Пора на летние пастбища

1 июня в 10:10
5 просмотров

Сезон откочевки скота на летние «квартиры» – это всегда время надежд животноводов. И, несмотря на пасмурную прохладную погоду с монотонными майскими дождями, хмурым небом с насупленными облаками, переходящими в грозовые тучи, животноводы Карачаевского муниципального района благополучно подошли к финалу ответственной кампании. Места дислокации летних кошей и стоянок с незапамятных времен традиционны: высокогорное плато Бийчесын, урочища Буруш-Сырты, Индиш-Баши, Джалпакла, Эпчик, которые никогда не обманывали ожидания чабанов, гуртоправов, табунщиков. Именно там, где альпийское разнотравье живописных лугов, чистейшие ручьи и родники, благотворный воздух, нагуливают вес и обретают товарный вид парнокопытные, что, безусловно, сказывается на качестве мясомолочной продукции.

Сезон откочевки скота на летние «квартиры» – это всегда время надежд животноводов. И, несмотря на пасмурную прохладную погоду с монотонными майскими дождями, хмурым небом с насупленными облаками, переходящими в грозовые тучи, животноводы Карачаевского муниципального района благополучно подошли к финалу ответственной кампании. Места дислокации летних кошей и стоянок с незапамятных времен традиционны: высокогорное плато Бийчесын, урочища Буруш-Сырты, Индиш-Баши, Джалпакла, Эпчик, которые никогда не обманывали ожидания чабанов, гуртоправов, табунщиков. Именно там, где альпийское разнотравье живописных лугов, чистейшие ручьи и родники, благотворный воздух, нагуливают вес и обретают товарный вид парнокопытные, что, безусловно, сказывается на качестве мясомолочной продукции. И тот, кто хоть однажды побывал на этих пастбищах, навсегда остался очарован дивной красотой этих мест. На склонах ущелий заметны следы традиционного природопользования – земледельческие террасы, кучи камней, собранные горцами на протяжении столетий при очистке сенокосных и пастбищных участков. И много легенд и сказаний могут поведать случайным туристам бывалые животноводы об этих местах, где когда-то в кожаных бурдюках хранили айран, в деревянных кадушках заквашивали отменный сыр, в специальных деревянных бочонках (джау джыккыр) сбивали масло.
В 19 веке «Вестник казачьих войск» отмечал, что «сыр, молоко, масло, айран, мясо получаются отличного качества и поразительно питательны. Карачаевские сыры по своему аромату, сладости и пикантности напоминают настоящие швейцарские. С давних времен Карачай являлся крупным поставщиком масла и сыра в меновые дворы и рынки окрестных станиц и городов».
В период советской власти (60-70 годы) на отгонных выпасах Муху-Баши, Буруш-Сырты, Тамчи-Баши работали небольшие маслосыродельные заводы, на Дууте функционировал молокоприемный пункт. И хотя время внесло свои коррективы, давно уже нет в помине тех востребованных перерабатывающих предприятий на местах летних стоянок животноводов, и сегодня не канули в Лету те давние традиции, не перевелись еще молочных дел мастера, которые все так же продолжают на кошах поддерживать ремесло, оставленное в наследство далекими предками.
Как рассказывает начальник районного отдела сельского хозяйства Руслан Блимготов, администрацией района проделана большая работа по ремонту дорог, ведущих на летние стоянки. К примеру, обновлена 20-километровая дорога к урочищу Буруш-Сырты, что над аулом Нижняя Теберда, и это значительно облегчило маршрут для перегона скота. Причем не оставлены без внимания и водоотводные канавы, что немаловажно в период дождей – дабы избежать непролазной хляби. Здесь была привлечена самая современная дорожная техника – экскаваторы, грейдеры, трактора. Продолжаются дорожные работы и на пути к урочищу Дардон, – дорога здесь проходит мимо Шаонинского храма…
– Организованно и своевременно прошла откочевка скота в племенных хозяйствах «Махар» (генеральный директор Билял Шидаков), «Тай» (Магомед Хубиев), «Муху» (Магомед Гочияев), «Гумач» (Абдул Урусов), – рассказывает Р. Блимготов. – Кстати, на племзаводе «Махар» и ООО «Эльбрус Агро-Инвест» (директор Сеит-Али Гебенов) уже давно успешно разводят яков, и эти животные, славящиеся своим диетическим мясом, заметно пополнили перерабатывающие предприятия республики.
 – Отрадно отметить, что с каждым годом растет число молодых животноводов. Причем хозяйствовать они начинают с высокого старта, ставя во главу угла породность скота. Как, например, потомственный животновод Рустам Дудов из Нижней Теберды, который занимается разведением мясного скота, полученного путем сложного скрещивания калмыцкой, герефордской и лимузинской пород. Приплод, полученный от этой поистине кропотливой селекционной работы, на высокогорных выпасах (2,5 – 3 тысячи метров над уровнем моря) дает хорошие среднесуточные привесы – от 1200 до 1500 граммов. Дудов планирует расширить свое хозяйство и влиться в ряды фермеров для участия в федеральных и республиканских программах. Он, кстати, одним из первых организовал перекочевку своего стада на летние выпасы.
Безусловно, перед откочевкой скот необходимо и вакцинировать. Это обязательное условие, дабы избежать вспышки инфекционных заболеваний животных в полевых условиях.
Разговор на эту тему я продолжила с главным ветврачом Карачаевской районной ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных Казимом Кечеруковым. Кстати, эта старейшая в республике ветстанция, которой в этом году исполнится 87 лет, в последние десятилетия поддерживает стабильное благополучие по профилактике инфекционных и других массовых заболеваний сельскохозяйственных животных. Однако работать коллективу лучшей в КЧР ветстанции все сложнее. Бюджетное финансирование сокращается, федеральный центр выделяет средства лишь на профилактику особо опасных заболеваний, таких как ящур, сибирская язва, бруцеллез. Остальные биопрепараты, медикаменты, дезинфицирующие средства и инструментарий приобретаются за счет предоставления платных услуг населению. Тем не менее в районе действуют 10 пунктов искусственного осеменения КРС, стабильно работают 13 ветучреждений, благодаря большой организаторской работе центральной ветстанции во всех аулах установлены расколы – загоны для фиксации скота во время прививок, профилактического осмотра. А в Верхней Теберде таких расколов – целых 5, что облегчает работу ветеринаров, поскольку аул разбросан и рекой Тебердой делится как бы на две части.
Как рассказывает К. Кечеруков, на сегодняшний день вакцинировано против заразных болезней 21500 голов КРС и 31700 овец и коз. Но есть проблема – некоторые хозяйства, а это в основном те, у которых небольшие подворья, на учет по своей халатности и беспечности в ветстанцию своих сельскохозяйственных животных не ставят, а за всеми, как известно, не уследишь. Правда, вся достоверная отчетность по скоту находится у глав сельских муниципальных образований, но и это ровным счетом ничего не значит, если совместными усилиями с ветслужбой не работать с населением, призывая к гражданским чувствам. Ведь одна только инфицированная буренка или лошадь может способствовать вспышке опасной болезни.
– Уповаем на грядущую Всероссийскую сельскохозяйственную перепись, которая начнется 1 июля, – продолжает Кечеруков. – Последняя такая перепись проводилась в 2006 году, и ее данные во многом потеряли актуальность. Эта статотчетность особенно необходима ветеринарной службе, ведь заказ препаратов для вакцинации сельхозживотных напрямую зависит от численности скота. Да и вообще для того, чтобы планировать всю нашу работу, необходимо опираться на достоверные цифры.
В период нахождения скота на горных пастбищах, который обычно продолжается до глубокой осени, ветеринарная служба всегда на подхвате, как та же «Скорая помощь», она всегда мобильна: это и трудные случаи родовспоможения дойным коровам, и лечение травм конечностей животных, которым особенно подвержены лошади. А служебные собаки – «пастушки», получающие «боевые» раны во время схватки не на жизнь, а на смерть с хищниками, зарящимися на вкусных курдючных барашков или нежных телят?!
Так что работы славной гвардии ветеринаров летом хватает с избытком.
К первой декаде июня откочевка скота подойдет к окончательному завершению и сельхозживотные определятся на своих летних «квартирах»…

НА СНИМКЕ: Животновод Рустам ДУДОВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях