Остап Бендер отдыхает…

27 ноября в 10:43
 просмотров

В криминологии есть такой термин -­ «виктимное поведение» («victim» -­ в переводе с английского «жертва») -­ это склонность человека стать жертвой преступления. Классический пример такого поведения, который нередко приводят на своих лекциях в юридических вузах страны преподаватели по криминологии, ­- Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка и Серый Волк». Так вот, оказывается, если бы на девочке не было красной шапочки, трагедии бы с ней не произошло.
Если исходить из этого, то большинство пострадавших от рук мошенников, дела в отношении которых сегодня рассматриваются в судах республики, становились ими по собственной воле.
Начнем с одного из самых распространенных видов мошенничества ­- так называемого кредитного мошенничества. Это когда мошенники, введя вас в заблуждение, берут ваш паспорт и оформляют на него кредиты на покупку дорогой бытовой техники.

В криминологии есть такой термин -­ «виктимное поведение» («victim» -­ в переводе с английского «жертва») -­ это склонность человека стать жертвой преступления. Классический пример такого поведения, который нередко приводят на своих лекциях в юридических вузах страны преподаватели по криминологии, ­- Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка и Серый Волк». Так вот, оказывается, если бы на девочке не было красной шапочки, трагедии бы с ней не произошло.
Если исходить из этого, то большинство пострадавших от рук мошенников, дела в отношении которых сегодня рассматриваются в судах республики, становились ими по собственной воле.
Начнем с одного из самых распространенных видов мошенничества ­- так называемого кредитного мошенничества. Это когда мошенники, введя вас в заблуждение, берут ваш паспорт и оформляют на него кредиты на покупку дорогой бытовой техники. Однако сегодня найти таких доверчивых граждан становится все сложнее, и мошенники, а в подавляющем большинстве это представительницы слабого пола, используют новые схемы обмана.
К примеру, жительница республики К. (дела в отношении мошенниц находятся в стадии рассмотрения) находила асоциальных граждан, давала им по пять тысяч рублей и просила оформить кредит на покупку дорогой техники. В первом случае это было 129 тысяч рублей, во втором – ­130 тысяч рублей, в третьем -­ 149 тысяч рублей. Техника тут же продавалась. Деньги мошенница присваивала. И, естественно, погашать кредиты не собиралась. Банк начинал искать заемщика. А он оказывался неплатежеспособным.
­- И таких дел у нас в республике несколько, -­ рассказывала начальник уголовно­-судебного отдела прокуратуры КЧР Галина Станкевич. -­ Изощренности ума современных мошенниц Остап Бендер может только позавидовать. Некоторые из них были осуждены, но выводов, как видно, не сделали. Так, жительница Усть­-Джегуты К., 1963 г.р., была осуждена за аналогичное преступление. Ей было назначено условное наказание, но уроком это для нее не стало.
­- Галина Александровна, а каков социальный портрет мошенницы?
­- Как правило, прекрасно выглядит, следит за собой. Одевается в бутиках, носит золотые и бриллиантовые украшения, ездит на дорогих машинах, имеет высшее образование, нигде не работает, зарегистрирована по одному адресу, а проживает по другому. Глядя на «преуспевающих» особ, будущая жертва думает -­ вот как преуспела, может, и у меня получится. И заглатывает крючок…
В суде рассматривается дело по обвинению Кулины Б., уроженки ст. Сторожевой Зеленчукского района, в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Вместе со своей сестрой Малиной Ч., а также исполнительным директором СКПК «Фермер» Расулом У. эта женщина, мать двоих совершеннолетних детей, открыла 2 офиса, обставила их дорогой мебелью и техникой и… начала обманывать людей.
­- Обратите внимание, -­ говорил прокурор уголовно-­судебного отдела республиканской прокуратуры Аслан Салпагаров, который поддерживает обвинение в суде, ­- на графу «место работы» Кулины Б. -­ генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Фермеры КЧР», президент некоммерческого партнерства по поддержке фермерского движения «Фермеры Карачаево­-Черкесской Республики», председатель Сельскохозяйственного кредитно-­потребительского кооператива «Фермер». С такими регалиями как не поверить человеку?!
А людям просто пускали пыль в глаза. Вначале предлагали вступить в ассоциацию, заплатив членский взнос. А потом, дескать, деньги потекут рекой. Говорили, что заграничные инвесторы начнут вкладывать в республику миллионы, а члены ассоциации смогут брать огромные кредиты под 3-­4 процента. Затем потребовались деньги за составление бизнес-­планов, потом еще за что-­то. И, что самое парадоксальное, люди деньги отдавали в надежде получить больше. Так, житель республики К. для оформления кредита на сумму 2 миллиона рублей «расстался» со 122700 рублями. А некоторые наши граждане выложили из своих карманов за откровенную «липу» 200 тысяч, 300 тысяч и более рублей. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Да и то только один раз.
Кулина Б. была арестована в Ростовской области и осуждена по приговору Орловского районного суда Ростовской области от 16.04.2014 г. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Она этапирована в КЧР, где ей предъявлено обвинение в мошенничестве.
Из обвинительного заключения по уголовному делу в отношении Олеси Ш., 1984 г.р., жительницы г. Черкесска: «Олеся Ш. в период с марта по октябрь 2012 года совместно с ранее знакомым Мухамедом К. по подложным документам незаконно получила субсидии в рамках реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Карачаево­-Черкесской Республики на период 2012­-2014 годы», разработанной и принятой Министерством сельского хозяйства КЧР … тем самым, похитив бюджетные средства в сумме 3177000 рублей, что является особо крупным размером». Дело в отношении Мухамеда К. было прекращено в связи с его смертью.
Действовали они следующим образом. Находили людей, которые ранее не являлись главами крестьянско-­фермерских хозяйств и не были знакомы с условиями предоставления грантов, оформляли на них целый пакет документов, дающих право на участие в отборе соискателей на получение субсидии в рамках программы, регистрировали их в налоговых органах в качестве ИП Глава КФХ, предоставляя документы, содержащие ложные сведения о хозяйственном и финансовом состоянии как предпринимателя. Подготавливали заявку на участие в отборе КФХ на получение гранта, бизнес­-план, в который были внесены ложные сведения о наличии у предпринимателя условий, способствовавших развитию КФХ.
Затем все указанные документы с приложением к ним подложной справки -­ выписки из похозяйственной книги, содержащей ложные сведения о количестве КРС, договоров о якобы имевших место взаиморасчетах с контрагентами по приобретению КРС предоставлялись в Министерство сельского хозяйства КЧР. Комиссия включала этих лиц в список участников программы. Но гранты в размере 390 тысяч на каждого и 100 тысяч единовременной помощи до них не доходили. Суммы субсидий перечислялись Олесей Ш., уполномоченной правом первой подписи в финансовых документах, на расчетный счет СПК «Бизнес», принадлежащий Мухамеду К., якобы за… ячмень. А затем эти деньги они использовали на свои личные нужды, как следует из обвинительного заключения.
Факт мошеннических действий сотрудниками правоохранительных органов был выявлен и в центре социального обслуживания населения в городе Черкесске, расположенном по улице Советской, 191.
­- Специалист центра М., бухгалтер Ш. и бухгалтер ООО «Крокус» А., – ­ говорила Г. Станкевич, -­ оформляли на работу «мертвых душ», писали от их имени заявления о приеме на работу, составляли фиктивные табели рабочего времени, а деньги присваивали.
­- И какую сумму похитили они у государства? ­- спросила я.
­- Около полутора миллионов рублей. При этом двое из них свою вину признали, а одна ­- нет.
…Так вот, возвращаясь к Красной Шапочке. На мой взгляд, Красная Шапочка в сказке действительно жертва, потому что, вполне вероятно, шапочку такого «привлекательного» цвета ей подарила бабушка, и девочка надела ее, чтобы порадовать старушку. Но далеко не все пострадавшие от рук мошенников таковыми (то бишь жертвами) являются. Является ли пострадавшим тот, кто отдал паспорт другому лицу для оформления кредита в банке и получил за это мзду? А тот, кто предоставил паспорт для оформления себя любимого на фиктивную работу? Разве мало у нас случаев, когда человек лишь числится на предприятии или в учреждении, а деньги за него получают другие, зато у него идет трудовой стаж. А те, кто купились на низкие проценты на кредиты, да еще за это и заплатили? Какие они жертвы? Впрочем, это мое, глубоко субъективное, мнение, с которым вы, уважаемый читатель, можете не согласиться.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях