Что остается, когда все забывается

8 апреля в 10:21
 просмотров

На днях в актовом зале СКГГТА прошло расширенное совещание работников образования республики по актуальным вопросам развития системы образования в КЧР. В нем приняли участие заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, заместители начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Елисеева и Прасковья Смирнова, руководители администраций городских округов и муниципальных районов, сотрудники Министерства образования и науки КЧР, начальники управлений (отделов) городских округов и муниципальных районов, руководители образовательных организаций.

На днях в актовом зале СКГГТА прошло расширенное совещание работников образования республики по актуальным вопросам развития системы образования в КЧР. В нем приняли участие заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, заместители начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Елисеева и Прасковья Смирнова, руководители администраций городских округов и муниципальных районов, сотрудники Министерства образования и науки КЧР, начальники управлений (отделов) городских округов и муниципальных районов, руководители образовательных организаций.
Доклад Евгении Елисеевой был посвящен контрольно-надзорным мероприятиям Рособрнадзора в части соблюдения установленного Порядка организации и проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования в 2016 году. Не за горами – время ГИА и ЕГЭ, и потому доклад слушался с особым вниманием.
Как рассказала докладчик, прежде чем выехать с проверкой на места, сотрудники Рособрнадзора огромный объем информации анализируют на уровне федерального центра. Каковы основные направления анализа? Это сопоставление результатов проведенной аттестации с результатами прошлых лет, анализ внесения сведений в региональную и федеральную информационные системы, анализ работ высокобалльников, анализ работы предметных комиссий, изучение работ со значительным повышением результата на пересдаче по двойке, анализ удовлетворенных апелляций с повышением баллов, просмотр записей видеонаблюдения. Все это позволяет выявить нарушения на разных этапах проведения итоговой государственной аттестации, найти «узкие места», на которые стоит обратить пристальное внимание.
Например, если ребенок сдал ЕГЭ на «двойку», а потом при пересдаче получает высокие баллы, сразу возникает вопрос: как это возможно? Бывает, причина кроется в некомпетентности рабочей комиссии. Причина №2 – ребенок намеренно «завалил» с первого раза экзамен, надеясь, что при пересдаче контроль будет слабее и он сможет сдать экзамен лучше. Естественно, все это тщательно проверяется. И если виновата комиссия, сладко ей не придется. А что касается надежд выпускников на легкую пересдачу, то, как уже доказала практика, контроль в резервные дни ничуть не слабее, чем в основные. Поэтому не стоит идти на такие «хитрости».
Или вот ситуация с апелляциями. «Пока я находилась в Карачаево-Черкесии во время сдачи ЕГЭ, – поделилась Евгения Николаевна, – количество удовлетворенных апелляций оставалось в пределах нормы. Стоило только мне уехать, как этот показатель резко полез вверх. В итоге в 2015 году в Карачаево-Черкесии самое высокое по СКФО количество удовлетворенных апелляций. При этом выпускникам набавлялись направо-налево по одному-два балла, так как при более высоком повышении баллов работы запрашиваются федеральным центром для перепроверки». Такой «доброты» в 2016 году не будет!
Обратила Евгения Николаевна внимание собравшихся и вот на какой «бич» прошлого года. Если в 2013-2014 годах дети старались пользоваться на ЕГЭ шпаргалками, мобильными телефонами и т. д., то в 2015 году распространение в разных регионах страны получили случаи выноса КИМ из аудитории. В этом году обнаруженный у выпускника во время сдачи ЕГЭ листик с переписанным на него заданием будет расцениваться как нарушение и выпускник будет удален с экзамена.
Среди грубых нарушений, выявленных в ходе проверок Рособрнадзором в регионах:  нарушения в ведении региональной информационной системы (важно максимально корректно, правильно вводить в РИС персональные данные, иначе потом начинается путаница с номерами, сериями паспортов участников ЕГЭ и т. д.); нарушения в работе верификаторов (внесение ответов в бланки ответов № 1, внесение изменений в протоколы проверки ответов на задания бланка № 2 – Елисеева наглядно продемонстрировала такие примеры и отметила, что в Федеральном центре тестирования достаточно технических средств, чтобы выявить такие нарушения); оценка экспертами предметных комиссий заданий работ не в соответствии с критериями оценивания (к примеру, в результате федеральной перепроверки нарушения были выявлены в 60% (!) перепроверенных работ); изменение (добавление) перечня ранее заявленных экзаменов без уважительных причин (в этом году Рособрнадзор пошел на жесткие меры: заявления по выбору ЕГЭ от выпускников принимались только до 1 февраля, и на сегодняшний день база заблокирована, внести в нее изменения нельзя); повторный допуск к сдаче экзаменов участников, ранее удаленных с ЕГЭ за нарушение Порядка, массовое изменение формы проведения ГИА после 1 марта…
Так какие же задачи стоят сегодня перед нами, чтобы государственная итоговая аттестация учащихся 9 и 11 классов прошла в республике честно, объективно, без нарушений?
В первую очередь Е. Елисеева настоятельно посоветовала провести в школах родительские собрания, собрания с обучающимися и педагогами, где еще раз обсудить вопросы соблюдения Порядка проведения ГИА (за нарушения Порядка наказание очень строгое: сдающий экзамен удаляется с экзамена без права его пересдачи в текущем году!). Следует организовать ППЭ в соответствии с требованиями Порядка. К слову, в этом году онлайн-наблюдением в КЧР будут обеспечены 100% аудиторий ППЭ. Кроме того, не снимаются с повестки дня должный контроль входа в ППЭ, соблюдение Порядка на всех этапах проведения ГИА в ППЭ.
Особое внимание Елисеева порекомендовала обратить на инструктаж перед началом экзамена; сверку персональных данных участников экзамена; выходы участников во время государственной итоговой аттестации из аудиторий; контроль в медицинском кабинете (к слову, работник медкабинета не должен быть близким родственником кого-то из детей, сдающих в этом ППЭ экзамен, и у него не должно быть во время проведения ЕГЭ телефона); на сдачу экзаменационного материала после окончания экзаменов.
Под особый контроль попадают дети – так называемые «внутренние мигранты» и ЕГЭ-туристы, которые незадолго (за год или даже позже) до итоговой аттестации меняют место учебы, переезжая из одного населенного пункта в другой в пределах республики, а также приезжая в республику из других субъектов РФ.
И еще. Внимание работников Рособрнадзора привлекли дети, которые в прошлом году сдавали ГИА, а в этом – оказались в числе… сдающих ЕГЭ. Таковых в КЧР набралось 12 человек. Пройти программу 10 и 11 классов за один год – практически нереально, это колоссальная нагрузка на ребенка. Чтобы проверить качество знаний наших «вундеркиндов», проверяющие собрали их всех вместе и провели контрольный срез по базовой математике. В итоге – две «двойки», шесть «троек», четыре «четверки» и ни одной «пятерки». Любопытно,что при сдаче ГИА после 9 класса эти ребята получили восемь «пятерок» и четыре «четверки». Так кому нужны такие «скачки» – детям или их родителям для удовлетворения собственных амбиций?
Не менее интересным был доклад Прасковьи Смирновой «Развитие региональной системы оценки качества образования». Совершенно очевидно, что сегодня, когда мы говорим о необходимости повышения качества образования, естественно встает вопрос об оценке этого качества. Как сделать так, чтобы она была максимально объективна, честно отражала реальную картину? Среди инструментов оценки качества в Рособрнадзоре называют: проведение государственной итоговой аттестации по окончании 9 и 11 классов, национальные и международные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследование профессиональных компетенций учителей. При этом, по словам Прасковьи Петровны, изменились подходы к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Важно выявлять нарушения, «узкие места» в системе образования не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы понять причину их возникновения, выработать с регионами план действий по их устранению.
Кстати, результатом такого подхода уже стало исключение из оценки деятельности глав регионов такого показателя, как результаты сдачи ЕГЭ выпускниками регионов.
Особо подробно остановившись на проведении национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР), Прасковья Петровна еще раз подчеркнула, что их результаты ни в коем случае не должны влиять на оценку деятельности школ, учителей и учащихся. Полученные оценки по НИКО и ВПР никак не должны отразиться на четвертных, годовых оценках школьников!
Так, к примеру, в апреле будут проводиться НИКО по истории, обществознанию в 6 и 8 классах, а в ноябре этого года предстоят НИКО по иностранным языкам в 5 и 8 классах. С декабря 2015 г. по май 2016 г. проходит опробование ВПР в начальной школе. И это только начало большого пути. Такие меры позволят проанализировать не только меру освоения учебных программ учащимися (результаты НИКО и ВПР налагаются друг на друга, и таким образом получается наиболее объективная оценка), но и сами учебные программы, учебники, уровень квалификации педагогов и мн. др.
Кстати, результаты проведенных в декабре минувшего года ВПР по русскому языку и математике в начальной школе в КЧР примерно соответствуют средним результатам по РФ.
А в дни прошедших школьных каникул работники Рособрнадзора провели контроль качества образования в нашей республике по таким предметам, как: в 8 классах – по русскому языку, математике и обществознанию; в 4 классах – по русскому языку, математике, окружающему миру. Срезы проводились в СОШ № 5 с. Терезе, СОШ а. Кумыш и гимназии с. Дружба. Результаты, честно говоря, очень удручающие. Но Прасковья Петровна, поблагодарив эти школы за согласие принять участие в проведении выездных проверочных работ, отметила, что они ни в коем случае не будут наказаны за полученные результаты, им будет предоставлена только помощь для повышения качества образования.
Только честные, объективные оценки – вот к чему нужно сегодня стремиться всем. «Кто честно и прозрачно проводит ГИА, ВПР и т. д, – отметила Прасковья Петровна, – к тому надзор не ходит. Сегодня к ряду регионов у нас нет претензий по данным вопросам, и мы перевели их в режим доверия». Очень хочется, чтобы и Карачаево-Черкесию перевели в этот режим, но для этого нужно постараться. И в первую очередь – не обманывать самих себя. Ведь образование – это то, напомнила Смирнова японскую пословицу, что остается после того, как все забывается.
Кроме того, в ходе совещания был обсужден вопрос о создании регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам.
В конце совещания М. Озов поблагодарил сотрудников Рособрнадзора за совместную работу, за объективную оценку деятельности системы образования КЧР. Отметив, что у нас еще есть ряд недоработок в этой сфере, Мурат Нухович подчеркнул, что главное – мы двигаемся в правильном направлении.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях