Сказка – ложь, да в ней намек…

5 апреля в 05:59
5 просмотров

Итоги сразу нескольких творческих конкурсов подвели на днях во Дворце детского творчества им. Ю. А. Гагарина в г. Черкесске. И как одному из членов жюри мне бы хотелось поделиться некоторыми впечатлениями от этих творческих соревнований.
Начнем, пожалуй, с одного из самых интересных конкурсов, который называется «Сказочный мир». Проводится он ДДТ вот уже несколько лет подряд в рамках традиционной Недели детской книги, и с каждым годом количество его участников, как утверждают организаторы, увеличивается. В этот раз на суд жюри было представлено порядка тридцати творческих работ.
Вот только, к сожалению, далеко не все из них можно назвать сказками. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Так вот, вымысел («ложь») в некоторых конкурсных работах напрочь отсутствовал. Выходит, иные представители подрастающего поколения даже не знают, что такое сказка?

Итоги сразу нескольких творческих конкурсов подвели на днях во Дворце детского творчества им. Ю. А. Гагарина в г. Черкесске. И как одному из членов жюри мне бы хотелось поделиться некоторыми впечатлениями от этих творческих соревнований.
Начнем, пожалуй, с одного из самых интересных конкурсов, который называется «Сказочный мир». Проводится он ДДТ вот уже несколько лет подряд в рамках традиционной Недели детской книги, и с каждым годом количество его участников, как утверждают организаторы, увеличивается. В этот раз на суд жюри было представлено порядка тридцати творческих работ.
Вот только, к сожалению, далеко не все из них можно назвать сказками. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Так вот, вымысел («ложь») в некоторых конкурсных работах напрочь отсутствовал. Выходит, иные представители подрастающего поколения даже не знают, что такое сказка?
Удивили и некоторые «намеки», которые делали в своих работах отдельные конкурсанты. Вот, к примеру, юный сказочник заводит: «Жили-были дед да баба. И не было у них детей». По ходу сказки выясняется, что дед так страдал от одиночества, что подружился с воробьем. Воробышек стал настоящим другом для деда, который делился с пернатым своими радостями и горестями. Но однажды дед уехал на заработки в город, а злая, ленивая баба прогнала птичку. И вот возвращается дед из города, а друга нет. Долго он искал воробья. А когда нашел, воробей подарил ему зернышко. Оказалось, к чему ни приложишь это зернышко – все превращается в золото (знакомые мотивы, не правда ли?). У бабы же в руках это зернышко превращало все в чугун. Казалось бы, все замечательно: добро вознаграждается, зло наказывается. Но концовка сказки просто изумляет: разбогател старик и стал жить счастливо. Но постойте, ведь в самом начале сказки дед страдал не от бедности, а от одиночества. А оказывается, счастье – в золоте, тем более что воробей – единственный друг деда наотрез отказался к нему вернуться? Странная сказка, странный «урок добрым молодцам».
Читая сказки, члены жюри с грустью отмечали, как бедна фантазия юных авторов. Многие работы были очень подражательны, в них постоянно встречались эльфы, гномы, феи и т. д. У некоторых конкурсантов явно подкачала логика. Например, чтобы получить желаемое, герою сказки надо выполнить те или иные задания. При этом задания удивляют своей бессмысленностью.
Кое-кто из конкурсантов решил представить на суд жюри сразу несколько своих сочинений. Но здесь хорош принцип: лучше меньше, да лучше. Например, замечательная, на мой взгляд, сказка о наступлении весны была у Юлии Безродной из СОШ № 3 г. Черкесска. Но она затерялась среди других «Юлькиных сказок», которые оказались послабее или вовсе не являлись сказками, и в итоге девочка не вошла в тройку призеров.
В некоторых «опусах» убийственно было в конце читать: «Суть моей сказки такова…». Братцы, да не надо объяснять сказку! Если ее нужно «разжевывать», то зачем она нужна?
И еще. В старшей возрастной категории конкурсантов было в разы меньше, чем в средней. К тому же воображение подростков оказалось куда беднее, чем у ребят помладше.
Все это говорит о том, что наше подрастающее поколение очень мало читает сказок, и взрослым, думается, стоит этим озаботиться. И не успокаивайте себя тем, что ваши чада с компьютером на «ты», читают умные энциклопедии и т. д. Ничто из этого не заменит сказок, которые развивают фантазию, творческое воображение, – а без них невозможен творческий подход к решению любой проблемы, любой задачи как в детстве, так и во взрослой жизни.
Читайте детям сказки сами, вместе с ними придумывайте волшебные истории. К слову, у знаменитого детского писателя Джанни Родари есть замечательная книга «Грамматика фантазии», в которой он изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать разные истории. Почитайте ее – уверена, эта книга вам будет очень интересна и полезна.
Остается назвать имена тех, кто, по мнению жюри, наиболее успешно справился с поставленной задачей. В средней возрастной категории это Родион Бугаев и Елизавета Дудина из гимназии №16 и Руслан Агиров из гимназии №5. В старшей категории – Алена Атюганова из СОШ №8 и Мадина Абраюкова из СОШ №2.
Еще два конкурса: «Слагаю о Дворце» (номинации «Стихи» и «Эссе») и кроссвордов – были посвящены 55-летию Дворца детского творчества.
В номинации «Стихи» в разных возрастных категориях лидировали Жанна Барашкина (гимназия №17) и Самира Гукова (гимназия №5). Определены и пятеро призеров. Но, на мой взгляд, с большой натяжкой. Дело в том, что конкурс показал: подавляющее большинство его участников имеют очень отдаленное понятие об азах стихосложения. Если кто-то из ребят еще пытался подобрать рифму, то с ритмической организацией стихотворения практически у всех (за редчайшим исключением!) большие нелады. Об образном мышлении авторов, их поэтическом восприятии мира остается, если честно, только мечтать.
Возможно, мои оценки слишком жестки, но надо же объяснять нашим детям, что рифмованные строчки – это еще не стихи. И как было бы здорово, если бы в ДДТ заработал литературный кружок, в котором мальчишкам и девчонкам помогали бы понять такие простые вещи и развивали их литературный вкус, литературные способности.
Правда, этого предложения я не увидела ни в одном эссе конкурсантов. Зато, представляя, каким ДДТ будет лет через двадцать, ребята предложили немало других интересных идей. Например, Виктория Мищенко из СОШ №18 видит дворец в будущем удобным как для обычных, так и для «особенных» детей. Внутри дворца – дворик, засаженный необычными деревьями и цветами – их вывели воспитанники дворца. Обязательный атрибут – «живой уголок» с редкими видами птиц и аквариум на всю стену. А еще девочка считает, что в ДДТ будут работать и секции для взрослых, где они смогут заниматься, к примеру, танцами. А также клуб выходного дня, который будет организовывать, к примеру, экскурсии для семей.
Елизавета Степакова из гимназии №5, представив Дворец детского творчества в будущем, увидела его с высокой куполообразной крышей из стекла. Такая крыша, по мнению конкурсантки, имеет глубокий символический смысл. Для «гагаринцев» это символ стремления в космос, к неизведанному, к новым открытиям. Как говорится, через тернии – к звездам!
Вообще, эссе ребят читались с большим интересом. И достойных работ здесь было немало. В результате в разных возрастных категориях первое место завоевали Владислав Хмелев из гимназии №5, Виктория Мищенко и Елизавета Степакова, а в числе призеров – Алина Фенева, Екатерина Павлюк, Любовь Хахалева из СОШ №6, Милена Хаджимова из гимназии №17 и Роман Кириллов из СОШ №18.
Что же касается конкурса кроссвордов, то здесь было представлено очень много работ. И надо отдать должное ребятам: большинство постаралось сделать кроссворд интересным и красивым. Яркие, красочные, они сразу приковывали взгляд. Правда, увлекшись оформительской стороной дела, некоторые мальчишки и девчонки «зашифровали» совсем небольшое количество слов, плюс далеко не все использовали наравне с «горизонталями» «вертикали», но в целом ребята – молодцы. Неслучайно по итогам конкурса в трех возрастных категориях победителями и призерами названы 13 человек и еще двое отмечены дипломом «За оригинальное оформление». Самые лучшие кроссворды, по мнению жюри, представили Янета Кузнецова из СОШ №6, Татьяна Гайваль, Мария Колган, Элеонора Гавенус, Амин Хасанов из гимназии №13 и Белла Хежева из СОШ №6.
Очень интересные конкурсы провел к своему юбилею Дворец детского творчества. И очень полезные, причем как для детей, так и для взрослых. Согласитесь, любой конкурс – это не только соревнование, но еще и школа. Думается, уроков эти конкурсы преподали нам немало.
А главное – хочется посоветовать всем конкурсантам и их ровесникам: побольше, ребята, читайте классики!

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях