Этнические мотивы, вышитые на века…
Свыше 100 старинных карачаевских платков и шалей, над которыми работали искусные вышивальщицы, золотошвейки, вязальщицы, были на днях представлены на выставке в Учкулане. Здесь, у Замка дружбы народов, что высится над древним аулом, собрались те, кому дороги народное искусство, истоки, что питают культуру любого этноса: ученые и дизайнеры, студенческая молодежь, творческая интеллигенция республики, представители общественной организации «Къарачай Алан Халкъ». Обрастая канвой, словно самый бесценный платок, в виде большого концерта художественных коллективов на открытом воздухе, где заливалась гармоника под дробь бубна, дефиле юных манекенщиц, демонстрировавших последние новинки коллекции «Театра моды» Ларисы Атаевой, массовых танцев, мероприятие вылилось в незабываемый этнографический фестиваль, живописную феерию в обрамлении чарующего пейзажа вершин Большого Кавказского хребта.
Свыше 100 старинных карачаевских платков и шалей, над которыми работали искусные вышивальщицы, золотошвейки, вязальщицы, были на днях представлены на выставке в Учкулане. Здесь, у Замка дружбы народов, что высится над древним аулом, собрались те, кому дороги народное искусство, истоки, что питают культуру любого этноса: ученые и дизайнеры, студенческая молодежь, творческая интеллигенция республики, представители общественной организации «Къарачай Алан Халкъ». Обрастая канвой, словно самый бесценный платок, в виде большого концерта художественных коллективов на открытом воздухе, где заливалась гармоника под дробь бубна, дефиле юных манекенщиц, демонстрировавших последние новинки коллекции «Театра моды» Ларисы Атаевой, массовых танцев, мероприятие вылилось в незабываемый этнографический фестиваль, живописную феерию в обрамлении чарующего пейзажа вершин Большого Кавказского хребта.
Замок дружбы народов был открыт менее двух лет назад, но и за столь короткий период успел стать центром притяжения туристов, художников (отличное место для пленэров!), студентов. Благодаря подвижничеству директора Учкуланского музея Сосланбека Джанибекова здесь проводятся экскурсии и передвижные выставки, тематические вечера с привлечением широкой общественности. А ещё замок отлично вписывается в «музей под открытым небом» с древними деревянными срубами, легендарной сторожевой башней Мамия-Къала, замковым камнем Карачая, мавзолейными комплексами каменных усыпальниц – кещене…
– Знаете, нашим историкам и этнографам, экскурсоводам предстоит ещё много потрудиться над изданием содержательных путеводителей-справочников, буклетов о достопримечательных местах нашей республики, – поделился мыслями Шарафутдин Узденов, один из активистов Фонда развития Учкуланского этнографического центра. – В настоящее время к изданию готовится книга-путеводитель «Путешествие из Кисловодска в Учкулан» материалы мы по крупицам собирали вместе с товарищем из Кабардино-Балкарии Борисом Агайдановым. По маршруту следования через Маринское ущелье, останавливаясь в каждом селении, мы постарались рассказать о его природе, памятниках природы и истории, а также известных людях. К примеру, не все знают, что в Терезе до 80-х годов проживала народная целительница, мать 24 детей Гезам Долаева, здесь же Малый Карачай прославил Далхат Узденов, строитель Храма Христа Спасителя, получивший из рук патриарха Алексия II два ордена Русской православной церкви. В Учкекене нашла приют, скрываясь от красногвардейцев, звезда мирового балета Матильда Кшесинская, отдыхавшая в Кисловодске. Ведь хорошо известно, что в 1917 году она, лишившись крова, скиталась по чужим квартирам, долгое время была в Кисловодске и только в 1919 году из Новороссийска отплыла с сыном за границу. А в Верхней Маре из одной семьи Байтоковых на фронт ушли 16 сыновей, 10 из которых погибли на полях сражений Великой Отечественной войны… И сегодняшний праздник, посвященный истории карачаевских платков, это не только дань народным промыслам и прикладному искусству горцев. Это нечто большее – весомый повод, собравшись вместе, и старшему поколению, и молодежи пристальнее вглядеться в свои корни, духовное богатство и материальную культуру народа. Это одна из задач Учкуланского этнографического центра, чья миссия – как просветительская деятельность, так и привлечение туристов.
…Мероприятие открыл директор Учкуланского народного музея Сосланбек Джанибеков:
– Сегодня мы открываем выставку платков из фонда нашего музея. Художественное народное творчество во все времена было и остаётся наиболее весомой составной частью культуры карачаевского народа. Платки в одежде женщины-горянки имели особое значение – они могли определять её социальный статус в обществе. У каждой горянки должно было быть не менее трёх платков – повседневный, праздничный, ритуальный. Особую роль играл «чилле джаулукъ» – свадебный платок, который передавался по наследству от матери к дочери. Традиция эта сохранилась и сегодня. Платки, представленные на нашей выставке, выполнены на высоком художественном уровне, где приоритет отдается национальным орнаментам. Карачаевский народ, несмотря на самые тяжелые времена, выпавшие на годы войны и депортации, сумел сохранить большую часть этих семейных реликвий, которые передавались по наследству.
На сцену выходит большая делегация из Малокарачаевского района: заместитель главы администрации Асият Гнаева, директор Центра культуры и досуга Алий Хубиев, методист районного отдела культуры Марьям Тамбиева, ветеран труда Пахат Урусов и другие. После тёплых слов приветствия от имени своей делегации председатель регионального отделения общественной организации «Къарачай Алан Халкъ» Аубекир Узденов преподносит в дар Учкуланскому музею картину «Ущелье Хасаукинского сражения» и платок, вышитый его сестрой Зубар в 1960 году. Работая в своё время дояркой, эта славная женщина работала ночами над этим платком после тяжелого трудового дня.
На праздничном митинге также выступили: заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики КЧР Рашид Узденов, заместитель министра культуры Темирлан Алиев, заместитель главы администрации Карачаевского муниципального района Олег Тохчуков, председатель региональной организации Карачаевского района «Къарачай Алан Халкъ» Джашарбек Кочкаров и другие. И я бы выделила здесь главную мысль, которая звучала в выступлениях: выставка старинных платков – это и дань восхищения как искусством мастериц, так и женщиной – хранительницей очага, как зеницу ока сберегавшей семейные реликвии, которым суждено было стать национальным достоянием.
Пожалуй, к национальному достоянию Карачаево-Черкесии можно с гордостью отнести и «Театр моды» Ларисы Атаевой, декана факультета дизайна и искусства СКГГТА. Детище талантливой мастерицы, лауреата конкурсов высокой моды, обладателя многих почетных званий существует уже 15 лет, достойно представляя Карачаево-Черкесию на престижных показах. И до чего же изящны, гармоничны с преобладанием этнических мотивов были платья и костюмы, представленные студентками академии! И было в гордой и дерзкой поступи юных манекенщиц что-то от древних амазонок – а может, сюда вмешались и гены, ведь эти прекрасные воительницы обитали когда-то и в горах Кавказа. Коллекции одежды отличались высоким качеством фактуры с использованием тончайшего войлока с сочетаниями европейского и горского стилей, придающим костюмам особый неподражаемый шарм. И определение этому – вполне народное слово – штучность (сегодня это называется эксклюзивом), воплощенная фантазией Мастера и оправданная высокими наградами на подиумах страны.
И вот, наконец, как в сказке, раскрываются двери замка, и взору посетителей открываются богатства вернисажа, где представлены платки, переливающиеся богатой цветовой палитрой тяжелого и тончайшего шелка, бархата, тафты, муара. Говорят, платки попадали в Карачай со всех уголков света – из Индии, Сирии, Персии, Турции, и остается только гадать, как добирались в глухие горные ущелья заморские купцы. Но о том, что они всё-таки здесь бывали, говорит название одного из видов платков – купес (от слова «купец») джаулукъ. Из России в Карачай был завезен и «николаевский джаулукъ», получивший своё название от имени российского государя, считавшийся очень дорогим. Свадебные платки по сей день являются важнейшим атрибутом горской свадьбы. Ведь во время обязательного обряда снятия нескольких платков с головы невесты – где-то этот ритуал совершает почтенная женщина, где-то, для экзотики, танцующие джигиты кончиками кинжалов – совершается таинство вхождения молодой хозяйки в свою новую семью…
Много песен и легенд сложено о горских платках. Вот и в старинной песне «Айджаякъ», прозвучавшей на выставке в исполнении четвероклассницы Учкуланской школы, внучки Сосланбека Джанибекова, Радимы, в переводе Гервасия Орловского поется: «Яркий пёстрый платок, твою белую шею обвив, всю тебя превращает в цветок и пьянит ароматом любви». И надо сказать, эти слова были очень к месту.
Как завороженные, участники выставки переходили от одного платка к другому, стараясь быть поближе к профессиональному эксперту, лучшему дизайнеру горских костюмов Л. Атаевой, которая обстоятельно рассказывала и о технике вышивания двойной гладью двумя иголками, и о трудоёмкости работы, ведь многие платки изготавливались месяцами, а то и годами. Наблюдая за реакцией посетителей выставки, впитываю их впечатления с той толикой гордости, как будто это я сама развернула роскошную панораму бесценной коллекции шедевров народного творчества. Так бывает, когда, к примеру, по-хозяйски показываешь гостям красоты Архыза или Домбая, Махара и перевала Гум-Баши… Кстати, в организации выставки платков неоценимое участие приняла сестра Джанибекова Айшат Юнусовна: это и эстетическое оформление, и сбор экспонатов у населения, и их классификация.
– Когда-то в горах бытовало поверье, что Всевышний не принимает молитвы у того села, где нет мастеров. Для возрождения этнических традиций необходимо поддерживать в талантах божью искру, – сказал на прощание С. Джанибеков. – И это сделает наш благодатный уголок земли ещё привлекательнее, ибо в самобытности заключается его настоящее и будущее.
{{commentsCount}}
Комментариев нет