Взгляд на этнополитические процессы

18 ноября в 05:03
4 просмотра

В этом году в Германии по рекомендации научного издательства «PALMARIUM academic publishing» издана монография «Этнополитические процессы на Северном Кавказе на современном этапе». Основной темой исследования являются кланы и их влияние на политику. Автор книги – наш земляк – доктор политических и кандидат социологических наук, кавказовед профессор, лауреат Всероссийского конкурса РАНХиГС при Президенте РФ на лучшую книгу по кавказской тематике в направлении «политика», заслуженный деятель науки КЧР, преподаватель в филиале Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Абуталиб Санглибаев. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с Абуталибом САНГЛИБАЕВЫМ.

В этом году в Германии по рекомендации научного издательства «PALMARIUM academic publishing» издана монография «Этнополитические процессы на Северном Кавказе на современном этапе». Основной темой исследования являются кланы и их влияние на политику. Автор книги – наш земляк – доктор политических и кандидат социологических наук, кавказовед профессор, лауреат Всероссийского конкурса РАНХиГС при Президенте РФ на лучшую книгу по кавказской тематике в направлении «политика», заслуженный деятель науки КЧР, преподаватель в филиале Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Абуталиб Санглибаев. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с Абуталибом САНГЛИБАЕВЫМ.
– Абуталиб Алиевич, как возникла тема вашей книги? Почему именно кланы заинтересовали вас как исследователя?
– Дело в том, что для России характерно серьёзное недоверие народа к управленческим структурам и в национальных республиках система кровно-родственных связей почти всегда имела приоритет над законной властью. При этом государство само веками нуждалось в теневых кланах, при необходимости берущих на себя часть функций государства по обеспечению стабильности, одновременно получая негласные преференции от власти, которые выражались в невмешательстве в сферу их влияния. Кланы, их сила и слабость, их влияние на экономику и политику – это важная тема, которая должна быть исследована.
– Проблема кланов в нашем регионе скупо рассматривается в отечественной научной литературе. Основная причина – проблемность темы для имиджа элит региона, ведь этническая клановость считается очевидным элементом архаики, тормозящим модернизационные процессы. Но, с другой стороны, клановость – всемирное явление. Откуда же берутся кланы и как они формируются?
– Возникновение кланов – объективный процесс, дающий человеку возможность получить содействие при решении социальных вопросов, обрести ощущение принадлежности к влиятельной общности и чувство собственной значимости. Сегодня человек затерян в обширном информационно-коммуникационном пространстве, составными частями которого являются не личности, а объединения, и вступление в них позволяет создать хотя бы иллюзию сопричастности к оригинальным культурно-ценностным идеям. Клановость, таким образом, вполне естественная тенденция. Кланы формируются как по родственному, так и по территориальному принципу, в их основе – стремление групп к территориальному лидерству и формированию собственного свода установок политического и экономического поведения. Этнические кланы не всегда этнически однородны. Они формируются из нескольких семей близких родственников, затем к ним привлекаются люди, не состоящие с основателями клана в кровном родстве и даже не обязательно принадлежащие к той же этнической группе. Ядро клана, как правило, моноэтнично, однако этнический характер такого сообщества не имеет особого значения, пока клан не вступит в конфликт с другим кланом. Подобные системы всегда фиксировались на юге бывшего СССР, в особенности в Средней Азии и на Кавказе.
– То есть этнические группы, как я понимаю, это крепко спаянные общности, опирающиеся на чувство единства и обеспечивающие значительные бонусы для своих членов. Русская поговорка гласит: «В единстве – сила». Что же тут дурного?
– Да, объединение налицо, этнические элиты рассматривают объединение своих последователей в максимально сплоченную общность как одну из основных задач, позволяющих упрочить свои управленческие возможности. Но дело в том, что регионы развиты неодинаково, и если эти различия хотя бы частично совпадают с этнической структурой государства, это может послужить основанием для формирования межэтнической напряженности и возникновения конфликтов. Наиболее эти явления заметны при переходе от традиционалистских обычаев к модернизирующимся, от обществ с нерыночной экономикой к обществам с рыночной экономикой. Ломка традиционного жизненного уклада и капитализация хозяйства ведёт к утрате экономического статуса определенных сообществ и… «войне» кланов.
– Крайней точкой такого «накала страстей» будут требования отделения? Сепаратизм?
– Сепаратизм – постоянная опасность многонациональных государств. С распадом СССР и Югославии встаёт вопрос о том, что целесообразнее – содействовать сохранению крупных многонациональных государств или выступить в поддержку идеи самоопределения наиболее сепаратистски настроенных народов многонациональных государств, дабы избежать кровопролитных войн. Этнический сепаратизм, обладая значительной притягательной силой для амбициозных элит как способ достичь главенствующего положения на своей территории, может серьёзно изменить карту мира, причём, вероятнее всего, эти изменения будут вписаны кровью. Пример Косова, Сирии и ИГИЛ показал, что в случае развязывания военного конфликта между государством и сепаратистами в него в той или иной степени окажутся вовлечёнными практически все соседние страны, что может спровоцировать региональный конфликт, имеющий шансы перерасти в полномасштабную войну.
– Сегодня в обществе значительно возросла роль религии. Она тоже является «кланообразующим» фактором?
– Одним из феноменов современного религиозного сознания является появление значительного числа «непричастных верующих», людей, которые позиционируют себя как имеющих религиозные убеждения, но не примыкающих формально ни к одной конфессии или течению. Такое обращение к религии становится скорее актом социокультурной идентификации, чем результатом духовных исканий. В итоге религиозность не является значимым фактором объединения: современность так понизила уровень веры, что религия сама по себе часто зависит от простой озабоченности конструированием своей личности в мире, хотя «религиозный плюрализм», провозглашённый государством для нейтрализации конфликтов ценностей, адептами разных вер не приемлется, ибо интерпретируется равно как угроза коллективной идентичности, так и как искажение истинности их учений.
– Все ли кланы – семейные?
– Нет, есть кланы, которые не являются группами родственников, но, скорее, это бизнес-сообщество по извлечению прибыли, основной интерес такого сообщества заключается в зарабатывании денег, завоевании новых рынков, получении новых активов и доминировании в политической власти. Это «деловой клан», а не система кровно-родственных отношений. В России, например, среди членов таких кланов обычно встречаются бизнесмены, государственные служащие, иногда выходцы из криминальной среды. Кланы являются теневыми, закрытыми социальными группами, тщательно скрывающими информацию о своей деятельности от публики и органов власти. Наибольшая информация о клановой структуре появляется во время клановых войн, когда конкурирующие кланы распространяют информацию о сопернике. Естественно, никакой контроль над кланами, социальный и законный, со стороны государства невозможен.
Отношения внутри клана основываются на личных контактах, а не формальных нормах. Достаточно мощные кланы способны защитить своих членов, нарушая формальный закон, от наказания, но также они будут беспощадно преследовать тех из своих членов, которые будут игнорировать внутренние неформальные нормы. Внутриклановые отношения между членами группы сопровождаются высоким уровнем личного доверия и симпатии. Иногда члены кланов называют такие отношения «братством» или «семьёй». Обратный эффект таких взаимоотношений – обострённое чувство враждебности к чужакам. Те, кто подозревается кланом в недобрых намерениях или нелояльном поведении, рискуют превратиться во врагов. Это своего рода реакция «защитного сознания», рассматривающего свою группу как «защищаемую крепость», окружённую потенциальными врагами.
На вершине иерархии клана стоит лидер, который, как правило, является его основателем и обладает определённой харизмой. Лидер пользуется непререкаемым авторитетом среди соратников, и статус важных персон внутри клана определяется только им. Лидер осуществляет полный контроль над кланом, стараясь обезопасить себя от внутреннего заговора. После его смещения или смерти клан исчезает или слабеет, если преемник не в состоянии выполнять функции лидера, и наоборот.
Второй элемент клана – так называемое «ядро», объединяющее несколько ключевых персон – ближайших соратников лидера. Среди них обычно его друзья детства, родственники, коллеги по прошлой работе, близкие и наиболее доверенные бизнес-партнёры, имеющие неформальные дружеские отношения с лидером. Для лидера это «ядро» является основным источником успеха клана: если он сумеет рекрутировать и управлять лояльным и эффективным окружением – «командой», то у него есть все шансы обойти другие кланы.
Третий элемент – квалифицированные профессионалы – адвокаты, менеджеры, технические специалисты, имеющие высокие заработки. Обычно большинство из них рекрутируется «ядром» без участия лидера. Четвёртый элемент – рядовые члены, специалисты или работники, занятые в бизнесе, который контролирует клан. Пятый элемент – «агенты влияния», люди извне клана, но обслуживающие его интересы и имеющие большое значение из-за позиций, которые они занимают в СМИ, органах власти, силовых структурах. Они обеспечивают клан тайной информацией, предупреждая о различных рисках, и пытаются направлять политику в направлении, выгодном клану.
– Но в чем секрет живучести кланов в России?
– Идеология рыночных преобразований начала 1990-х годов во многом состояла из стереотипов и подразумевала максимально быстрый уход государства из экономики для того, чтобы не мешать зарождению рыночной системы. В то же время рынок не может нормально функционировать без государства как защиты правил и контрактов. Действия правящей элиты привели к резкому повышению степени неопределённости будущего, и часть хозяйствующих субъектов в национальных республиках на Северном Кавказе вынуждена была ориентироваться на семейные и этноклановые отношения. Иными словами, в одних случаях защита договоров обеспечивалась за счёт взаимного доверия родственников, в других – за счёт понятий и правил этнических кланов. Такое принуждение носило гораздо более жёсткий характер, чем принуждение государства. Развитие этнокланового капитализма было обусловлено невыполнением со стороны государства функции защитника контрактов.
В итоге клановые отношения стали вытеснять институты как плановой, так и рыночной экономики. Иными словами, к началу нового тысячелетия институты этнокланового капитализма в ряде республик Северного Кавказа стали доминировать.
– Есть ли выход из сложившегося положения или его надо признать неизменным? Ведь девяностые давно миновали… Какова ситуация в этом плане у нас, на Северном Кавказе?
– Заложенные в те годы отношения остались. Важнейшие вопросы экономики, политики, сферы межнациональных отношений решались тогда по указке отдельных чиновников или по инициативе национальных общественных организаций и движений. А властные структуры, озабоченные только своим статусом в молодой республике, постоянно запаздывали, работали «вдогонку», что значительно снижало их авторитет среди населения. При этом в процессе формирования республиканских властных структур был отвергнут принцип паритета и ротации национальных кадров субъектообразующих народов и сохранился привычный способ решения межнациональных проблем в зависимости от численности проживающих в республике народов. Но в условиях отсутствия достаточно сильной государственной власти такой подход оказался недостаточным для сближения народов. Ситуацию по-прежнему продолжали определять политические амбиции, самолюбие больших и малых этнических лидеров, их совестливость или, наоборот, бессердечие. Сегодня в КЧР благодаря руководству и опыту народов межнациональные отношения более стабилизированы, но в период выборной кампании и комплектовании кадров в государственные органы и руководство республики они могут дестабилизироваться, если не уделять этому вопросу пристального внимания.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях