстоящий. Но разве реально вместить в «прокрустово ложе» разговор о школьном образовании, воспитании личности, инициативах, которые рождаются в педагогических коллективах на местах, наконец, раздумья о нынешнем состоянии общества потребления и современных нравах, ставящих подножку огромной воспитательной работе, проводимой в дошкольных и общеобразовательных учебных учреждениях? А как же было не затронуть вопрос об углубленном изучении как русского и родного языков, так и иностранного?
По специальности Сарата Сакиева – преподаватель немецкого языка, который в последние десятилетия в школах сошел на нет. В 90-х годах появилось особое, чуть ли не «сакральное», отношение к английскому языку, фрагментарный бессистемный подход к гуманитарным, да и многим другим предметам. Как считает Сакиева, в мире появился интерес к изучению языка Шиллера и Гете, и немецкий в школы необходимо вернуть, как и французский (он также изучался в Хабезском районе), на котором в просвещенной России прошлых веков говорили образованные люди.
Педагог с достаточным стажем работы – учитель Хабезской СОШ, завуч с 17-летним опытом в МКОУ «Лицей-интернат им. Е. Хапсироковой», руководитель райотдела образования – она относится к той когорте, в которой заложено все лучшее, что дала советская школа, и которая продолжает развиваться, не боясь инновационного духа, креативности мышления, внедрения современных технологий обучения.
– На мой взгляд, основными проблемами, над которыми должно сейчас работать педагогическое сообщество нашего района, это качественная реализация федерального государственного образовательного стандарта, – считает Сакиева. – В мае нынешнего года Президент России В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку дал поручение выделить русский язык и литературу в отдельную предметную область. Его реализация обещает обернуться системным поворотом в области государственной школьной политики. Одновременно увеличивается количество часов на родные языки. Думаю, что, методично внедряя в школьное расписание эти инновации, мы сможем получить качественный результат.
– Словом, стоит вернуться к более классическому построению образования, где есть базовые, стержневые предметы и вспомогательные. Известно, что педагогический корпус Хабезского района всегда отличался творческими кадрами, принимающими активное участие во многих конкурсах…
– Гранты и конкурсы стали эффективными инструментами поощрения лучших педагогических практик и достижений. С 2006 года в конкурсе нацпроекта «Образование» участвовали 44 учителя, из них 18 получили грант Президента РФ в размере 100 тысяч рублей, 4 педагога – по 200 тысяч, 23 стали обладателями премии Главы КЧР. В 2014 году Зурида Токбаева, учитель начальных классов Али-Бердуковской СОШ № 2, стала призером республиканского конкурса «Учитель года – 2014». Учитель родного языка из другой Али-Бердуковской СОШ Мадина Кушхова – победитель республиканского конкурса учителей родных языков и победитель в номинации «За лучшую педагогическую деятельность» во Всероссийском конкурсе учителей родных языков в 2014 году. Лариса Орзалиева, учитель биологии МКОУ «Лицей-интернат а. Хабез им. Е. Хапсироковой», – победитель республиканского конкурса «Учитель года – 2015». Осенью она поедет в Москву на Всероссийский конкурс. Пять педагогов в районе принимали участие во Всероссийской летней школе для учителей русского языка и литературы на базе МГУ им. Ломоносова в Москве. Проделана определенная работа по повышению социального статуса и престижа профессии учителя. Прежде всего, это повышение зарплаты, на сегодняшний день в среднем она составляет 21 тысячу рублей. Вложены значительные средства в создание качественных условий для обучения, приобретение современного оборудования, подготовку учителей. В школах района насчитывается свыше 250 компьютеров. В практике широко используется возможность интернет-ресурсов.
– В рамках Года родных языков в школах района было проведено немало ярких, интересных уроков, фестивалей, конкурсов, встреч с черкесскими писателями и поэтами. Для меня, к примеру, стало открытием, что только из одного аула Али-Бердуковского вышло столько поэтов и прозаиков: Мухадин и Зураб Бемурзовы, Шамиль Ионов, Мухамед Нахушев, Мухамед Анзоров. А какое мероприятие, посвященное Году родных языков, на ваш взгляд, особенно запомнится?
– Недавняя поездка представителей     районной администрации, учителей и учащихся, работников культуры на фестиваль черкесского языка в Турцию. Дело в том, что у нас в районе действует общественное движение «Бзэ хасэ», посвященное языку адыгов. Руководит им деятельная и энергичная учительница черкесского языка Хабезской СОШ им. Р. Арашукова Расьят Черкесова. Наша делегация, в которую были включены учащиеся – призеры конкурсов «Сокровище нартов» и «Язык важнее всего», которые проходили в Нальчике, вместе с соплеменниками из Грузии, Израиля, Сирии, Иордании, Адыгеи, Кабардино-Балкарии имели возможность познакомиться с черкесскими аулами Турции, их святынями, приняли участие в конференции и семинаре. Наши дети, а это был в основном состав хореографического ансамбля «Ашамаз», дали концерт: читали стихи на родном языке, продемонстрировали старинные черкесские танцы. Кроме того, наша делегация преподнесла организаторам фестиваля книгу «Адыгское народное творчество» на черкесском языке и кисет с землей, взятой у памятника жертвам Кавказской войны в ауле Али-Бердуковском. Словом, наша делегация впечатлила адыгскую диаспору, и ей от имени мэра города Бурса, некогда первой столицы Османской империи, были вручены памятные подарки.
– Сарата Исмаиловна, одним из приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений является работа с одаренными детьми, создание условий для их выявления и развития…
– Эту задачу мы решаем с помощью творческих конкурсов, проектов, кружковой работы, и тут я никаких «америк» не открою. Главное, это, в первую очередь, побудительные мотивации учителя-предметника, который, выявив талантливого ученика, должен приложить все силы, чтобы он развивал свои способности. В прошедшем учебном году в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 438 школьников, в республиканском – 65, где наши ученики заняли одно первое место и 6 призовых. У нас успешно работает районная «Академия юных талантов», которая ежегодно проводит форум юных исследователей. Так, в нынешнем году было представлено 34 исследовательских работы по трем направлениям: естественного и гуманитарного циклов и начальных классов.
Следует, безусловно, выделить МКОУ «Лицей-интернат им. Е. Хапсироковой» – победителя Всероссийского конкурса им. Л. Рувинского в номинации «Школа духовности и гуманизма». Здесь мы растим и обучаем с 1992 года будущую элиту интеллигенции республики. В лицее функционирует научное общество «Эрудит», которое включено в общероссийский реестр объединений учащихся программы «Интеллект будущего». Имена 7 учащихся лицея внесены в книгу «Одаренные дети России». Ежегодно лицеисты становятся победителями и призерами всероссийских конкурсов по математике, русскому и английскому языкам, химии, биологии. Лицеисты отнюдь не замыкаются в стенах своих аудиторий и мониторах компьютеров. Это очень активные, креативные дети. Так, в июле учащиеся лицея Эмир Китов, Ахмед Асланов, Кемран Кохов, Виктор Гумжачев и другие с учителями физвоспитания Артуром Богатыревым и Назиром Сидаковым совершили восхождение на легендарный Наурский перевал как участники слета допризывной и призывной молодежи. В программу слета вошли встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, соревнования по военно-прикладным видам спорта.
– Сарата Исмаиловна, с каким настроением вы приступаете к новому учебному году?
– Вместе с коллегами радуюсь подвижкам: введено в эксплуатацию здание школы в поселке Бавуко, строится пристройка к зданию детского сада «Даханаго» в ауле Малый Зеленчук, планируется строительство школы в Псаучье-Дахе. Большую помощь в текущем ремонте школ оказали родители, большое им спасибо.
Следует отметить, что за последние годы проведен капитальный ремонт в детских садах аулов Малый Зеленчук, Кош-Хабль, Жако, поселке Бавуко. Но из 13 дошкольных учреждений района 4 требуют капитального ремонта, 5 детских садов расположены в приспособленных помещениях. Строительство новых детсадов – одна из главных задач на сегодняшний день.
Культура личности утверждается в школе, и наша задача – постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, наполнять его новым содержанием, чтобы учащиеся входили в жизнь с нравственными идеалами и прочными знаниями.

НА СНИМКАХ: Заведующая отделом образования администрации

Хабезского муниципального района Сарата САКИЕВА; Учительница

черкесского языка Расьят ЧЕРКЕСОВА в Турции во время вручения

приза на международном фестивале черкесского языка.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях