Мудрость – в наследство

19 января в 05:56
5 просмотров

В свои преклонные годы Али Юнусович Черкесов уверяет, что и поныне слышит звук шагов отца и ласковые наставления матери. Стоит ему выйти во двор, как для него оживают звуки давно минувших дней, которые преображаются в чудесные мелодии древних нартов. Топот копыт, шелест листвы или полет снежинок – все становится для него нотами песен…
Особый талант в Али Черкесове школьные учителя заметили с первого класса. На переменах между уроками он не резвился, не прыгал и не озорничал, как его сверстники, а пел какие-то не всем понятные песни. Рано взялся за дедовскую шичепшынэ (черкесский струнный музыкальный инструмент). Иногда тайком подбирался к старой гармошке родственниц, чтобы получше узнать ее возможности. Бывало, по вечерам, когда сказители во главе с Мурзабеком Ордоковым соберутся на уличной лавочке, тут как тут появлялся мальчишка в очках – малыш Али. И он словно вбирал в себя старинные добрые сказки, песни, многочисленные пословицы и поговорки, воспоминания и рассказы из невидимого сундука сокровищ живых фольклористов, получал мудрость в наследство. Все это много позже помогло Али Юнусовичу в соавторстве с Мухамедом Хакуновым создать «Историю адыгского народа».

В свои преклонные годы Али Юнусович Черкесов уверяет, что и поныне слышит звук шагов отца и ласковые наставления матери. Стоит ему выйти во двор, как для него оживают звуки давно минувших дней, которые преображаются в чудесные мелодии древних нартов. Топот копыт, шелест листвы или полет снежинок – все становится для него нотами песен…
Особый талант в Али Черкесове школьные учителя заметили с первого класса. На переменах между уроками он не резвился, не прыгал и не озорничал, как его сверстники, а пел какие-то не всем понятные песни. Рано взялся за дедовскую шичепшынэ (черкесский струнный музыкальный инструмент). Иногда тайком подбирался к старой гармошке родственниц, чтобы получше узнать ее возможности. Бывало, по вечерам, когда сказители во главе с Мурзабеком Ордоковым соберутся на уличной лавочке, тут как тут появлялся мальчишка в очках – малыш Али. И он словно вбирал в себя старинные добрые сказки, песни, многочисленные пословицы и поговорки, воспоминания и рассказы из невидимого сундука сокровищ живых фольклористов, получал мудрость в наследство. Все это много позже помогло Али Юнусовичу в соавторстве с Мухамедом Хакуновым создать «Историю адыгского народа». Книга была издана в Майкопе в 2000 году и стала учебным пособием для 8-11 классов школ трех республик – Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Али Юнусович Черкесов родился 15 января 1936 года в старинном черкесском ауле Касайхабль (Хабез) Черкесской автономной области. И когда в 1945 году мальчик ходил в первый класс, он уже хорошо знал многие народные песни и сказы от своих стариков. А пережитые годы войны и тот победный 45-й он будет вспоминать не раз, уже сложившись как писатель и песенник. Свои лучшие строки он посвящал героям и героиням – участникам Великой Отечественной. Лично мне особенно запомнилась песня о простой медицинской сестре, трогающая до глубины души. Она вошла в сборник «Этих лет не смолкнет слава», изданный в Армавире в 2005 году.
После службы в армии, казалось бы, талантливому юноше дорога либо на филологический факультет, либо в консерваторию. А он поступил в сельхозинститут в Ставрополе. Ибо сызмальства любил землю. И после окончания высшего учебного заведения до ухода на пенсию был верен своей профессии, занимая ответственные должности в этой сфере.
А поэзия… Как признается Али Черкесов, он полюбил ее благодаря доброму наставнику, мастеру адыгской словесности, поэту и писателю Юсуфу Хакунову. Юсуф Айсович при школе в Хабезе организовал литературный кружок, в который привлек немало талантливых мальчишек и девчонок. Разумеется, одним из первых кружковцев стал Али. Вскоре этот кружок прославился на всю область, и юным авторам – воспитанникам Хакунова всемерную помощь оказывали известные писатели Хусин Гашоков, Абдулах Охтов и другие. Кружок начал регулярно выпускать стенную газету «Юный писатель», в которой пробовали перо не только Али, но и Михаил Асланов, Аслан Туаршев, Мухарби Туаршев, Михаил Тутов, Елена Даурова, Михаил Тхакохов и другие.
С 1952 года стихи и песни молодого поэта Черкесова начали печататься в газете «Черкес пэж». Так начался его путь в литературу.
О творчестве А. Черкесова не раз высказывались в своих исследованиях литературы доктора наук, профессора Лейла Бекизова, Хизир Хапсироков, Хангери Баков… Теплые строки Х. Хапсироков посвятил творчеству Черкесова в своей книге «Жизнь и литература» (Москва, 2002). В статье «Под солнцем Родины» он знакомил всех книголюбов с талантом Али.
А еще А. Черкесов известен не только как поэт и писатель, но и как исполнитель народных и собственных песен. Он из числа тех, кто в родном ауле в 1949 году создал народный ансамбль «Адиюх» (Али тогда был еще школьником). Помнится, в ту пору в Доме культуры аула еще работал хор стариков под руководством аксакала Мурзабека Ордокова, исполнявший народные песни…
Чем взрослее становился писатель-поэт Черкесов, тем мудрее становились его произведения. Об этом свидетельствуют его книги по мотивам устного народного творчества «Сказы о родном крае» (1989 г.) и «Щит отца» (1994 г.).
Очень интересен его труд последних лет «Черкесские имена». Но, на мой взгляд, вершиной творчества Али Черкесова является книга, над которой он работал многие годы, «Старинные черкесские предания», вышедшая в Карачаево-Черкесском книжном издательстве в 2014 году (спонсором выступил известный меценат Александр Охтов, председатель черкесской культурной автономии). Этот труд, думается, можно отнести к лучшим современным исследованиям фольклора черкесов.
В свои восемьдесят народный писатель КЧР Али Юнусович полон новых идей и задумок. Так пожелаем ему многих лет жизни и покорения новых творческих вершин!

В. АБИТОВ.

Поделиться
в соцсетях