Последний пируэт

22 марта в 07:11
8 просмотров

На минувшей неделе в Доме культуры села Учкекена состоялось открытие мемориальной доски Далхату Айбазову
Карачаево-Черкесия всегда славилась своими талантами, но Айбазов был не просто талантлив, он был талантище, самородок.
Далхат Айбазов начал работать в Малокарачаевском Доме культуры в 1968 году, то есть в восемнадцать лет. Природа щедро одарила юношу – красивые внешние данные, удивительно бархатный взгляд из-под густых бровей и удивительные способности. Поначалу он был солистом и играл на доуле в народном ансамбле «Минги-Тау». Но как! Он блистал во всей красе своего исполнительского мастерства.
Вот что рассказывает его друг, начальник отдела культуры Малокарачаевского района Алий Хубиев: «Знаете, что о Далхате Рамазановиче в свое время после одних гастролей написала венгерская газета «Танцевальное искусство»: «Танцевальная подготовка участников ансамбля «Минги-Тау» достойна многих профессиональных коллективов. Мы имели возможность любоваться сдержанной грацией и тонкостью танцовщиц, мужественной гордостью галантно ухаживающих за ними мужчин, чувства которых, в особенности солиста Айбазова, затем силой урагана вырываются наружу в неистовых падениях на колени, неотразимом танце на пальцах…».

На минувшей неделе в Доме культуры села Учкекена состоялось открытие мемориальной доски Далхату Айбазову
Карачаево-Черкесия всегда славилась своими талантами, но Айбазов был не просто талантлив, он был талантище, самородок.
Далхат Айбазов начал работать в Малокарачаевском Доме культуры в 1968 году, то есть в восемнадцать лет. Природа щедро одарила юношу – красивые внешние данные, удивительно бархатный взгляд из-под густых бровей и удивительные способности. Поначалу он был солистом и играл на доуле в народном ансамбле «Минги-Тау». Но как! Он блистал во всей красе своего исполнительского мастерства.
Вот что рассказывает его друг, начальник отдела культуры Малокарачаевского района Алий Хубиев: «Знаете, что о Далхате Рамазановиче в свое время после одних гастролей написала венгерская газета «Танцевальное искусство»: «Танцевальная подготовка участников ансамбля «Минги-Тау» достойна многих профессиональных коллективов. Мы имели возможность любоваться сдержанной грацией и тонкостью танцовщиц, мужественной гордостью галантно ухаживающих за ними мужчин, чувства которых, в особенности солиста Айбазова, затем силой урагана вырываются наружу в неистовых падениях на колени, неотразимом танце на пальцах…». Собственно, я и сам был свидетелем, как однажды был восхищен, если не сказать потрясен, мастерством Далхата художественный руководитель Кубанского хора, народный артист России Виктор Захарченко».
Творческая энергия Айбазова не знала границ, он работал как заведенный: репетиции, концерты, встречи, а популярность у зрителей росла как на дрожжах. И вскоре Далхат становится лауреатом всесоюзного и всероссийского фестивалей в Ростове в 1975 году, дипломантом двенадцатого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Затем начинаются зарубежные гастроли – Чехословакия, Венгрия, США, Турция… Почитатели «Минги-Тау» тех времен помнят, как выплясывали на пальцах, кружили по сцене на коленях, выдавая немыслимые пируэты, Далхат Айбазов, Магомед Бутдаев, Мухтар Ижаев, Расул Шайлиев, Расул Байрамуков, Магомед Каитов, Нюрчюк Гогуев, Сулемен Бостанов и Абдул Абдулаев. Потому ничего удивительного в том, что ансамблю была присуждена премия Ставропольского комитета ВЛКСМ имени Героя Советского Союза Александра Скокова.
Радостью ничем не стесненного творчества восхищает «Минги-Тау» и участников Олимпиады-80. Под «Лезгинку» со всеми ее порывами, бешеным, ничем не укротимым напором притопывают и ревут зрители на концертных площадках, на стадионах, но они не могут перекрыть звучание доула, на котором играет лучший доулист Северного Кавказа Далхат Айбазов. И как сказал тот же Алий Хубиев, открывая траурный митинг: «Без звуков доула невозможно представить кавказскую песню, танец. Доул – это палитра музыкальных красок, способных передать все: плач, смех, восторг, печаль, гордость, удаль… А доулист – человек, который задает тон песне и танцу… Ну и как нам всем забыть ту игру Далхата, да, собственно, все его наигрыши. К счастью, они сегодня по праву хранятся в «золотом фонде» ГТРК «Карачаево-Черкесия».
В 1992 году Далхат становится художественным руководителем ансамбля «Минги-Тау». И по-прежнему его энергии, жизненной силы, творчества хватает на весь коллектив. Взрывной, одержимый, он спешил жить, творить, как будто чувствовал, что судьба отмерила ему совсем немного времени… Впрочем, нет, не чувствовал, не мог он чувствовать ничего такого, потому что та же судьба ему подарила встречу с удивительной, чудной девушкой Светланой Каитовой, которая также была солисткой «Минги-Тау». Когда друзья подшучивали над Далхатом и спрашивали: «Как тебя угораздило после знакомства со Светланой так быстро на ней жениться?» – он с улыбкой отвечал: «Я отвечу одной байкой, которая имела действительно место быть, а вы делайте выводы. Так вот, один журналист в разговоре со знаменитым виолончелистом Ростроповичем спросил: «Вы так стремительно женились – всего три дня знакомства?» – на что тот воскликнул: «Жалею, что потерял столько времени!».
«С улыбкой» – написала намеренно, потому что у Айбазова действительно, несмотря на звездный статус, была на редкость мягкая улыбка, а не саркастически циничная усмешка, столь характерная для нынешнего артистического бомонда. 
Так вот, Далхат и Света были не столько семейной парой, сколько кентавр-союзом, который был создан на небе и не может быть разделен даже со смертью одного из партнеров. Вот и Светлана, несмотря на то, что после смерти любимого мужа прошло четыре года, ни разу не упомянула его имя в прошедшем времени, в комнате Далхата все так, как было при его жизни, как будто он может зайти своей быстрой и легкой походкой и спросить, к примеру: «Светка, куда ты дела мой любимый кинжал?».
В семье Айбазовых трое детей. Они из той семьи, в которой выбирать молодым людям специальность не приходилось, единственным занятием в их семье были сцена и танцы, и потому Фатима и Венера более тринадцати лет танцевали в ансамбле, а сын Марат занял место своего отца, став талантливым доулистом.
Признаки наследственности, как известно, передаются в поколениях: цвет волос, глаз, некоторые физические особенности. Но самое главное, вместе с генами передаются еще и воспоминания, самые сильные ощущения. Дети Далхата Рамазановича хранят об отце очень много воспоминаний, и, глядя, как волнуется в этот день его сын, как не могут сдержать слезы дочери, как стало белым, как полотно, лицо его любимой жены, как о нем отзываются собравшиеся, понимаешь, что свет от таких людей, как Далхат Айбазов, никогда не заслонит тень забвения…
Это лишний раз подтвердили и выступавшие на митинге. Первый заместитель главы администрации Малокарачаевского района Арасул Тамбиев напомнил о его наградах – а их было немало, в том числе и медаль «За трудовую доблесть». И о том, что в 1999 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист КЧР». И о том, какой невосполнимой потерей не только для района и республики, но и всего Северного Кавказа стала его смерть…
О том, каким жрецом своего дела был Далхат, каким организованным человеком, превосходным солистом и доулистом, чье любое действие на сцене было сродни чуду, говорили в этот день народный артист КЧР Хусей Хубиев, председатель комиссии совета района по законодательству, законности и местному самоуправлению Дагир Бостанов, учительница Учкекенской СОШ № 1 Хаджият Кубанова и другие.
Я смотрю на мемориальную доску, с которой снимают покрывало брат и сын Далхата, и вспоминаю, как все в нем – от первого взмаха руки на доуле до последнего аккорда и поклона – было естественным и прекрасным. Как друзья про него говорили, что он из ансамбля, которым руководил до последнего дня своей жизни, уйдет лишь вперед ногами…
Он так и ушел в свой головокружительный пируэт, который совершал тысячи и тысячи раз с вращением вокруг собственной оси и который рождал ощущение захватывающего полета… К великому сожалению, это стал полет в Вечность. И это не высокопарные слова, коль, признавшись ему в любви, родной район увековечил его память…

НА СНИМКЕ: И на мемориальной доске Далхат АЙБАЗОВ

такой же, как и был в жизни, – красивый, добрый, улыбчивый.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях