У истоков налоговой службы

24 ноября в 07:56
16 просмотров

Айшат ДАУРОВА (на снимке) родилась в Вако-Жиле, в семье бухгалтера, и в 17 лет поехала поступать в Ростовский институт народного хозяйства. Училась она отлично – и вскоре оказалась среди студенток этого престижного вуза. Специальность девушка выбрала востребованную – «экономика сельского хозяйства». Вернувшись в 1972 году в область, сразу была назначена главным экономистом колхоза «40 лет Октября». Однако в 1974 году девушка вышла замуж, переехав в Хабез, где до 1978 года работала экономистом в совхозе «Хабезский».

Айшат ДАУРОВА (на снимке) родилась в Вако-Жиле, в семье бухгалтера, и в 17 лет поехала поступать в Ростовский институт народного хозяйства. Училась она отлично – и вскоре оказалась среди студенток этого престижного вуза. Специальность девушка выбрала востребованную – «экономика сельского хозяйства». Вернувшись в 1972 году в область, сразу была назначена главным экономистом колхоза «40 лет Октября». Однако в 1974 году девушка вышла замуж, переехав в Хабез, где до 1978 года работала экономистом в совхозе «Хабезский». Потом ей предложили перейти из совхоза в райисполком, и Айшат, к тому времени уже мать двоих детей, охотно согласилась: исполком был рядом с домом.
В начале 90-х годов работала уже председателем Хабезской районной плановой комиссии в исполкоме, когда первый руководитель налоговых органов Карачаево-Черкесии Виктор Джоган обратился к тогдашнему главе района Олегу Аргунову с просьбой найти ему начальника для районной налоговой инспекции, которую срочно нужно было формировать.
А в это время в стране менялась форма собственности, осуществлялся переход от плановой к рыночной экономике, число предпринимателей росло по 500 человек за квартал. Нужно было создать 10 инспекций: аппарат Госналогинспекции по Карачаево-Черкесии, две городских, семь районных налоговых инспекций. Однако в налоговую службу переходить никто не хотел.
Аргунов порекомендовал Джогану выпускницу РИНХа Айшат Даурову как грамотного специалиста и опытного организатора. Айшат Нурдиновна, выслушав предложение Джогана, задумалась. Во времена СССР налоги взимались инспекциями государственных доходов, они контролировали поступления от предприятий платежей в бюджет и проводили счетные проверки. А что теперь? Дело было новое. Она колебалась, соглашаться или нет, ведь кто знал тогда, надолго ли это? Серьезно ли? Не расформируют ли их завтра за ненадобностью? Однако согласилась.
В районе тогда только что расформировали комитет народного контроля, и в две освобожденные им комнатушки предложили въехать новоявленным мытарям. У пустых стен сиротливо стоял один шатающийся стол, на котором высился замшелый ундервуд – и все. В инспекцию вместе с Айшат Нурдиновной перешли еще пятеро инспекторов из отдела госдоходов райфинотдела, натаскали, где смогли найти, столы и стулья, кто-то принес деревянные счеты.
На первые проверки, вспоминает Айшат Нурдиновна, добирались на попутках, калькуляторы были большой редкостью, а о компьютерах и говорить нечего. Работать приходилось в экстремальных условиях неэффективной экономики, недостаточного финансирования, отсутствия законов и распада Союза. Не было помещений, транспорта, связи, техники, инструктивных материалов. С высоты пройденных лет Айшат Нурдиновна вспоминает, что время это было нелегким, принимались непопулярные решения, служба нестабильно финансировалась, налоговое законодательство постоянно менялось.
А налоги в то время воспринимались предпринимателями и кооператорами как досадные поборы. Айшат Нурдиновна сегодня с улыбкой вспоминает былые времена, как предприниматели приходили жаловаться на налоговые сборы главе района, как ругали первых мытарей на чем свет стоит, а однажды даже револьвером угрожали. И это несмотря на то, что силами налоговиков формируется бюджет, из которого выплачивают зарплату, строятся больницы, школы и дороги и т. п.
В те годы совсем не редкостью было резко негативное отношение налогоплательщика к налоговому законодательству по принципу: «нарушал и нарушать буду».
 И далеко не сразу к налогоплательщикам пришло понимание, что их деньги возвращаются к ним в виде медицины, образования, пенсий, дорог, реализации социальных программ.
Тем не менее, постепенно все менялось. Отправили молодых сотрудников, десятки специалистов, на учебу в вузы для того, чтобы обучить новой профессии – сбору налогов и разъяснить людям, что такое налоги, почему их уплачивают граждане, на какие цели идут собранные налоги.
Но это не все трудности роста. В 2002 году налоговые инспекции по всей России подверглись серьезной реорганизации: их стали переводить на новый принцип работы, мелкие инспекции ликвидировались, а на их базе создавались межрайонные, когда одна инспекция обслуживает несколько районов. Сотрудники в районах оказались перед выбором: уходить из профессии или остаться, но переезжать в другой населенный пункт, где была работа и находилась базовая инспекция, либо ежедневно проделывать неблизкий путь в соседний район на работу.
Айшат Нурдиновна решила остаться в службе и теперь ездила на работу из Хабеза в Зеленчукскую. К 2005 году в Карачаево-Черкесии из 10 инспекций остались только три, а налоговая стала федеральной службой в составе Министерства финансов Российской Федерации.
«Невозможно забыть самое начало, – говорит Айшат Даурова, – трудное, на практически нулевой материальной и кадровой базе, и этапы внедрения новых организационных и технологических структур, и переход от разрозненных, порою противоречивых инструкций к Налоговому кодексу, и множество других событий. Много было сложностей, но налоговикам присущи особый корпоративный дух, взаимная поддержка, умение мобилизоваться и решать сложные, на первый взгляд невыполнимые, задачи».
Айшат Нурдиновна к этому времени уже прекрасно разбиралась в налоговом законодательстве, полюбила профессию.
Сегодня Айшат Даурова, осмысливая пройденный путь, говорит: «За эти 25 лет была построена современная налоговая система, которая отвечает рыночным принципам и особенностям национальной экономики и в которой соблюдается баланс интересов государства и налогоплательщиков.
Сегодня налоговая служба – команда профессионалов, работающих с использованием самых передовых информационных технологий. И я горжусь тем, что вхожу в эту команду, принимала непосредственное участие в становлении и совершенствовании действующей системы налогового администрирования и могу продолжать трудиться в налоговых органах на благо республики».
Сегодня налоговики становятся участниками процессов, которые еще 25 лет назад выглядели фантастикой: с помощью инфтехнологий, внедряемых шаг за шагом, налоговая служба вышла на новый уровень взаимоотношений с налогоплательщиком, предоставляя качественные налоговые услуги в минимально короткие сроки. Не контактируя с налоговым инспектором, не посещая инспекции, налогоплательщик имеет круглосуточный доступ к широкому спектру налоговых услуг через сеть Интернет: от сдачи отчетности, получения справок, ИНН до постановки на налоговый учет. Огромный прогресс совершается ради главной задачи – наполнения государственной казны.
Эти и другие задачи решаются благодаря специалистам налоговой службы Карачаево-Черкесии, среди которых немало финансистов старой советской школы, таких как Айшат Даурова, помнящих, что такое деревянные счеты, и когда-то не знавших, что такое компьютер, а сегодня обладающих глубокими познаниями не только в налоговом законодательстве, но и в сфере интернет – и IT-технологий. Они были первопроходцами, а через много лет те девчонки, которые в 90-е только приходили в профессию, стали корифеями. Не только Айшат Нурдиновна, но и ее коллеги и ученики. И не только. Сын Айшат Дауровой, Борис, и ее дочь Дина тоже посвятили себя работе с налогами, положив начало целой династии налоговиков.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях