Иду за мечтой!

8 июня в 07:02
2 просмотра

Десятиклассница, круглая отличница гимназии № 4 им. М. Хабичева г. Карачаевска Майя Харченко – человек целеустремленный и волевой. Она уже определилась с выбором будущей профессии – хочет посвятить себя медицине. Майя давно составила для себя образ современного врача. Кроме качеств чисто человеческих и профессиональных: доброты, высокого дара сострадания и милосердия, глубоких знаний – доктор должен еще обладать неиссякаемой жаждой самосовершенствования, которая преломляется в исследовательской работе. «Взять, к примеру, банальный аппендицит, как принято говорить. Но почему эту операцию считают пустяковой? – рассуждает Майя. – Ведь не счесть случаев, когда доктор не мог определить диагноз и дело кончалось страшным перитонитом. А все дело в том, что такие «специалисты» учились в медицинских вузах на троечки и пришли в больницы без крепких базовых знаний. Поэтому для меня в приоритете – накопление знаний далеко за пределами школьных учебников, чтобы в медицинский придти с достойным багажом как профилирующих дисциплин (химия, биология), так и остальных».

Десятиклассница, круглая отличница гимназии № 4 им. М. Хабичева г. Карачаевска Майя Харченко – человек целеустремленный и волевой. Она уже определилась с выбором будущей профессии – хочет посвятить себя медицине. Майя давно составила для себя образ современного врача. Кроме качеств чисто человеческих и профессиональных: доброты, высокого дара сострадания и милосердия, глубоких знаний – доктор должен еще обладать неиссякаемой жаждой самосовершенствования, которая преломляется в исследовательской работе. «Взять, к примеру, банальный аппендицит, как принято говорить. Но почему эту операцию считают пустяковой? – рассуждает Майя. – Ведь не счесть случаев, когда доктор не мог определить диагноз и дело кончалось страшным перитонитом. А все дело в том, что такие «специалисты» учились в медицинских вузах на троечки и пришли в больницы без крепких базовых знаний. Поэтому для меня в приоритете – накопление знаний далеко за пределами школьных учебников, чтобы в медицинский придти с достойным багажом как профилирующих дисциплин (химия, биология), так и остальных».
В свободное от уроков, предметных олимпиад, научных конференций, исследовательских работ (об этом позже) время Майя зачитывается любимым Вересаевым: «Его мечтой было стать писателем, и он стал им. Но он поставил перед собой цель изучить биологические стороны человека, его физиологию и патологию. Кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми разных слоев и укладов, мало того, Вересаев, рискуя жизнью, заведовал холерным бараком. Меня потрясла его повесть «Без дороги», написанная в форме дневника молодого врача, который отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома и пошел на земскую службу. «Без дороги» Вересаева – это еще и повесть о потерянном поколении, которое без путеводной звезды гибнет невидимо и бесповоротно. И разве эта мысль не актуальна в любые времена?».
Невольно пришла мысль – а знают ли, читают ли нынешние абитуриенты и студенты медвузов биографии и произведения писателей – врачей – того же Чехова, Булгакова, Сомерсета Моэма, Рабле и других? Ведь сколько в них гуманизма, живого участия к болезням пациентов!..
Майя живет со мной по соседству, выросла на моих глазах, и, наблюдая за ней, не перестаю удивляться – она прекрасно владеет компьютерными технологиями, но не из тех, кто «денно и нощно» зависает в сети, обожает классическую литературу и не прочь поспорить о том, в чем преимущества и недостатки современной английской киноверсии «Войны и мира»: «Князь Андрей Болконский в исполнении молодого британца намного ближе молодым, чем далеко не юный Тихонов в картине Бондарчука». Словом, разносторонне развитая личность – эта десятиклассница Майя Харченко, лауреат и дипломант всевозможных состязаний: от конкурса чтецов до Всероссийских научных конференций, от предметной олимпиады по английскому языку до республиканской телевизионной «Умники и умницы Карачаево-Черкесии».
Но вот на сотрудничестве Майи с доктором медицинских наук, профессором Алимуратом Текеевым остановлюсь подробнее. Хорошо известно, что Текеев, в свое время исследуя происхождения молочного напитка карачаевцев – айрана, на основе собранных данных подал заявку на получение трех патентов на способы его изготовления. Преимущество запатентованных ученым способов заключается в том, что это позволяет закрепить и сохранить национальное достояние и обнародовать в России ярко выраженные лечебно-профилактические и дезинтоксикационные свойства культового напитка горцев. Майя Харченко, заинтересованная этой темой, взялась за научно-исследовательскую работу «Айран – напиток долголетия». И это отнюдь не скомпонованный опус из выхваченных из Интернета и журналов кусков, подобный лоскутному одеялу. К слову, моему возмущению однажды не было предела, когда в одной из интернет-«лавок», где «куются» за определенную плату и студенческие курсовые, и псевдонаучные рефераты, мальчишка, с виду семиклассник, важно потребовал: «Напечатайте мне реферат о крепостном праве на десяти страницах – у меня денег ровно на такой объем».
Начав работать над рефератом, Майя получила немало полезных консультаций и рекомендаций от профессора Текеева, что позволило юному автору углубить и расширить тему. Здесь был использован фольклор, посвященный айрану, в виде легенд, песен, поговорок, благопожеланий – алгышей, даны описание скульптурных работ, связанных с этим напитком, и, собственно, широкий спектр его лечебных свойств. Кроме того, вместе со своим научным руководителем, учителем химии и биологии МКОУ «СОШ а. Новая Теберда» Азой Джандаровой Майя неоднократно готовила айран, используя в виде закваски как готовый напиток, так и кефирные грибки. Кстати, несмотря на расстояние, городская школьница с удовольствием посещает биологический кружок «Наш дом – природа», который под руководством А. Джандаровой снискал славу в республике благодаря уникальным опытам и исследованиям.
С Азой Ганнаевной Майя Харченко в апреле поехала в Санкт-Петербург для участия в III Всероссийской научно-исследовательской конференции «Открой в себе ученого», где их работа об айране была замечена и отмечена поощрительной грамотой. И если учесть, что в конференции принимало участие свыше 300 школьников, а в составе экспертной комиссии работали профессора и научные сотрудники ведущих вузов Санкт-Петербурга, это очень неплохой результат…
Не счесть всех почетных грамот и поощрений, которыми была отмечена Майя только за последние два года. Но, пожалуй, больше всего ей дорог результат заочного тура химико-биологической олимпиады Ставропольского государственного медицинского университета, где она набрала 90 балов из 100 возможных. Ведь мечта Майи ведет именно в этот вуз. И добавить к этому уже нечего.

НА СНИМКЕ: Юный исследователь Майя ХАРЧЕНКО.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях