За примирением сторон

11 марта в 12:16
 просмотров

«Расскажите, пожалуйста, о предстоящей декриминализации отдельных преступлений», – просит наш читатель В. ХУБИЕВ из Карачаевска.
Вот какие разъяснения мы получили в прокуратуре КЧР:
31.07.2015 пленум ВС РФ рассмотрел вопрос о внесении на рассмотрение Парламентом двух законопроектов, направленных на гуманизацию и либерализацию российского уголовного законодательства. Так, предлагается вывести из сферы уголовного судопроизводства ряд деяний, относящихся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести (ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 119, ч. 1-2 ст. 157 и ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Эти меры позволят значительно «разгрузить» суды и органы следствия и позволят им сконцентрироваться на расследовании более опасных преступлений. Кроме того, преступления небольшой тяжести и совершившие их лица нередко не обладают достаточной общественной опасностью для применения уголовно-правовых мер, а негативные последствия судимости в таких случаях (в том числе и для близких родственников преступников) не адекватны характеру этих деяний и личности осужденного.

«Расскажите, пожалуйста, о предстоящей декриминализации отдельных преступлений», – просит наш читатель В. ХУБИЕВ из Карачаевска.
Вот какие разъяснения мы получили в прокуратуре КЧР:
31.07.2015 пленум ВС РФ рассмотрел вопрос о внесении на рассмотрение Парламентом двух законопроектов, направленных на гуманизацию и либерализацию российского уголовного законодательства. Так, предлагается вывести из сферы уголовного судопроизводства ряд деяний, относящихся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести (ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 119, ч. 1-2 ст. 157 и ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Эти меры позволят значительно «разгрузить» суды и органы следствия и позволят им сконцентрироваться на расследовании более опасных преступлений. Кроме того, преступления небольшой тяжести и совершившие их лица нередко не обладают достаточной общественной опасностью для применения уголовно-правовых мер, а негативные последствия судимости в таких случаях (в том числе и для близких родственников преступников) не адекватны характеру этих деяний и личности осужденного.
Если сегодня виновное, например, в нанесении побоев лицо может быть оштрафовано, приговорено к обязательным либо исправительным работам (ч. 1 ст. 116 УК РФ), то с принятием предложений ВС РФ перечень наказаний за это деяние практически не изменится. Так, на нарушителя, согласно инициативе суда, может быть наложен административный штраф, в отношении него могут быть применены административный арест либо исправительные работы. Рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях в законопроекте относится к подведомственности судей. А за повторное совершение таких правонарушений предлагается установить уголовную ответственность.
Вторым законопроектом предусматривается расширение практики освобождения от уголовной ответственности за совершение деяний небольшой или средней тяжести. Согласно действующему уголовно ­процессуальному законодательству, сегодня может быть освобождено от уголовного наказания лицо, которое совершило преступление впервые, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ). Предлагается конкретизировать действия следственных органов по освобождению от уголовной ответственности. Так, согласно законопроекту, следователей и судей могут обязать не только разъяснять подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему их право на примирение, но и выяснять мнение сторон по этому вопросу и фиксировать эти действия в процессуальных документах. При этом позиция сторон по вопросу примирения должна быть включена в обвинительное заключение, а в случае ее отсутствия в уголовном деле такое дело судом рассмотрено не будет. Кроме того, документ в случае его принятия в нынешнем виде позволит отменять приговоры за примирением сторон судам не только первой, но и апелляционной инстанции.
Одновременно предлагается ввести новое основание освобождения от уголовной ответственности – в связи с применением так называемых иных мер уголовно-правового характера. Освобождать от уголовной ответственности по таким основаниям предлагается только лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести впервые и возместивших причиненный ущерб. Под иными мерами уголовно-правового характера подразумеваются наказания, не связанные с лишением свободы, такие, как штраф, обязательные и исправительные работы и т. д.
Кроме того, предлагается, в частности, оптимизировать ответственность за совершение мелких корыстных преступлений путем увеличения минимальной суммы стоимости похищенного имущества, с которой наступает уголовная ответственность, – с 1 тыс. до 5 тыс. руб., а также повысить нижнюю границу ущерба гражданину, начиная с которой ущерб становится значительным (то есть деяние приобретает квалифицирующий признак и становится преступлением), – с 2,5 тыс. до 10 тыс. руб. При этом предлагаемые изменения не коснутся более тяжких составов преступлений, таких как совершенные группой лиц и т. д., совершенных при отягчающих вину обстоятельствах (ст. 63 УК РФ). Таким образом, кражи, повлекшие небольшой ущерб, попадут под действие законодательства об административных правонарушениях – с сохранением уголовной ответственности за повторное совершение аналогичных деяний.
Принятие обсуждаемых законопроектов должно позитивно повлиять на структуру российского общества, так как уголовное преследование лиц, совершивших деяния, опасность которых невелика, влечет за собой дополнительную криминализацию общества.

Поделиться
в соцсетях