Качество жизни: как оценить?

9 декабря в 08:30
1 просмотр

Недавно опубликованное монографическое исследование «Качество жизни населения Карачаево-Черкесской республики: состояние и перспективы» содержит любопытные выводы о том, как жители республики оценивают минувшее тридцатилетие, насколько меняются критерии оценки их жизни. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с автором монографии – Лианой КУБАНОВОЙ, старшим научным сотрудником отдела социально-политических исследований в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований, кандидатом политических наук.
– Лиана Владимировна, термин «качество жизни» в последние годы стал доминантой социально-экономических, да и политических процессов в России. Но что конкретно под ним понимается?
– Качество жизни отражает предоставляемую развитым индустриальным обществом возможность потребления благ и услуг, нечто на стыке стандарта, стиля и образа жизни, и отражаемую, главным образом, через экономические показатели. 

Недавно опубликованное монографическое исследование «Качество жизни населения Карачаево-Черкесской республики: состояние и перспективы» содержит любопытные выводы о том, как жители республики оценивают минувшее тридцатилетие, насколько меняются критерии оценки их жизни. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с автором монографии – Лианой КУБАНОВОЙ, старшим научным сотрудником отдела социально-политических исследований в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований, кандидатом политических наук.
– Лиана Владимировна, термин «качество жизни» в последние годы стал доминантой социально-экономических, да и политических процессов в России. Но что конкретно под ним понимается?
– Качество жизни отражает предоставляемую развитым индустриальным обществом возможность потребления благ и услуг, нечто на стыке стандарта, стиля и образа жизни, и отражаемую, главным образом, через экономические показатели. Большинство ученых-социологов «качество жизни» понимают как синоним всевозможных общественных благ, даваемых личности с ростом интеллектуальных потребностей.
– Но каковы индикаторы, критерии качества жизни?
– Есть концепция, которая исходит из субъективных оценок степени удовлетворения потребностей самим человеком. Главными компонентами выступают состояние здоровья и уровень образования, возможность обеспечить себя, и показатели экологического состояния природной и социальной среды. А вот Дж. Форрестер предложил для измерения качества жизни обобщенный показатель, вбирающий в себя количественные характеристики плотности населения, уровня промышленного производства, обеспеченности минеральными ресурсами и загрязненности природной среды. Принимая во внимание нарастающие масштабы стрессовых ситуаций на работе и в быту, игнорирование проблем, связанных с охраной здоровья, ученый пришел к неожиданному, на первый взгляд, выводу: чем выше уровень жизни, тем ниже ее качество, и наоборот. Его последователи сделали вывод о том, что при существующих тенденциях роста численности населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, роста производства при одновременном нарастающем истощении ресурсов, пределы роста будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Качество жизни в данном контексте находится в обратной зависимости по отношению к уровню жизни: чем выше уровень жизни, связанный с темпами роста промышленного производства, тем быстрее истощаются минеральные ресурсы, быстрее загрязняется природная среда, выше скученность населения, хуже состояние здоровья людей, больше стрессовых ситуаций, ниже качество жизни.
– Интересная получается ситуация. Ну а какой теорией руководствовались вы  в своем исследовании?
– Для меня «качество жизни» – это комплексная характеристика условий жизни населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках. Оно связано с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Сегодня создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения во всех субъектах Российской Федерации выдвигается на первое место. Рост качества жизни провозглашается в виде общенациональной идеи, обеспечение достойного его уровня становится безусловным приоритетом всей государственной политики. Особенность качества жизни того или иного региона зависит от уровня экономического развития, политического климата, межэтнических отношений, социокультурной составляющей, психологического комфорта, степени экологической безопасности и ряда других обстоятельств.
– И какими документами вы пользовались в вашем исследовании? Проводили опросы или анкетировали граждан?
– В работе использован обширный эмпирический материал: нормативно-правовые акты, то есть законы, постановления как федерального, так и регионального уровней, стратегии, концепции; публичные выступления политических деятелей; статистические материалы; данные социологических опросов.
– И какой вывод позволяют сделать ваши исследования? Это ведь, по сути, не только анализ событий прошедших лет, но и оценка восприятия их людьми?
– Да, конечно. В начале 1990-х, несмотря на предпринимаемые меры по либерализации экономики, расчет на то, что хозяйственные субъекты смогут удержаться на плаву, в Карачаево-Черкесии не оправдался. Предприятия без государственной поддержки оказались на грани банкротства. В процессе приватизации выиграла лишь определенная часть лиц, большинство оказалось неимущим. Проводимые социологические исследования по изучению социально-экономической и политической ситуации в республике, начиная с 1992 года, показывали, что определяющим фактором времени в массовом сознании была крайне низкая степень удовлетворенности жизнью. Население было обеспокоено кризисом в экономике, спадом как промышленного, так и сельскохозяйственного производства (62,1%), ростом безработицы (64,1%), ростом цен (60,1%), слабостью и беспомощностью власти (58%), расслоением на богатых и бедных (52,3%), коррупцией (53,3%), ростом числа уголовных преступлений (50%). На первый план выдвинулись экономические проблемы, более половины жителей республики оказались за чертой бедности. Выросла численность безработных до 34%. Бюджет был дефицитным, из-за сложной ситуации на Кавказе в целом, в республику не поступало никаких инвестиционных вливаний. Политическая ситуация находилась в прямой зависимости от экономических условий. Шла борьба за власть между элитами.
Анализ выступлений Главы республики в 1995-1998 гг. показал, что для того периода была характерна идеология, согласно которой народы Карачаево-Черкесии должны жить, а не выживать. В своих выступлениях В. Хубиев подчеркивал, что власть обязана обеспечить рост благосостояния граждан, повысить жизненный уровень людей, сформировать сильную экономику, консолидировать всех граждан и сохранить мир и стабильность. Действительно, к концу 1990-х гг. удалось достигнуть некоторых результатов. Так, если в 1993 г. дотации государства составляли 76,2% бюджета КЧР, в 1994 г. – 63,7%, в 1997 г. – лишь 42%. Но многие проблемы оставались по-прежнему нерешенными. К ним относились задержки с выплатами заработной платы и пенсий. На учете в фондах социальной поддержки граждан состояло свыше 50 тыс. малообеспеченных жителей республики. Безработица продолжала оставаться актуальной проблемой для всех районов республики. Неблагоприятные социально-экономические условия в республике способствовали росту преступности. Если в 1990 г. в республике было зарегистрировано 4382 преступления, то за 10 лет этот показатель увеличился до 5944.
Но к началу 2000-х гг. промышленное производство в республике стабилизировалось, наблюдалась положительная динамика. Несмотря на этнополитический конфликт 1999-2000 гг., который ухудшил отношения между народами, начали функционировать многие предприятия. Наиболее проблемными в тот период времени оставались отрасли машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности, наиболее успешно развивались химическая, пищевая промышленность, электроэнергетика. Безработица продолжала оставаться одной из самых актуальных проблем по всей республике, особенно в сельской местности.
В 2000-2003 гг. в Карачаево-Черкесии большое внимание уделялось привлечению централизованных источников финансирования проектов для решения вопросов культурного, социально-экономического характера, была налажена своевременная выплата заработной платы бюджетникам, пенсий, решены вопросы о выплате детских пособий, которые еще в 1999 году «запаздывали» на 22 месяца.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению социально-экономической ситуации в республике, дотационность бюджета возросла в 2002 г. до 95%. Достижению намеченных целей мешало политическое противостояние власти и активно действующей оппозиции. Конец 1990-х и начало 2000-х годов – это борьба элит за свое место в политической структуре, политическое влияние, коллективные права этносов. Неразрешенный конфликт 1999-2000 годов, просуществовавший в латентном состоянии практически до следующих выборов в 2003 году, оказывал негативное влияние на все аспекты жизни республики. Тогда как в соседние регионы в 2002 году поступали иностранные инвестиции (в Ставропольский край около 60 млн. долл., в Краснодарский край – более 200 млн. долл., в Адыгею – более 2 млн. долл.), в КЧР не поступило ни одного инвестиционного доллара. Поэтому для привлечения денежных средств в республику Правительство разработало свыше 10 новых крупных инвестиционных проектов.
М. Батдыев начал работу по включению республики в федеральные целевые программы развития регионов, которые должны были решить важную часть социально значимых проблем. Республика начала работу по реализации национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Достойное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». Но несмотря на позитивные сдвиги в республике, на период смены власти к середине 2008 года оставалось много нерешенных вопросов. Среди таких проблем первые три места заняли социально-экономические проблемы: безработица – 79,2%; низкий уровень жизни (низкие зарплаты, пенсии) – 54,9%; рост цен на товары и услуги – 49,3%.
Вступив в должность, Президент КЧР Б. Эбзеев отметил, что «федеральный, региональный и муниципальный уровни власти образуют единую систему, которая должна работать на человека, его благополучие и качество жизни». С начала 2009 года в республике был принят ряд правительственных программ, затрачены специальные средства на сохранение рабочих мест. В начале 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев досрочно прекратил полномочия Президента Карачаево-Черкесской Республики Б. Эбзеева. В марте 2011 г. вступил в должность Главы КЧР Р. Темрезов. За первые годы его работы активизировалось привлечение внебюджетных инвестиций. Реализовываются 26 инвестиционных проектов на общую сумму 145 млрд. руб., социальным эффектом от реализации которых станет создание более 28000 новых рабочих мест. Это текстильное и швейное производство, производство обуви, сельское хозяйство, производство и распределение электроэнергии, туристско-рекреационный комплекс, производство строительных материалов, машиностроение, химическая промышленность, добывающее производство. Сегодня опросы выявляют высокий уровень довольства граждан своей жизнью. Даже санкции и экономический кризис мало что здесь меняют.
– И что же нужно, чтобы закрепить эти достижения?
– Нужны разработка системы государственных и муниципальных социальных стандартов качества жизни в Карачаево-Черкесии, адекватных российской специфике, формирование высококвалифицированных кадров органов государственного и муниципального управления и кадрового резерва, необходима разработка методов оценки результативности власти и научно-обоснованной системы показателей ответственности органов государственного управления и местного самоуправления за результаты своей деятельности и, наконец, разработка и реализация региональных комплексных программ повышения качества жизни населения.

НА СНИМКАХ: Лиана КУБАНОВА, монография автора.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях