Школа, которой 120 лет
В ногу со временем
В этом году у СОШ а. Инжич-Чукун – двойной праздник. Исполняется 120 лет со дня основания школы и 25 лет со дня преобразования ее из восьмилетки в среднюю школу. Даты значимые, а потому мы и отправились в школу, чтобы подробнее узнать о ее прошлом и, конечно, настоящем.
Школа встретила нас… ремонтом. Нет-нет, к начавшемуся учебному году инжич-чукунцы подготовились вовремя и хорошо, но в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» выделены средства на создание в школе безбарьерной среды для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения. И закипела работа. Заменены входные двери, чтобы школу могли без проблем посещать «колясочники» (хотя среди сегодняшних учеников- «надомников» Инжич-Чукунской СОШ таковых нет, школа всегда должна быть готова принять таких учащихся), на первом этаже подготовлен кабинет для занятий с «особыми» детьми, отремонтирован медпункт.
В ногу со временем
В этом году у СОШ а. Инжич-Чукун – двойной праздник. Исполняется 120 лет со дня основания школы и 25 лет со дня преобразования ее из восьмилетки в среднюю школу. Даты значимые, а потому мы и отправились в школу, чтобы подробнее узнать о ее прошлом и, конечно, настоящем.
Школа встретила нас… ремонтом. Нет-нет, к начавшемуся учебному году инжич-чукунцы подготовились вовремя и хорошо, но в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» выделены средства на создание в школе безбарьерной среды для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения. И закипела работа. Заменены входные двери, чтобы школу могли без проблем посещать «колясочники» (хотя среди сегодняшних учеников- «надомников» Инжич-Чукунской СОШ таковых нет, школа всегда должна быть готова принять таких учащихся), на первом этаже подготовлен кабинет для занятий с «особыми» детьми, отремонтирован медпункт. Сейчас обустраиваются санузлы, вот-вот начнутся работы по установке пандуса…
Что и говорить, школа шагает в ногу со временем. Но как же оно быстро летит, это время!
Вместе с директором Фатимой Хатковой мы заходим в зал истории школы. На стенах стенды, рассказывающие о прошлом учебного заведения, в небольших витринах – старые школьные журналы, атрибуты пионерской и комсомольской жизни, которые нам, взрослым, кажутся только вчерашним днем, а для нынешних школьников – уже история. И кусочек этой истории – историю родной школы много лет назад решил сохранить для потомков Михаил Докумов. Ветеран Великой Отечественной войны, учитель истории, в разные периоды работавший еще и завучем, директором Инжич-Чукунской школы, на склоне своих лет он решил записать воспоминания о том, какой была школа в пору его юности, какой ее запомнили старожилы… После смерти Михаила Туркбиевича родные передали его рукопись школе. И годы спустя на пожелтевшие тетрадки среди других бумаг, старых документов обратила внимание завуч школы Фатима Чукова.
Сегодня во многом благодаря именно этим записям воссоздана история Инжич-Чукунской СОШ, насчитывающая 120 лет! Но, как рассказывает Фатима Хаткова, зал истории школы в ближайшее время будет обновляться. И дело не столько в утративших свой «блеск» стендах и витринах. Дело в том, что педагоги и ученики узнали немало нового и интересного о прошлом своей школы.
«Некий Дибиц»
Например, на одном из стендов значится: «Основателем и первым учителем школы был некий Дибиц». Почему-то считалось, что Дибиц был немцем, и никто не знал, каким ветром занесло его в Инжич-Чукун. А вот выпускник Инжич-Чукунской школы Нурби Чуков, будучи заместителем руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР, послал запрос в архив в г. Краснодаре. И выяснились удивительные вещи.
Согласно документам архивного фонда «Инспекторы Дирекции народных училищ Кубанской области Кавказского учебного округа Министерства народного просвещения» и материалам справочного издания «Кубанский календарь», в ауле Лоовско-Зеленчукском (так в прошлом назывался Инжич-Чукун) Баталпашинского отдела Кубанской области в период до 1917 года существовало одно учебное заведение – Лоовско-Зеленчукское нормальное одноклассное мужское начальное училище. Оно было открыто в 1895 году и предполагало трехлетний курс обучения.
Первым заведующим Лоовско-Зеленчукским училищем с 1 ноября 1895 года по 1 ноября 1903 года числился Игнатий Степанович Дыбец.
Согласно «Формулярному списку о службе учителя Лоовско-Зеленчукского сельского нормального училища Игнатия Дыбеца», составленному 28 октября 1903 года, Игнатий Степанович Дыбец родился 28 января 1862 года. Вероисповедания православного. Холост. Происходил из семьи поселян. Получал в год 360 рублей жалованья «при готовой квартире».
10 июня 1882 года Игнатий Степанович Дыбец окончил курс в Новобугской учительской семинарии Херсонской губернии «со званием учителя начального училища». Работал учителем в Зеленчукском станичном училище, Новомихайловском Александровском одноклассном училище, Вознесенском двухклассном училище, заведующим Некрасовским одноклассным училищем. А осенью 1895 года попечителем Кавказского учебного округа был назначен учителем в Лоовско-Зеленчукское сельское нормальное училище.
За труды по первой всеобщей переписи населения Российской империи Игнатий Степанович Дыбец 19 мая 1897 года был «всемилостивейше награжден» темно-бронзовой медалью «государственных цветов» для ношения на шее.
В апреле 1902 года за выслугу лет Игнатий Степанович Дыбец был произведен в чин коллежского регистратора «со старшинством» с 1 января 1895 года (т.е. выслуга в чине коллежского регистратора засчитывалась с этого числа).
Со службы Игнатий Степанович был уволен Директором народных училищ Кубанской области с 1 ноября 1903 года, согласно прошению Дыбеца от 23 сентября 1903 года.
В школе изучались русский язык, как отдельный предмет, по 2 часа в неделю, математика, естествознание и арабский язык (Коран).
Все предметы преподавал сам Дыбец, кроме арабского языка. Он же вел хозяйственные дела. Как рассказала Фатима Чукова, под его началом во дворе школы были сооружены хозяйственные постройки для хранения топлива, для хранения фруктов из школьного сада, столовая с кухней для учащихся. Благодаря Игнатию Степановичу школа и её двор были самым красивым местом в ауле и всегда находились в ухоженном состоянии. Его стараниями был заложен фруктовый сад. Для этого с помощью жителей аула был огорожен каменной оградой участок площадью около 5 га, и на площади 3,5 – 4 га были посажены яблони, груши, сливы, абрикосы. Собранный урожай закладывался на хранение для школьной столовой, а часть шла на продажу. И на вырученные деньги закупались необходимые учебно-наглядные пособия, учебники и хозинвентарь для школы.
В последние годы жизни Игнатия Степановича по его инициативе на участке, называемом «Солнечный участок» – «АшIапхара-ду», площадью 7 га, был посажен еще один фруктовый сад, просуществовавший до середины 70-х годов.
И. Дыбец умер, так и не увидев плодоносящего сада. По рассказам старожилов, он оставил завещание, чтобы его похоронили у южной ограды сада, что и было исполнено аульчанами. И по сей день этот участок называют «Дыбиц йагарод»(огород Дыбеца).
А здание школы, построенное, кстати, на средства аульчан, – деревянное, крытое черной жестью, состоявшее из трех классных помещений с большими светлыми окнами, которые открывались наружу, а на ночь закрывались деревянными ставнями. (здесь же, в южной части здания, находилась квартира заведующего – комната с кладовой) простояло до 1989 года и было снесено вместе с двумя другими, построенными позже, во время строительства нынешнего корпуса средней школы…
К прошлому – с любовью
Просто удивительно, как много интересного собрали о прошлом своей школы инжич-чукунцы! Вот материалы о помощниках И. Дыбеца – учителях из Инжич-Чукуна Алихане Айсанове, Мухтаре Джужуеве, Хангери Аджиеве, все они вначале окончили медресе Эраджиба-хаджи Джужуева, которое функционировало в ауле задолго до основания школы. Вот данные о выпускниках еще дореволюционной школы…
К примеру, именно первые выпускники школы Туркби Докумов, Сольман Джандубаев и Кучук Косов выступили с инициативой постройки в ауле лесопильного завода, строительство которого завершилось в 1926-1927 годах. И благодаря этому в ауле впервые появилось электричество. Не только сам лесопильный завод, но и ближайшие к нему дома, школа, сельский совет, контора колхоза, магазин освещались электрическими лампочками! К сожалению, все трое инициаторов строительства лесопильного завода в 1933 г. были арестованы, завод был закрыт, и вплоть до 1963 года аул снова погрузился во тьму…
Вот судьба учебного заведения в двадцатые-тридцатые годы… Война…
Честно говоря, далеко не в каждой школе увидишь такое бережное отношение к прошлому. А здесь, в Инжич-Чукунской СОШ, оно чувствуется на каждом шагу. Огромную работу провели педагоги вместе с учащимися по сбору материалов для зала Боевой славы, который рассказывает об аульчанах, павших на полях сражений и вернувшихся с войны, прошедших через ад концентрационных легерей, о тружениках тыла. В этом году он будет обновляться уже в третий раз со дня своего открытия.
– Постепенно мы находим фотографии участников войны. Пока у нас еще нет фото 75 из 123 павших на фронте аульчан. С Интернетом появилась возможность побольше узнать о том, где воевали наши земляки, где погибли, какие имели награды… – рассказывает Фатима Еруслановна. – К сожалению, на сегодняшний день в Инжич-Чукуне в живых не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Тем большую значимость для воспитания подрастающего поколения обретает этот зал…
Отдельный стенд в нем посвящен учителям школы – фронтовикам. Абубекир Ходилович Темиров, Михаил Туркбиевич Докумов, Замахщари Айсович Кармов, Умар Исмаилович Пшмахов, Джумаладин Ибрагимович Агирбов…
И мы вновь говорим о школе, о ее богатом прошлом, о тех, кто делал ей имя и создавал ей славу…
Крутые ступеньки побед
Можно перечислить десятки имен учителей, которые в разное время работали в этой школе, отдавая сердце детям, и внесли свой вклад в развитие учебного заведения. И все они вписаны в летопись школы, которая обязательно войдет в книгу по истории аула – ее готовит к изданию инициативная группа аульчан, в которую входит и завуч школы, почетный работник общего образования Фатима Чукова.
Не могла сдержать улыбку, прочитав в этой самой летописи о том, что в Инжич-Чукунской СОШ совершенно точно знают даже то, когда здесь впервые стали использовать для письма шариковые ручки. Это случилось в 1969 году. И «первопроходцами» стали ученики отличника народного просвещения Любови Муссовны Баловой, которая работе с детьми отдала почти 50 лет!
Интересная деталь, правда? И их – множество в 120-летней истории школы, которая вместила столько событий, побед, достижений!
Например, разве не достижением стал детский хореографический ансамбль «Марашта», созданный в школе в 1996 году? Этот коллектив, которым руководил многие годы Адам Цеков, поражал своим танцевальным мастерством даже профессионалов и неслучайно неоднократно побеждал на республиканском конкурсе «На балу у Терпсихоры» и завоевал звание «народный».
Сегодня в школе решили возродить былую славу «Марашты». В новом составе танцуют нынешние шестиклассники. Под руководством Азамата Кумукова они занимаются хореографией с четвертого класса. И в прошлом году на XIII Южно-Российском фестивале-конкурсе искусств «Аплодисменты» в номинации «Народный танец» ансамбль уже стал лауреатом 1 степени. Кстати, чтобы поддержать коллектив, предприниматель Мурадин Урчуков подарил «Мараште» новые национальные костюмы…
Много достижений сегодня у школы и в других областях. Например, два года подряд (2013-2014гг) юные инжич-чукунцы побеждали на республиканских этапах Президентских игр и Президентских состязаний и защищали честь республики на всероссийском уровне.
В школьных коридорах на стендах – множество грамот и дипломов за успехи учащихся на разных соревнованиях и турнирах по разным видам спорта, и Ф. Хаткова признается: «Мы уже просто не успеваем за всеми спортивными победами наших ребят». И во многом это заслуга учителей физвоспитания Фуада Урчукова, заслуженного тренера КЧР, и Ануара Цекова.
Очень успешно на базе школы с детьми занимается педагог дополнительного образования Амир Джужуев, и на республиканских соревнованиях юных туристов инжич-чукунцы стабильно показывают высокие результаты, становясь победителями либо призерами…
По дороге знаний
Но самым главным достижением в школе считают, конечно, прочные знания, которые получают учащиеся.
– Инжич-Чукунская школа всегда считалась сильной, даже в те времена, когда она была восьмилеткой, – говорит директор Хаткова. – И все благодаря очень сильному педагогическому составу. У нас работают прекрасные опытные педагоги, среди которых два заслуженных учителя КЧР, шесть педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования РФ». Фуад Урчуков – заслуженный тренер КЧР. Например, у почетного работника общего образования, учителя английского языка Фатимы Айсановой более тридцати лет педагогического стажа. Ее выпускников, поступивших в лингвистические вузы, часто спрашивают, где они учились, откуда такие хорошие знания языка, и когда слышат «Инжич-Чукун», интересуются, где находится такой город. Каково же бывает их изумление, когда они узнают, что это аул! Не за горами те времена, когда дети будут сдавать обязательный ЕГЭ по английскому языку, но с такими учителями, как Фатима Битовна, нас это не пугает.
У ее родной сестры, тоже почетного работника общего образования, педагога-организатора нашей школы Людмилы Биджевой педагогический стаж еще больше – сорок лет. По стопам Людмилы Битовны пошла ее дочка Джулетта – она в нашей школе учитель географии и библиотекарь, имеет 8 лет педагогического стажа. Так что это целая династия, которая в общей сложности отдала школе почти восемьдесят лет!
Заслуженный учитель КЧР, учитель математики Ася Багова в этом году стала учителем года на районном конкурсе. Сильнейшим учителем русского языка и литературы, которого мы ни на кого не променяем, является наш старейший педагог, заслуженный учитель КЧР, почетный работник общего образования РФ, обладатель гранта Президента РФ Людмила Чукова. 15 августа этого года исполнилось ровно 45 лет, как Людмила Хасиновна работает педагогом. И своей главной задачей она считает подготовить детей к жизни, научить их свободно общаться, грамотно излагать свои мысли…
О каждом из наших педагогов можно сказать немало добрых слов. И не подумайте, что мы хвастаем. С 1991 по 2014 год из 522 наших выпускников 45 окончили школу с золотой или серебряной медалью. И мы отслеживаем судьбу каждого медалиста – все они достойно идут по жизни.
Например, выпускница 2011 года Зайнаб Айсанова на «отлично» учится в Кубанской медицинской академии, выпускница того же года Аза Копсергенова одновременно получает высшее юридическое и экономическое образование, и везде – отличница. Заур Кадыжев (2012 г.) – лучший студент одного из вузов Воронежа…
В этом году нашу школу окончили семь человек. Медалистов не было, но все успешно справились с ЕГЭ. Пятеро поступили в вузы, двое – в ссузы…
Больные вопросы
Мы проходим с Фатимой Еруслановной по школе, и слышно, как в кабинетах идут уроки. Даже на первом этаже, где размещаются малыши (в 2012 году при школе открыта подготовительная группа, в которой дети, как в детском саду, и играют, и спят, и едят, но в то же время готовятся к школе – по программе, 15 часов в неделю), велись занятия. И я не смогла удержаться от вопроса:
– Хорошо, когда все хорошо. И все-таки всегда есть какие-то проблемы…
– Конечно, есть, – не стала скрывать Фатима Еруслановна. – Когда в 1992 году я пришла работать в эту школу, здесь училось 480 мальчиков и девочек, а сегодня у нас – 230 учащихся. В этом году у нас всего два одиннадцатиклассника! Разве не проблема? Правда, радует, что в прошлом году мы набрали 36 первоклассников, в этом – 33. Детей становится больше. Но до полной наполняемости школы, а рассчитана она на 500 учащихся, еще, увы, далеко.
Еще одна проблема – приходится заполнять огромное количество всяких бумаг, документов. Это отнимает массу времени, которое можно было бы и нужно было бы потратить, например, на посещение того или иного урока и т.д.
Больной вопрос – и старение кадров. К сожалению, большинству наших педагогов сорок-пятьдесят лет. Опыт – это, конечно, хорошо. Но ведь его надо кому-то передавать, кто-то же должен будет учить детей и завтра, и послезавтра. Уже сегодня мы бы с радостью взяли учителя русского языка и литературы. Но… Приходит, к примеру, претендент с высшим образованием и… делает в заявлении пять-шесть ошибок. Как же мы возьмем такого учителя? Как он будет учить детей русскому языку?
Постскриптум
Да уж, проблем в любой школе хватает. И Инжич-Чукунская – не исключение. Главное – как она с ними справляется, с каким багажом знаний, умений, навыков выходят из нее школьники. Судя по тому, что в 2014 году школа была признана лучшей среди абазинских школ, – хорошо. Впрочем…
– Об этом, на мой взгляд, лучше всего скажут наши выпускники на торжестве, которое в честь юбилея мы собираемся провести в ноябре, – поделилась Фатима Еруслановна. – Обязательно позовем на него и наших коллег, которые уже на пенсии, но которые многие годы отдали работе с детьми и до сих пор, уверена, душой болеют за родную школу. Думаю, это будет праздник не только нашей школы, но и всего района…
НА СНИМКАХ: Директор школы Фатима ХАТКОВА; Завуч школы Фатима ЧУКОВА;
Старейший педагог, заслуженный учитель КЧР, почетный работник общего
образования РФ, обладатель гранта Президента РФ Людмила ЧУКОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет