Как прежде, в строю животноводы
Перелистываешь в редакционном архиве старые подшивки газет и, видя на первых страницах портреты тогдашних передовиков, «маяков» социалистического соревнования (уходят безвозвратно в историю эти уже полузабытые термины!), с духоподъемными очерками о них, невольно чувствуешь, как ёкнуло сердце, – где теперь их авторы и как сегодня складываются судьбы тех героев труда? Ведь по определению они люди уже преклонных лет… Живы ли, довольны ли они сегодняшней жизнью? Что они выбрали для себя, став пенсионерами и ветеранами труда, – созерцание или действие, старческое брюзжание на лавочке у ворот или посильное применение своим силам и устремлениям?
Перелистываешь в редакционном архиве старые подшивки газет и, видя на первых страницах портреты тогдашних передовиков, «маяков» социалистического соревнования (уходят безвозвратно в историю эти уже полузабытые термины!), с духоподъемными очерками о них, невольно чувствуешь, как ёкнуло сердце, – где теперь их авторы и как сегодня складываются судьбы тех героев труда? Ведь по определению они люди уже преклонных лет… Живы ли, довольны ли они сегодняшней жизнью? Что они выбрали для себя, став пенсионерами и ветеранами труда, – созерцание или действие, старческое брюзжание на лавочке у ворот или посильное применение своим силам и устремлениям?
Потомственный животновод, 82-летний Хусей Гебенов один из тех передовиков. И его портреты украшали страницы газет, а еще за отличные показатели он был премирован руководством района автомобилем «Жигули», разумеется, не «за бесплатно», просто ему было дано право приобрести машину по госцене и без очереди. По тем временам большая удача! Кроме того, Хусей Юсуфович был награжден медалью «За трудовое отличие», почетными знаками ударника разных пятилеток, юбилейными медалями Победы в числе детей войны, не говоря уже о пачке грамот от райкома до обкома и крайкома партии.
Все эти регалии откуда-то из недр сундука достает его супруга Назия Рамазановна, с которой Х. Гебенов в добре и согласии прожил уже около 60 лет. Она же разделяла его труд на летних стоянках животноводов на высокогорных пастбищах. Как вспоминает бывший секретарь парткома совхоза «Тебердинский» Рашид Кочкаров, который последние годы скрупулезно собирает материалы для летописи родного аула Нижняя Теберда, в те времена в хозяйстве содержалось 20000 овец карачаевской породы, показатель – 99 ягнят от 100 овцематок считался рекордом, хотя в степных районах от романовской овцы получали и по 130 ягнят от 100 овцематок. У карачаевской – своя конституция, обусловленная тем, что она пасется в горах.
Вот и у знатного чабана Гебенова этот показатель не давал сбоя. Еще с детства он запомнил наказ отца: «Помни, сынок, не овца должна проходить через траву, а трава через овцу. Придерживай отару, иначе овцы за день только набегаются, а не наедятся и все пастбище потопчут».
Много воды унесла с собой Теберда с той поры. Скрылись за горами и молодость, и зрелые годы, но старый животновод и сегодня не сдает позиций, уверенно распоряжаясь своим личным подсобным хозяйством, где содержится несколько десятков КРС. Есть здесь и дойные коровы, но в основном Гебенов занимается откормом бычков. Конечный продукт – деликатесное мраморное мясо, где слои жира делают вкус говядины неповторимым. И глядя на ухоженных животных, невольно приходишь к мысли: разве не на таких трудягах, привязанных к родной земле и не изменивших своему призванию, держится нынче село? Ведь именно у таких рачительных хозяйственников и дома крепче, и семья дружнее и здоровее.
Вот и двухэтажный дом Гебеновых, где вместе с родителями живет семья сына Тимура, всем на загляденье в Нижней Теберде – одна внутренняя отделка из дерева, над которой поработали руки искусного дизайнера и мастера, чего стоит! Не говоря уже о стерильной сантехнике – в доме все городские удобства, паровое отопление. Это – заслуга Тимура, мастера на все руки – что дом построить, что ловко со скотиной на домашней ферме управиться, к тому же он с супругой работает на одной из местных баз отдыха и везде успевает. В любви к труду подрастают и их дети Мадина, Артур, Ансар.
Дочь Гебеновых Ольга живет далеко от отчего дома, но всегда в курсе домашних событий, общаясь с родителями по скайпу. С мужем Зауром Караевым 20 лет назад они уехали в США, живут в Нью-Йорке. Оба – отличные специалисты, легко вписавшиеся в жизнь за океаном. Что ж, каждый волен выбирать себе судьбу и место жительства. Но как гласит карачаевская пословица, «та земля лучше, где родился, а не где насытился». Поэтому для Ольги и Заура отчая земля – это основа фундамента их собственного благополучия – морального, нравственного, материального. Там, в чужой стране, они свято чтят традиции своего народа, берегут родную речь. И незримые прочные нити с родными людьми поддерживают их в повседневной жизни… Другая дочь Гебеновых, Галя, живет с мужем Сагитом Чораевым рядом с родителями. У них тоже большое хозяйство и дом – полная чаша.
Недавно с экрана телевизора из уст одного экономиста услышала высокопарную фразу: «Мы рассматриваем село как один из драйверов развития экономики, гарант продовольственной безопасности». Уверена, такие трудяги, как Гебенов, и не подозревают, какой смысл в англоязычное словечко driver вкладывают аналитики, при случае не упускающие возможность щегольнуть красным словцом, увы – не нашим. Кстати, говорим об импортозамещении, а сами не прочь ввернуть чужеземное слово, как будто своих не хватает… Как считает животновод из Нижней Теберды Х. Гебенов, село, испокон века кормившее страну, на том и стоит. Все дело в том, чтобы сохранить традиции ведения хозяйства, уважение к крестьянскому труду и передавать их последующим поколениям. В животноводстве главное – содержать не беспородный скот, а высокопродуктивное племенное поголовье. Тогда экономическая эффективность стада становится очевидной, а значит, есть смысл и отдача затраченного труда.
Мы выходим на обширное подворье Гебеновых. Судя по огромным спрессованным тюкам сена, зимовка на домашней ферме проходит самодостаточно. Вдоволь здесь и комбикормов, и силоса, и жома – рацион кормления коров и бычков довольно сбалансирован из качественных кормов, отсюда и экологически чистый продукт. Вместе с мужем кормлением скота занимается и супруга Назия Рамазановна. Скоро начнется отел коров, и во время этого ответственного периода она всегда на подхвате. Будет молоко, а значит, забот прибавится: заквасить айран, сделать сыр, творог, сбить масло, опять же ухаживать за новорожденными телятами. Так в трудах и заботах проходит жизнь этих простых, благодушных людей, истинных хозяев земли. Иной судьбы они себе и не представляют…
НА СНИМКАХ: Хусей ГЕБЕНОВ; Назия Рамазановна.
{{commentsCount}}
Комментариев нет