Домбайское ревю, или Готовность курорта к горнолыжному сезону

24 ноября в 07:33
9 просмотров

Домбай встретил первой позёмкой и белой мглой тумана, плотной завесой укрывшей все горные вершины – не были видны ни Алибек, ни Сулахат, ни Эрцог, не говоря уже о «мекке» горнолыжников и сноубордистов – Мусса-Ачитаре. В зале ООО «Канатные дороги Домбая», где взор привлекает симпатичный магазинчик сувениров и находится билетная касса, увидела оживлённую группу сноубордистов. «На горе выпал первый снег, так что с нас начинается горнолыжный сезон», – услышала чей-то радостный возглас.
Генерального директора канатки Вениамина Хубиева на месте не оказалось, поэтому о том, как обстоят здесь дела, рассказывал его заместитель Али Кочкаров. Собственно, об этом красноречиво говорила стена кабинета дирекции, сплошь занятая благодарственными письмами в рамочках от разных организаций и предприятий из городов СКФО и ЮФО.

Домбай встретил первой позёмкой и белой мглой тумана, плотной завесой укрывшей все горные вершины – не были видны ни Алибек, ни Сулахат, ни Эрцог, не говоря уже о «мекке» горнолыжников и сноубордистов – Мусса-Ачитаре. В зале ООО «Канатные дороги Домбая», где взор привлекает симпатичный магазинчик сувениров и находится билетная касса, увидела оживлённую группу сноубордистов. «На горе выпал первый снег, так что с нас начинается горнолыжный сезон», – услышала чей-то радостный возглас.
Генерального директора канатки Вениамина Хубиева на месте не оказалось, поэтому о том, как обстоят здесь дела, рассказывал его заместитель Али Кочкаров. Собственно, об этом красноречиво говорила стена кабинета дирекции, сплошь занятая благодарственными письмами в рамочках от разных организаций и предприятий из городов СКФО и ЮФО – результат самых позитивных впечатлений о сервисе работников канатной дороги, кстати, первой государственной в нашей республике, которая была сдана в эксплуатацию в 2007 году. А персонал здесь: канатчики, машинисты, водители снегоуборочных машин, инженерный состав – действительно люди высокопрофессиональные (ежегодно они проходят аттестацию) и преданы своей работе. Самое главное – у всех подход к делу государственный и хозяйский.
– Наша канатка, – говорит А. Кочкаров, – по большому счёту – «локомотив» Домбая. Ведь с вводом её в эксплуатацию в разы увеличился поток туристов. Всем пришлись по вкусу скоростные гондольные кабинки на восемь человек – комфортно, безопасно, начисто исчезает страх высоты. Пропускная способность – 2000 человек в час. Комфортно чувствуют себя туристы и на кресельной канатке за счёт надёжной перекладины – своего рода засова, за которым пассажир также чувствует себя уверенным. А если проследить хронологию развития нашей канатной дороги, то дело обстоит таким образом: в 2012 году мы впервые расширили лыжные трассы, а их здесь три; в 2013 году дополнительно приобрели 30 фуникулёров и 50 шестиместных кресел, а в нынешнем завершаем строительство новой, четвёртой, трассы.
– Не создаёте ли вы конкуренцию частным канаткам?
– Ни в коем случае, ведь кому-то хочется больше экстрима, катаясь на одиночных креслах, а кто-то большой ватагой желает занять фуникулёр маятниковой канатки. Повторяюсь ещё раз: мы – «локомотив», который тянет за собой наполняемость гостиниц и баз отдыха, квартир частного сектора. К тому же мы самые дисциплинированные налогоплательщики. Кроме того, мы взяли на себя ответственность регулярно очищать от камней и оползней опасные участки лыжни. Коллектив у нас сплочённый и дружный. Это начальники пассажирских подвесных канатных дорог Арсен Лайпанов, Алан Каитов, Шамиль Герлиани, электромеханик Рамазан Семёнов, инженер Азамат Хубиев.
Кстати, Азамат Хубиев вместе с Али Кочкаровым и взялись показать мне строящуюся лыжню, для чего нужно было добраться на фуникулёре на первый уровень горы Мусса-Ачитара, что на высоте 2800 метров. Пролетая над макушками сосен, мы увидели, как мощный ковш экскаватора, вгрызаясь в землю, отбрасывает грунт в сторону, тут же его разравнивает. Уже оказавшись на месте, познакомилась с теми, кто в эти дни ударно трудится на строительстве новой трассы, это (на снимке слева направо) машинисты бульдозера и экскаватора Магомед УЗДЕНОВ, Николай БОГДАНОВ, Сергей БУРЯЧЕНКО. Как сказал Николай, новая лыжня – прекрасный подарок к Новому году горнолыжникам и сноубордистам. Простора для катания будет больше, а это прежде всего гарантирует безопасность.
– Кстати, о безопасности, – говорит А. Кочкаров, – Мы стали инициаторами лыжного патруля из числа работников ООО «Канатные дороги Домбая», что заметно дисциплинирует ситуацию на трассе. Мы благодарны министру ВД КЧР Казимиру Боташеву, который запретил катание на снегоходах «Буран» во время массового наплыва горнолыжников и сноубордистов, ведь сколько травмированных было раньше, когда они сталкивались!
Мы продолжаем путь наверх, теперь уже пересаживаясь на кресельную канатку. По мере продвижения погода начинает портиться – завьюжило и запуржило так, что моментально задеревенело от мороза лицо, не говоря уже о конечностях, и семь минут (время маршрута) показались вечностью. Добравшись до места и встав с кресла, проваливаемся по колено в сугробы, и каждый шаг к популярному у туристов кафе «Ростов.ру» причиняет мучение. В одном месте мой сапог чуть не остался в снежной яме… В кафе было довольно много сноубордистов. Поразила география ребят, а это было сообщество молодых музыкантов, приехавших на Домбай потусоваться, что они делают ежегодно. Кто-то приехал из Владивостока, кто-то из Благовещенска, Кишинёва, назвали даже молдавский город Хипчешты (на снимке). А симпатичная горнолыжница Женя Галинович из Ростова любит путешествовать в одиночестве, на Домбай приезжает десятый раз и уже не представляет жизни без этих поездок: «Домбай – это классика! И всем отечественным горнолыжным курортам предпочитаю Домбай».
…Вернувшись с горы в посёлок, попадаем под дождь. Распрощавшись с приветливыми канатчиками, иду навестить в гостинице «Старый Домбай» давнего знакомого, Назира Байчорова. Его по праву считают визитной карточкой курорта. Владелец гостиницы и генеральный директор ЗАО «Маятниковая дорога», он к тому же инициатор создания в КЧР Федерации скалолазания, организатор Всероссийского фестиваля «Домбайское эхо», учредитель Всероссийского фестиваля ресторанной музыки «Ночи Домбая», соавтор проекта с говорящим названием «Кавказ – наш общий дом». Но я пришла к Назиру с главным вопросом: как «Старый Домбай» готовится к новогодним праздникам? А Байчоров умеет любое мероприятие превратить в незабываемое зрелище.
– Традиции мы не изменим – в новогоднюю ночь одновременно в двух кафе, на горе и в посёлке, будут организованы концертно-развлекательные программы с Дедом Морозом и Снегурочкой. Что касается зимних развлечений, то будут организованы катания на дельтапланах, соревнования горнолыжников.
Не забыла я в этот день зайти и во врачебную амбулаторию, которую уже много лет возглавляет первоклассный терапевт Вера Бекмурзова:
– К зимнему сезону готовы – у нас две автомашины «Скорой помощи» – одна для обслуживания горы, другая для посёлка. Думаю, в нынешнем сезоне травм станет меньше – скажется то, что работники «Канатных дорог Домбая» и трассу новую строят, и остальные расчищают. Уж я-то, старая горнолыжница, знаю в этом толк…
Кто бы спорил! И Веру Бекмурзову также можно причислить к одной из визиток Домбая. Как и многих других, кто душою прикипел к этому дивному уголку России…

Людмила ОСАДЧАЯ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях