На ком земля держится

13 января в 07:02
 просмотров

В далеком 1964 году вчерашняя студентка Пятигорского института иностранных языков Нина Никищенко обратилась к заведующей Карачаево-Черкесским облоно Е. Кельиной за направлением на работу.
Посмотрев на эффектную девушку с артистичной внешностью, Елена Илларионовна взяла ее документы, внимательно почитала, вернув, сказала: «Поезжайте в Октябрьскую школу: поселок возле трассы, директор там молодой, стиляга».
Приехала Нина в Октябрьский, нашла школу, которая располагалась в приспособленном помещении. Спросила вышедшего из дверей полного человека с ведром известки и кистью в руках: «Как найти директора школы?». Тот опустил ведро: «Это я». Нина опешила: «И это стиляга директор?!»

В далеком 1964 году вчерашняя студентка Пятигорского института иностранных языков Нина Никищенко обратилась к заведующей Карачаево-Черкесским облоно Е. Кельиной за направлением на работу.
Посмотрев на эффектную девушку с артистичной внешностью, Елена Илларионовна взяла ее документы, внимательно почитала, вернув, сказала: «Поезжайте в Октябрьскую школу: поселок возле трассы, директор там молодой, стиляга».
Приехала Нина в Октябрьский, нашла школу, которая располагалась в приспособленном помещении. Спросила вышедшего из дверей полного человека с ведром известки и кистью в руках: «Как найти директора школы?». Тот опустил ведро: «Это я». Нина опешила: «И это стиляга директор?!»
Придя вечером на квартиру, молодая учительница долго плакала. И зря. Потому что Яков Константинович Стофорандов оказался замечательным директором: строгим, честным, справедливым. Родился Яков в селе Спарта, учился в Эрсаконской школе. Аттестат получил в областной национальной школе-интернате, куда брали детей из аулов. Он был в числе 10 первых выпускников интерната. Но допустили к сдаче экзаменов в Ставропольский педагогический институт его только после того, как принес справку о реабилитации отца, ложно обвиненного в шпионаже.
Когда отца арестовали как врага народа, Яше было 8 лет, младше его были ещё трое. Так с клеймом детей врага народа и жили они до 1957 года …
После реабилитации Якову выдали дело отца. Те, которые донесли на папу, были ему знакомы. Единственный из обвиняемых он вину не признал. Но, очевидно, выбивая признания, Стофорандова избили до неузнаваемости, поэтому не сочли возможным выпустить.
По окончании института Яков Константинович 12 лет отработал учителем физики и астрономии в селе Малые Ягуры Петровского района Ставропольского края. Там и встретил свою судьбу – учительницу географии Татьяну Николаевну. У них родились три очаровательные дочери: Наталья, Марина и Аня…
Росли дети, работа ладилась, коллеги уважали. И сегодня, спустя более полувека, они продолжают быть в курсе того, что происходит в школе. Выпускники тоже любят и помнят чету учителей и навещают их. Татьяна Николаевна говорит, что самый главный секрет такого отношения – любовь к детям. А Стофорандовы любили детей, любили свое дело. Наверное, поэтому, встречая Татьяну Николаевну, даже незнакомые дети спрашивают: «А когда Вы придете в школу работать?» Видно, родители школьников Октябрьской школы рассказывают об интересных уроках и удивительных кружках, которые вели Стофорандовы. И не только они. Кружки велись по всем предметам…
Как же Стофорандовы оказались в Октябрьском? Яков Константинович очень любил свою маму, которой выпало так много испытаний, хотел быть к ней поближе. А жила она в Спарте. В Карачаево-Черкесском облоно ему предложили директорство в Октябрьской школе.
Приехав в Октябрьский, он увидел, что эта школа намного хуже, чем в Малых Ягурах. Школа была восьмилетняя, помещалась в двух бараках, вода была привозная, ее заливали в цистерну, откуда брали вёдрами. Отопление было печное. Интернат тоже был в приспособленном доме. Детей привозили из Майского, Солнечного, Нового. Прошлого директора он не увидел, дела ему никто не сдал. Школьную печать получил у завхоза. Но Стофорандовы решили: «Будем работать!» И закипела работа…Школа в том же году преобразовалась в среднюю. Коллектив ему достался хороший, и новые учителя были как на подбор: Е. Гупалова, А. Мусаева, А. Байрамуков, Н. Никищенко, Л. Конглиева, В. Ковалёв, Л. Гуливердиева и другие.
Всю учебную работу добросовестно вела Зоя Георгиевна Королькова, которая приезжала из Черкесска. Она ни разу не опоздала на работу. На учителях лежала колоссальная ответственность. Примерно сто детей уезжало ежегодно из школы и столько же приезжало.
Директор с благодарностью говорит о том, что школы из отделений давали хорошо подготовленных детей. За хорошую учёбу детей поощряли поездками в Архызскую обсерваторию, на Голубые озёра, в Волгоград ,в Кисловодск…
Ученики старших классов помогали на ферме, пропалывали свёклу на тридцати пяти гектарах, собирали металлолом и макулатуру. В школе была налажена тимуровская работа. Организовали в школе учительский хор, который занимал призовые места в области.
Помнятся зрителям зрелищные танцы, поставленные Н. Никищенко (Рыкаловой) Костюмы для танцев шили Л. Канглиева и В. Ермоленко (Сысоева). На кружке физики изготовляли действующие макеты ракет, кораблей. На День космонавтики запускали ракеты, изготовленные кружковцами под руководством Я. Стофорандова. Кабинет физики был оборудован прекрасно благодаря тому, что Яков Константинович не жалел и личных денег для этого.
Октябрьская школа вместе с Черкесским Домом пионеров представляли в Ставрополе на выставке технического творчества всю область.
А как учителя и школьники любили астрономию! Яков Константинович, возвращаясь поздно с работы, рассказывал своим попутчикам, молодым коллегам, про звёзды, планеты.
Когда школе дали старую грузовую машину, её ремонтировали сам директор и И. Макаркин. Машину ласково называли «Маруськой». Куда только она ни возила учителей и учеников! За рулём часто бывал и Яков Константинович.
О том времени рассказывают фотографии, которые хранятся в семье. Обычно фотографом выступал сам Яков Константинович. Допоздна они с Татьяной Николаевной печатали эти фотографии дома. Она была ему помощницей во всём, но в школе требовательнее, чем ко всем, относился именно к ней. Он и к себе был требователен. Его дети ни разу не переступили порог отцовского кабинета. Однажды он снизил оценку средней дочери. Весь класс пришёл к директору «разбираться»…
При Стофорандове стали строить новую школу. Это стало возможным благодаря директору совхоза Ануару Урусбиеву. Яков Константинович с благодарностью говорит, что директор совхоза был в курсе всех школьных дел, никогда не отказывал в помощи. Но ни разу для себя ничего не попросил Яков Константинович. Все – для школы, для детей. И теперь он горд тем, что в школе, которая строилась при нём, является его детищем, работают учителя, которых учил он. За годы учительства и директорства не накопил Стофорандов денег, хоромы. Живёт скромно, открыт для людей. Сколько контрольных он выполнил для студентов! Бывало, увлечётся решением задачи и не замечает, что скоро утро. Пользовался задачником отца академика Андрея Дмитриевича Сахарова.
Перед наступающим Новым годом, 27 декабря, Якову Константиновичу исполнилось 86 лет. Поздравить любимого учителя пришли его ученики: русские, карачаевцы, чеченцы, даргинцы… Ведь на таких учителях держится земля наша…

Н. ЭДИЕВА.
п. Майский.

Н. ЭДИЕВА
Поделиться
в соцсетях