На тончайшем уровне фантазий

30 октября в 07:13
 просмотров

В культурной жизни нашей республики призошло выдающееся событие: к нам приехала труппа Классического русского балета Москвы. В минувшую пятницу она дала единственное представление в республиканском драмтеатре.
Это первое за тринадцать лет сценическое воплощение возвышенной балетной эстетики, поэтому неудивительно, что зрители, истосковавшиеся по ней, заполнили зал до отказа.
«Классическому русскому балету» под руководством Хасана Усманова всего девятый год от роду, но о нём уже говорят, как о перспективном, развивающемся театре. Это пока балет второго ряда, но постоянная поддержка зрителей даёт ему новые творческие импульсы. «Мы принадлежим к известным балетным школам рассказали артисты труппы. – За нашими плечами – Московская академия хореографии, Академия русского балета имени Вагановой, Большой театр… Наш разный подход к подаче «материала» усложняет работу художественного руководителя Хасана Усманова.

В культурной жизни нашей республики призошло выдающееся событие: к нам приехала труппа Классического русского балета Москвы. В минувшую пятницу она дала единственное представление в республиканском драмтеатре.
Это первое за тринадцать лет сценическое воплощение возвышенной балетной эстетики, поэтому неудивительно, что зрители, истосковавшиеся по ней, заполнили зал до отказа.
«Классическому русскому балету» под руководством Хасана Усманова всего девятый год от роду, но о нём уже говорят, как о перспективном, развивающемся театре. Это пока балет второго ряда, но постоянная поддержка зрителей даёт ему новые творческие импульсы. «Мы принадлежим к известным балетным школам рассказали артисты труппы. – За нашими плечами – Московская академия хореографии, Академия русского балета имени Вагановой, Большой театр… Наш разный подход к подаче «материала» усложняет работу художественного руководителя Хасана Усманова. Однако терпением и репетициями он всё же сформировал нас в коллектив, успешно выступающий на московских и провинциальных сценах. Нас уже знают в Японии, Греции, Финляндии, Израиле, Германии и в других странах».
Усманов привёз в Черкесск именно «Лебединое озеро», считая, что в нашем, насыщенном легендами регионе, эту сказку воспримут на тончайшем уровне фантазий. И не ошибся. Мелодии и нервозно-бесплотные танцы, слившиеся в изяществе и «наталкивающиеся» на неземные аккорды, гипнотизировали зал.
Хореография, как было предварительно заявлено, Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Хасана Усманова, но, судя по трансформации из четырехактного спектакля в двухактный, реконструкция в полном смысле слова не состоялась. Сюжет строился из финансовых возможностей труппы. Немаловажную роль сыграли и габариты сцены нашего театра, не приспособленной к постановкам спектаклей такого рода, к примеру, высокие и воздушные прыжки здесь, увы, не сотворить…
Однако эти нюансы, по большому счёту, не удручали, и спектакль удался. Многие зрители даже сожалели: одноразовый показ лишил их возможности повторного наслаждения музыкой Петра Ильича Чайковского и сказочным миром любви и преданности наяву.
Царствовала на сцене Наталья Кугурцева, занятая сразу в двух разнохарактерных ролях – Королевы лебедей Одетты и дочери Злого гения. Похожие внешне, они обладали разной силой – созидающей и разрушительной. История очарованной Одетты, превратившейся чародейством Злого гения Ротбарта в Лебедя, не оставила безучастным ни одно сердце. Артём Барсагов, отметивший это, сказал мне в антракте буквально следующее: «Как ни странно, сегодня, благодаря балету, я приобщился к симфонической музыке. Получилось это случайно. По натуре я – экспериментатор. Закрыл ладонями уши, и мне показалось, что без музыкального сопровождения потерялась драматургия, стало непонятным содержание спектакля. Ограниченное техникой исполнения «Лебединое озеро» вдруг стало напоминать акробатику. Недаром балерины и балероны проходят гимнастическую подготовку. Я понял, как много потерял, сосредоточившись лишь на попсе и джазе».
«Труппа молода, ей есть, чем покорять нашу публику. Однако эта самая публика давно уже перестала быть «всеядной» и непритязательной». Виктория Атмайкина пришла на спектакль с подругами. «Столичные актёры относятся к нам свысока, мол, где нам до них, образованных. А мы и образованные, и начитанные, и просвещённые в области балетного искусства, благо, под рукой – Интернет и специализированные телевизионные каналы. Считаю, что на первом акте труппа, утомлённая дорогой, просто «раскачивалась». Я сидела в пятом ряду, и мне были видны все огрехи – недоработки балетных поз и позиций, неумение свободно разворачивать ноги наружу, в одних местах – недотягивание руки, в других – ноги… Хотя работа была слаженной, каждый из артистов знал свою партию наизусть, было видно, что нам представили гастрольный состав, выездной вариант, а он всегда упрощённый. Во втором акте артисты, правда, сконцентрировались и покорили меня полностью – своей молодостью, выразительностью, искренностью. Радовались аплодисментам и цветам, на которые наши люди не поскупились. Улыбались от души».
«Балет воздействует на всех, независимо от интеллектуального багажа, – сказал исполнитель роли Шута Манукян. – Он побеждает косность, равнодушие. Это великий манипулятор, заставляющий зрителей сопереживать происходящему на сцене, подталкивает их к раздумьям над мировыми ценностями и атрибутами быта.
Хочется чтобы ваша Карачаево-Черкесия засверкала ещё одной гранью – балетной пропиской».
Желание, на мой взгляд, вполне выполнимое, ведь у нас – прекрасный национальный и народный танцевальный багаж, который может войти в основу характерных танцев балета.
Балет «Лебединое озеро» часто называют «задушевной песней без слов» В Черкесске она уже спета. Но благодарные зрители уже ждут новой встречи с ней.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях