Сокровища «Чёрного сундука»

10 февраля в 06:54
145 просмотров

В этом году исполняется 80 лет со дня выхода второй, завершающей, книги романа-дилогии Хасана Аппаева «Чёрный сундук», который по праву считается энциклопедией народной жизни дореволюционного Карачая. Это первое многоплановое произведение крупного жанра карачаевской литературы. Народный поэт Карачая Азамат Суюнчев писал: «В карачаевской литературе нет романа, по глубине и содержанию, художественной ценности равного «Чёрному сундуку», составляющему национальную гордость и выражающему характер, самобытность, эпоху, мироощущение народа. По сей день нас волнуют блистательно созданные образы действующих лиц и мастерски вплетённые в повествование, словно в венок сонетов, пословицы, поговорки, притчи, легенды, – то, что составляет богатство, мудрость и колорит языка»…

В этом году исполняется 80 лет со дня выхода второй, завершающей, книги романа-дилогии Хасана Аппаева «Чёрный сундук», который по праву считается энциклопедией народной жизни дореволюционного Карачая. Это первое многоплановое произведение крупного жанра карачаевской литературы. Народный поэт Карачая Азамат Суюнчев писал: «В карачаевской литературе нет романа, по глубине и содержанию, художественной ценности равного «Чёрному сундуку», составляющему национальную гордость и выражающему характер, самобытность, эпоху, мироощущение народа. По сей день нас волнуют блистательно созданные образы действующих лиц и мастерски вплетённые в повествование, словно в венок сонетов, пословицы, поговорки, притчи, легенды, – то, что составляет богатство, мудрость и колорит языка»…
Собственно, и название романа тесно связано с фольклором. В известном нартском эпосе о богатыре Сосруке, сразившем злобного эмегена (дракона), именно в чёрном сундуке хранился волшебный меч чудовища, олицетворявшего враждебные народу силы. И «сундук» этот символ не только несчастья угнетённого народа, но и его жизни, замкнутой в горах.
Автор романа Хасан Аппаев (1905-1938 гг.) родился в а. Карт-Джурте в семье животновода. Это древнее селение являлось хранителем горских традиций и центром мусульманской религии Карачая. Вблизи находился свинцово-серебряный рудник Эльбрусский, где в основном работали русские горняки, что имело немаловажное значение для карачаевцев в общении с представителями промышленного производства, каковым является Семён, один из главных персонажей романа. В «Чёрном сундуке» есть намёки на то, что этот человек неслучайно попал на рудник, видимо, он прислан сюда для ведения подпольной партийной работы среди горской бедноты. Классовая правда, носителем которой он является, пробивает себе дорогу сквозь тьму недоверия и предрассудков. Семён завоёвывает уважение у Ибрагима, Канамата, Байдымат и сам искренне привязывается к этим простым сердечным людям…
Для своего времени Хасан Аппаев был весьма просвещённым человеком и блестящим представителем зарождающейся горской интеллигенции. После окончания в 1926 году юридической школы в Ростове-на-Дону работал в правоохранительных органах, являлся прокурором автономной области. Затем была учёба в Северо-Кавказском индустриальном институте в Новочеркасске. Часто бывая в Ростове, Х. Аппаев посещал литературные объединения, отсюда появилась тяга к публицистике, первым опытам в журналистике. Над романом «Чёрный сундук» он начинает работать в 1931 году, и первая книга, вышедшая через несколько лет, вызывает необычайный интерес у читателей, получает высокую оценку у литераторов. Так, с прекрасными отзывами о романе выступили в печати критики Ислам Карачайлы, будущий профессор Умар Алиев, другие. Произведение, ставшее хрестоматийным, изучается в средней и высшей школе в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, не раз инсценировалось в драмтеатрах обеих республик. Текст романа использовался при составлении различных словарей, в том числе «Толкового словаря карачаево-балкарского языка».
Блестящий анализ романа «Чёрный сундук» в своей книге «Очерки истории карачаево-балкарской литературы» представила заслуженный деятель науки КЧР Асият Караева: «Автор выступает не только как умелый бытоописатель, но и как мастер психологических характеристик. В произведении существенное место занимают пейзажные зарисовки, несущие различные эмоциональные и социально-психологические функции. Вот как даётся картина горного аула, что заперт в ущелье, как в каменном сундуке: «Спотыкаясь и обгоняя друг друга, вырываются из-под вечных снегов освобождённые горные воды, гулко и стремительно падают потоками вниз, сливаются в глубокой теснине ущелья и несут их дальше к морю, чтобы влиться в него. Посмотришь сверху на аул – широкие, раскрытые небу дымари, поднимающиеся над земляными крышами, напоминают дымящиеся жерла пушек. Стоит только людям, здесь родившимся и прожившим жизнь, выехать из аула, как им чудится, будто уехали они за тридевять земель и не смогут найти обратную дорогу. Поэтому, видно, некоторые так и состарились, не выезжая из аула никуда».
Авторской речи, как и речи героев, присущи параллели между миром природы и человеческими отношениями. Так даётся изображение сияющего весеннего дня: «На ветке шиповника, растущего в кешене (надземный склеп), раскачивается синица. Она то заливается песней, то проворно чистит грудку. Возвещая конец зимы, выглядывают из прошлогодней сухой травы подснежники».
О непреходящей ценности романа «Чёрный сундук» мы беседуем с заслуженным учителем КЧР, преподавателем родного языка Нижнетебердинской СОШ Х. Азаматовой. Халимат Иссаевна к тому же в соавторстве с Азаматом Суюнчевым написала учебники по карачаевской литературе.
– Интересен ли «Чёрный сундук» современным детям, не выпускающим из рук что в городе, что в ауле гаджеты последних моделей? И как вы трактуете революционные события, борьбу угнетённых с угнетателями, явное осуждение духовенства того времени? Ведь произведение, хоть и талантливо написанное, рельефно отражает идеологический заказ 30-х годов ушедшего столетия…
– Безусловно, основную сюжетную линию романа составляет вражда двух социальных групп. С одной стороны – богач Кыямыт, старшина Баймурза, эфенди Мухаммат-Амин, с другой – бедняки Темурка, Канамат, рабочий рудника Семён. Но по большому счёту речь идёт о противоборстве добра и зла, о человеческих пороках и благородстве, чести и бесчестии, эти темы узнаваемы и сегодня. К примеру, изображая богатство Кыямыта, автор подчёркивает его скупость. В его роскошно убранном коврами, фарфором, кинжалами с золочёными рукоятками доме, где на видном месте висит портрет царя Николая, никто не живёт. Это всё показуха для гостей. Сам Кыямыт ютится в сакле, где коптит лампа без стекла. Звериную жестокость по отношению к слабым Кыямыт передал своему сыну Кандауру, который выгнал Темурку с коша, не уплатив ему за год. Затем убил другого батрака. Образ народного лидера Канамата написан в романтическом стиле, он смел и мужественен, он освободил из тюрьмы Семёна и его товарищей, земляки за ним как за каменной стеной…
– Известно, что современные школьники не особо охочи до чтения художественной литературы на любом языке…
– Задача учителя словесности – заинтересовать учащихся интригой сюжета, особенно захватывающими отрывками изучаемого произведения, вызвать класс на дискуссию. Разумеется, острая нехватка часов, отведённых на роман «Чёрный сундук», не даёт в полной мере закрепить в сознании учеников все сокровища родной речи, богатства фольклора, но мы используем бессмертный текст ещё в диктантах, изложениях. И я уверена, и образные обороты речи, и меткие метафоры, и богатая лексика останутся в памяти учащихся.
Безусловно, подлинно гуманистические, патриотические мотивы романа «Чёрный сундук» до сих пор продолжают волновать многие поколения читателей. Несомненно то, что к нему, как к живительному источнику, будут обращаться люди, кому дороги отчая земля, свобода, справедливость, вера в лучшее.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях