В гостях у кудесника

26 февраля в 10:42
8 просмотров

Проехав от города Карачаевска всего ничего – 2-3 километра, попадаешь в мир тишины, поэтической мечты. Мчатся лишь, на миг замирая на редких перекрестках, машины, направляющиеся либо в Мару, либо в Учкекен. Повсюду живописные скалы, лесные карнизы, другого слова и не подберешь, ибо они нависают над дорогой, над домами. Нет, краски не сгущаю, в любой момент с горы может свалиться на дорогу громадный валун или осыпаться каменистая круча, как снег на голову.
Сказке не предвиделось конца даже тогда, когда мы заехали в поселок Маркопи, конкретно на улицу Маринскую, 169, на воротах дома которого красовалась витиеватая надпись, вырезанная из дерева, а перед воротами был сооружен сказочный замок, сложенный из камней и ограненный невероятными замысловатыми сооружениями.
Хозяин дома Дахир Эльканов работает таксистом, но и в свободное время его руки не знают скуки. Занимаясь резьбой по дереву, он отдает предпочтение сосне. А как иначе, если лес подступил к дому настолько, что границу не проведешь.

Проехав от города Карачаевска всего ничего – 2-3 километра, попадаешь в мир тишины, поэтической мечты. Мчатся лишь, на миг замирая на редких перекрестках, машины, направляющиеся либо в Мару, либо в Учкекен. Повсюду живописные скалы, лесные карнизы, другого слова и не подберешь, ибо они нависают над дорогой, над домами. Нет, краски не сгущаю, в любой момент с горы может свалиться на дорогу громадный валун или осыпаться каменистая круча, как снег на голову.
Сказке не предвиделось конца даже тогда, когда мы заехали в поселок Маркопи, конкретно на улицу Маринскую, 169, на воротах дома которого красовалась витиеватая надпись, вырезанная из дерева, а перед воротами был сооружен сказочный замок, сложенный из камней и ограненный невероятными замысловатыми сооружениями.
Хозяин дома Дахир Эльканов работает таксистом, но и в свободное время его руки не знают скуки. Занимаясь резьбой по дереву, он отдает предпочтение сосне. А как иначе, если лес подступил к дому настолько, что границу не проведешь. И не просто лес, а преимущественно сосновый. Хотя тут растут и береза, и дуб, и орешник. Да проще назвать, что в нем не растет.
– Дахир, ваш дом – словно мастерская, кругом зубила, тесала, долота, стамески, молоты… Некоторым это очень нравится, для других не есть хорошо, как говорят немцы. А как реагируют на этот творческий беспорядок ваши родные?
– Привыкли. Они уважают мой труд, понимают, что сопротивление материалов мне приходится преодолевать в прямом смысле этого слова. Кстати, гениальный академик Павлов видел счастье именно в сочетании физического и духовного. Так что если этот критерий верен, я вполне счастливый человек, как и вся моя семья.
– В роду Элькановых от веку славились резчики дерева, столяры, плотники или провидение только вас наградило таким талантом?
– Талантов и возможностей Всевышний дает поровну каждому, только одни реализуют свои способности, другие ленятся. На мой взгляд, надо делать максимум того, на что ты способен. Александр Мень, которого я считал не только крупным священнослужителем, но и гениальным философом, на вопрос «Когда наши усилия становятся бесплодными?» отвечал: «Делай, что должно. А дальше Всевышний покажет твои пути». И еще вспоминал случай с Суворовым. Как-то генералиссимус поинтересовался у конюха: «Лошади кормлены?». Конюх ответил: «Ваше сиятельство, никак нет. Господь соломки не послал». Суворов возмутился: «Господь Бог мне не конюх. Тебе поручили лошадей кормить. Иди и изволь это сделать». Мораль – мы всегда должны помнить, что Всевышний нам не конюх. Я лично с детства научился видеть необычное в обычном. Бывало, пойду на речку, увижу дивной формы камешек и думаю: что это? Галька, принявшая такую удивительную форму в бесконечном потоке воды, или космическая слеза? Или увижу в лесу причудливые ветви, сплетенные друг с другом, а они, как сложенные в молитве ладони. Ну, как пройти мимо такой реальности и фантастики? И вот это притяжение природы и земли нашло себе выход . Поступил на худграф. Все естественно и органично, тем более если учесть, что в моей почтенной семье все мужчины по – разному, но были предприимчивы и по-своему талантливы.
– Судя по увиденному, в работе отдаете предпочтение дереву.
– Дерево очень теплый и «благодарный» материал. Из него сама природа такие шедевры «ваяет», что дух захватывает.
– А как объяснить такое необычное сочетание работ – герб с двуглавым орлом – тема большого социального звучания – и разлапистая коряга, декоративное панно?
– Собственно, резьбу по дереву я и начинал с Герба России. Как-то взял в руки дневник сына, и в глаза бросилась обложка, на которой был изображен герб, причем выполненный в оригинальном резном варианте. Меня заинтересовала эта техника, и я стал ее осваивать самостоятельно методом проб и ошибок.
Пересказывать произведения искусства – задача неблагодарная, потому скажу о другом. Дахир так «набил» себе руку на изготовлении гербов, что вскоре от заказов отбою не стало. Как от состоятельных людей, так и от организаций, готовых приобрести резной герб и украсить им стены кабинетов. Вот это 25-й по счету, еще две заготовки ждут своего часа. Хотя Дахир честно признается:
– От любого художника требуется некая сакральность искусства. Надо делиться, дарить, а не продавать. Поэтому мое время тратится в основном на творчество, общение, а не на продажу работ.
– Добраться до такого количества, орудуя таким ножами, которым можно не руку набить, а кровавые мозоли! – восхищаюсь я.
– Ножи мастерю сам. Сам же придумываю к ним рукоятки. Они из литого пластика, и вполне возможно, выглядят не совсем эстетично, но в руке «сидят» идеально. Лезвия затачиваю так, чтобы ими можно было побриться. Иначе это будет мука для меня и издевательство над деревом.
Дом Эльканова, когда пристально вглядишься, – сплошная концентрация искусства на один квадратный метр. Приверженность к древесине у мастера налицо, но видно, иногда руки скучают и по металлу, потому как на стене висит чудная чеканка.
– Нет, эта работа сделана из проволоки, – поясняет Дахир, – готовое изделие покрывается морилкой, лаком, и создается впечатление чеканной работы с металлом. Я люблю работать и с металлом – это и чеканка по листу, литью, выколотка, дифовка – потому как она более проста и не требует сложных приспособлений и редких инструментов.
Эльканов всегда мечтал об идеале, находил его в окружающей действительности, извлекал его образ из напластований. И тогда рождались произведения, подобные, скажем, розам, которые выглядят как живые, и так и хочется потрогать их лепестки, вдохнуть их аромат.
– Эти розы из шпона в стиле «маркетри». Шпон, как известно, обычно используется при изготовлении мебели.
– Дахир, если я, человек далекий, не просвещенный в народных промыслах, так легко вмещаю интерес к вашим верстакам, инструментам, этим чудным оригинальным работам, то какой бы ажиотаж в хорошем смысле этого слова вызвала бы ваша персональная выставка, устроенная в Доме детского творчества или городской библиотеке? Многие бы прочувствовали силу вашего самобытного таланта, превращающего частное в общее, личное – в общечеловеческое.
– Мне бы очень хотелось донести как до детей, так и до взрослых одну мысль – не всегда для занятий декоративно – прикладным искусством нужно какое – то дорогостоящее оборудование. Достаточно набора простых материалов, и начинайте учиться работать с деревом. Поверьте, естественность этого материала, красота цвета, линий, текстуры так захватит, что ни один подросток не предпочтет улицу или компьютер занятиям в мастерской. Воспитательную силу природы также нельзя сбрасывать со счетов. Не оставит никого равнодушным и работа со сверкающим податливым листом металла, то бишь чеканкой…
Сам гармонично развитый – привлекательный, одаренный удивительным талантом, Дахир Эльканов умеет радоваться, встречая в жизни таких же людей, а значит, будет рад каждому, кто посетит его выставку, которая открылась в Карачаевске по улице Магомедова, 2… Это выставка настоящего кудесника. Не верите? Убедитесь сами!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях