Народный учитель
Летопись Сары-Тюза бережно хранит имена прославленных земляков, отличившихся в становлении родного аула, в ратном бою и труде, внесших свой вклад в науку и литературу, а еще знаменитых учителей, врачей, художников, артистов, общественных деятелей. Это и Джаныуай Батчаев, основатель поселения, благодаря которому здесь, на плодородной равнине, в 1924 году обосновались выходцы из высокогорных аулов Карачая, и известный поэт-фронтовик Исса Каракетов, погибший в боях за Родину, и полковник Аскер Бадахов, кавалер 24 боевых наград, и заслуженный учитель РСФСР, депутат Верховного Совета СССР Хабибат Аджиева, и многие другие.
Но есть среди них одно имя, стоящее особняком, хотя и не было широко обнародовано в прессе, книгах и мемуарах местных историков, краеведов, писателей, а лишь упоминалось в эпизодах. Но это вовсе не говорит о том, что оно предано забвению. Речь идет о первом учителе и основателе Сары-Тюзской школы, общественном деятеле Исламе Батчаеве, внесшем неоценимый вклад в ликвидацию неграмотности и просвещение земляков. Недавно на сходе аульчан было решено восстановить историческую справедливость и увековечить его имя памятной доской.
Летопись Сары-Тюза бережно хранит имена прославленных земляков, отличившихся в становлении родного аула, в ратном бою и труде, внесших свой вклад в науку и литературу, а еще знаменитых учителей, врачей, художников, артистов, общественных деятелей. Это и Джаныуай Батчаев, основатель поселения, благодаря которому здесь, на плодородной равнине, в 1924 году обосновались выходцы из высокогорных аулов Карачая, и известный поэт-фронтовик Исса Каракетов, погибший в боях за Родину, и полковник Аскер Бадахов, кавалер 24 боевых наград, и заслуженный учитель РСФСР, депутат Верховного Совета СССР Хабибат Аджиева, и многие другие.
Но есть среди них одно имя, стоящее особняком, хотя и не было широко обнародовано в прессе, книгах и мемуарах местных историков, краеведов, писателей, а лишь упоминалось в эпизодах. Но это вовсе не говорит о том, что оно предано забвению. Речь идет о первом учителе и основателе Сары-Тюзской школы, общественном деятеле Исламе Батчаеве, внесшем неоценимый вклад в ликвидацию неграмотности и просвещение земляков. Недавно на сходе аульчан было решено восстановить историческую справедливость и увековечить его имя памятной доской.
Весь жизненный путь Ислама Солтановича Батчаева (1878-1935 гг.) – это яркий пример служения народу, и его самой характерной чертой была постоянная, не знающая спада активность, где главной заповедью было действовать, зорко всматриваясь в окружающее, и откликаться на события, происходящие в стране и в ее глубинке. Ему до всего было дело. Он, как никто другой, умел дружить со временем и жадно впитывал в себя ароматы и громы эпохи. Чувство слитности с народом, его интересами, осознание себя как частицы великого целого наложили отпечаток на его деятельность, совпавшую с бурными событиями в нашей стране.
Он родился в ауле Карт-Джурте в семье потомственного животновода. И как знать, быть может, впоследствии его ждали бы посох чабана да кош в горах с отарами овец и табунами лошадей, если бы не горячее стремление отца, Солтана Муссакаевича, дать сыну образование. И он устраивает 12-летнего подростка на обучение к частному учителю Шамаилу Чотчаеву, где Ислам получил начальные знания по мусульманскому богословию, математике, географии. Далее любознательный юноша продолжает учебу у другого учителя, Рамазана Кипкеева, в ауле Каменномосте, а в 1895 году отец отвозит сына в Кисловодск, где он изучает латинский алфавит. Потом были годы учебы в станице Баталпашинской. Благодаря упорству и настойчивости горскому бедняку удается пробить себе дорогу к знаниям и к русской культуре сквозь препоны царского самодержавия… Горячо приветствовала тягу сына к знаниям и его мать, известная народная целительница, травница и повитуха Сыйлы-Кыз Зекерьяевна, женщина авторитетная и уважаемая в Большом Карачае, спасшая народной медициной не одну человеческую жизнь и принявшая десятки новорожденных в условиях отсутствия квалифицированных врачей.
Как рассказывает доктор исторических наук, профессор КЧГУ Аскербий Койчуев, И. Батчаев с начала установления Советской власти активно включился в новую жизнь, когда ярко проявлялись черты горской интеллигенции, которая шла в аулы, неся в руках факел просвещения и прогрессивных идей. Ислам Батчаев вступает в партию большевиков, а в 1920 году открывает ликбез, где обучались и дети, и взрослые.
…Разглядываю старую черно-белую фотографию 92-летней давности… И вполне очевидно, что этот снимок не раз реставрировался в фотоателье. На раритетном фото запечатлено прощание народа с вождем государства Владимиром Лениным. Среди делегатов из Карачая, окруживших постамент с телом покойного, четко проглядывается лицо Ислама Батчаева.
Профессор А. Койчуев продолжает: «В то время оказаться среди участников похорон вождя мирового пролетариата считалось делом большой чести, и ее удостаивались единицы. Среди делегатов Карачая были председатель Карачаевского облисполкома Курман Курджиев, женский лидер области Ерши Кульчаева, уважаемый в народе аксакал Исмаил Герюгов и сельский просветитель Ислам Батчаев. Говоря на современном языке, это уже говорило о политическом статусе человека, его реноме, но тогда наши дети не знали таких понятий. Но всегда был и оставался народный авторитет – бескомпромиссный, не терпящий фальши и двусмысленности»…
Наиболее рельефно обозначились организаторские способности И. Батчаева во время заселения Сары-Тюза, собственно, в те годы он стал правой рукой Джаныуая, которому по праву принадлежит лидерство в основании нового поселения. Ислам Солтанович лично взялся со своими помощниками за разбивку улиц, сбор стройматериалов, поиск толковых строителей. Он организовал 18 бричек с лошадьми для вывоза бревен из поселения Эльбрусского – здесь в складчину были приобретены, а затем разобраны деревянные срубы. Именно из этих бревен в основном и была построена первая школа Сары-Тюза, где Батчаев нашел свое истинное призвание, без остатка отдаваясь делу просвещения земляков. В те годы он стал первопроходцем по составлению учебников на родном языке, ведь у карачаевцев еще не существовало единого алфавита. Вот когда пригодились в полной мере Исламу знания, с таким трудом и самоотверженностью приобретенные в годы царского режима…
Обучая учащихся основам грамотности, он переводил тексты учебников с арабского языка на латинский шрифт, затем на кириллицу.
Наверное, его неравнодушное сердце, всегда бравшее на себя большие нагрузки и искренне откликавшееся на проблемы земляков, их чаяния и нужды, поэтому и дало сбой прямо на уроке. Было это в апреле 1935 года, когда в Сары-Тюзе уже цвели сады, в закладку которых он вместе с односельчанами вложил немало сил, и природа словно пела гимн людям, превратившим дикую желтую равнину в образцово-показательное село с прямыми, как струна, улицами. И в те мгновения, когда не стало Ислама Батчаева, время словно замерло на самой высокой, пронзительной ноте. Потом-то оно продолжит свой стремительный бег, но вот наручные часы учителя навсегда остановили свой ход…
…Благодарная память его учеников: Сагитта Башлаева, Магомеда Коркмазова, Шаухана Батчаева, Фатимы Мамчуевой, Халита Кущетерова и многих других – донесла до нас светлый образ одного из первых строителей основ новой жизни в горном крае. К сожалению, они уже все ушли из жизни. Но светлая память о любимом учителе запечатлена в рукописных мемуарах его учеников и живет в их детях.
«Наша мама, Фатима Азретовна Мамчуева, еще до войны окончившая Карачаевское медучилище, десятки лет возглавляла Сары-Тюзский ФАП. В разговорах она всегда подчеркивала, что человеком, который наставил ее на путь знаний и человеколюбия, был ее первый учитель Ислам Солтанович, – вспоминает Эмма Дерева. – Он был для учеников нравственным ориентиром и на своем примере воспитывал учеников в духе горских адетов… Как вспоминала наша мама, еще до начала своей педагогической деятельности, понимая, что для вновь образованного селения необходимы товары первой необходимости, Батчаев организовал первые в Сары-Тюзе магазины и завозил в них товары из Баталпашинска. Ислам Солтанович для моей матери был кумиром в школьные годы, и она считала, что его имя должно быть увековечено в Сары-Тюзе, где он со своими сподвижниками заложил основы обновления жизни».
…Листаю довольно объемистую папку с фотографиями и рукописными воспоминаниями учеников и современников И. Батчаева, которая имеет свою почти мистическую историю. Много лет она хранилась в старинном сундуке, погребенная под поленницей дров во дворе родового гнезда Батчаевых, где жил с семьей младший сын Ислама, Хамзат, участник Великой Отечественной войны, орденоносец, инженер-строитель с дипломом московского вуза, который он окончил в 1956 году. Никто из домочадцев и не ведал, какую тайну хранит этот сундук, сопровождавший семью в места депортации и вернувшийся обратно. Умирая, Хамзат Исламович указал жестом дочерям Розе и Фатимат на этот сундук.
Как рассказывает Роза Хамзатовна, на дне сундука и была обнаружена эта папка: «Отец после возвращения из депортации, оказывается, по крупицам собирал в тайне от своей матери материалы о нашем дедушке. Потом уже, на семейном совете, переосмысливая его где-то недосказанные слова, недомолвки, мы поймем, что он хотел собрать полновесный документальный материал для будущей книги, который бы доверил профессиональному писателю или журналисту, чтобы эта книга читалась на одном дыхании».
Профессионал в своей области, с честью прошедший фронтовые дороги, участник ВДНХ, внесший огромный вклад в строительство жилых домов, лечебных учреждений, мостов, Хамзат Батчаев был истинным продолжателем дела своего отца, народного учителя Ислама Солтановича. И слава о таких людях не меркнет и не тускнеет, если она продолжается в посаженных деревьях и построенных домах, детях, составляющих гордость семьи, благодарных учениках, передающих имя любимого учителя последующим поколениям…
НА СНИМКЕ: первый учитель и основатель школы
в а. Сары-Тюзе Ислам БАТЧАЕВ (1878-1935 гг.).
{{commentsCount}}
Комментариев нет