Формула счастья

21 июня в 08:13
1 просмотр

«Жизнь бесценна и быстротечна, и преступно тратить ее на праздность, пустословие, тем более на недостойные поступки», – так говорит врач и педагог, ученый, изобретатель Валерия Александровна Пименова, человек, знающий цену времени, счастью жизни. «Счастье, – считает она,- это поле напряжения воли, всех сил и устремлений».
Родилась Валерия Александровна 14 июня 1938 года в солнечном Дагестане, в Махачкале, и через всю жизнь пронесла любовь к культуре, традициям народов Кавказа. Ее родители: Александр и Анна Матросовы – происходили из многодетных семей. Отец – выходец из казенных крестьян Нижегородской губернии. Он рано покинул отчий дом, был учеником столяра. Позже устроился на завод в Сормово, где познакомился с первыми революционерами. Коммунист с 1917 года, он был партийным работником с беззаветной преданностью долгу, кристальной честностью, ответственностью. Мать Валерии – дочь содержателя постоялого двора в забайкальской деревне. Ее братья занимались коммерцией, бывали по торговым делам за рубежом: в Китае, Монголии. Сестры хлопотали по хозяйству. Все хорошо знали русский, бурятский, монгольский, китайский языки. Прабабушка по материнской линии – выпускница Бестужевских курсов была сослана в Сибирь за вольнодумство. В Бурятии нашла свое счастье.

«Жизнь бесценна и быстротечна, и преступно тратить ее на праздность, пустословие, тем более на недостойные поступки», – так говорит врач и педагог, ученый, изобретатель Валерия Александровна Пименова, человек, знающий цену времени, счастью жизни. «Счастье, – считает она,- это поле напряжения воли, всех сил и устремлений».
Родилась Валерия Александровна 14 июня 1938 года в солнечном Дагестане, в Махачкале, и через всю жизнь пронесла любовь к культуре, традициям народов Кавказа. Ее родители: Александр и Анна Матросовы – происходили из многодетных семей. Отец – выходец из казенных крестьян Нижегородской губернии. Он рано покинул отчий дом, был учеником столяра. Позже устроился на завод в Сормово, где познакомился с первыми революционерами. Коммунист с 1917 года, он был партийным работником с беззаветной преданностью долгу, кристальной честностью, ответственностью. Мать Валерии – дочь содержателя постоялого двора в забайкальской деревне. Ее братья занимались коммерцией, бывали по торговым делам за рубежом: в Китае, Монголии. Сестры хлопотали по хозяйству. Все хорошо знали русский, бурятский, монгольский, китайский языки. Прабабушка по материнской линии – выпускница Бестужевских курсов была сослана в Сибирь за вольнодумство. В Бурятии нашла свое счастье. Получив медицинское образование, изучив народную медицину, она занималась врачеванием, принимала роды. О ней много рассказывала Валерии мама. Возможно, эти рассказы подсознательно определили профессиональный выбор Валерии…
Довоенное детство помнится смутно. Самое яркое воспоминание – великое множество книг в соседней квартире. Благоговение, чувство трепета и восторга перед фолиантами, которые ей разрешали подержать в руках: произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, В. Гюго, О. де Бальзака, Жюль Верна и других великих писателей. Трехлетняя малышка всем сердцем полюбила книги. Они стали для Валерии самыми верными и надежными друзьями. Девочка щедро делилась знаниями с ровесниками на лавочке у дома, проводила книжные обзоры и читательские конференции…
Эта светлая идиллия закончилась в один миг 22 июня 1941 года. Война стремительно ворвалась в жизнь и диктовала свои законы. Немцы рвались на Кавказ. Последовала череда переездов по маршруту Махачкала – Черкесск – Ставрополь – Махачкала, связанных с переводами отца на более ответственную работу. И в памяти сохранились и бомбежки, и жизнь зимой 43-го в квартире с обледенелыми стенами, и еда – картофельные очистки и тюлений жир, а в качестве лакомства – жмых. Девочка часто болела. И Валерия Александровна хорошо помнит, как врачи боролись за ее жизнь, и как она тогда решила: если останусь жить, буду так же, как они, спасать людей.
День Победы встретили в Ставрополе. Сорвали с окон ненавистные черные полотна, впервые вечером горел свет. Народ ликовал на улицах, в домах… С войны вернулся дядя и привез ей в подарок чернильницу – непроливашку. С этим подарком осенью Валерия пошла в первый класс…
Отец занимал ответственный пост представителя Совета по делам колхозов при Правительстве СССР. На новое место работы его переводили через каждые три года: Улан – Удэ, Кемерово, Тюмень.
В Тюмени Валерия окончила школу с серебряной медалью, одновременно музыкальную школу по классу фортепиано. Преподаватели настойчиво советовали поступить в консерваторию, подчеркивая одаренность девочки. Но выбор Валерии остался за мечтой детства – медициной. Не поступив в один из лучших вузов – Первый Московский медицинский институт – чтобы пройти по конкурсу, не хватило одного балла – пошла работать на хлебозавод лаборантом. Директор завода рекомендовал направить ее в институт пищевой промышленности на технологическое отделение, но Валерия продолжала готовиться в медицинский институт.
И мечта сбылась: она стала студенткой Омского государственного медицинского института, в котором преподавала солидная группа ученых, внесших весомый вклад в развитие науки. Профессорско-преподавательский состав института формировался при участии выдающихся авторитетных ученых Ленинградского медицинского института, эвакуированного во время войны в Омск. На лекциях, на практических занятиях в клиниках они давали глубокие прочные знания, умения, навыки.
Валерия окончила институт в 1963 году, получив диплом с отличием, по специальности «Лечебное дело», была направлена по распределению в сельскую участковую больницу на севере Омской области в 400 км от Омска. Ей не объяснили, где и как она будет работать, сказали: «Там встретят». Добиралась на катере на подводных крыльях «Ракета». В пути любовалась природой: сочетание небесной лазури, зеленой тайги с проблесками желтизны, бирюзовых волн Иртыша радовало глаз. Но радость поблекла, когда она прибыла на место. Ее встретили на машине председателя. В дороге она узнала, что будет обслуживать 8 деревень, разбросанных в тайге в радиусе 30 км. Участок имел больницу на 15 коек, амбулаторию, аптечный пункт, два ФАПа. Участок находился на противоположном берегу от райцентра. Моста через реку, парома не было. Переправлялись летом на лодке, зимой – по льду по Иртышу. Вместо санитарной машины две лошади, телега и розвальни. Главного врача познакомили с коллективом: малограмотный фельдшер, неопытная акушерка, 4 медсестры, 2 санитарки, завхоз, с которым пришлось сразу расстаться, поскольку был нечист на руку.
Сложности посыпались, как из рога изобилия: вместо холодильников – подвалы, набитые льдом, электричества нет – по вечерам работает движок, а с 23 часов – керосиновая лампа, нет диагностической лаборатории. Малограмотное население, среди которого было много ссыльных, бывших заключенных, алкоголиков, наркоманов, требовало особого внимания. Невежество толкало людей обращаться за помощью к знахарям. Заключенные и ссыльные могли быть скрытыми бациллоносителями различных инфекций. В деревнях гнали самогонку и много пили. Были и экологические проблемы – воду без всякой очистки – водоочистительных сооружений не было – для всех нужд население брало из одной речки, что могло привести к инфекционным заболеваниям…
После ознакомления с участком Валерия Александровна разработала план действий: первоочередными задачами были повышение квалификации кадров, укрепление материально-технической базы, создание диагностической лаборатории, налаживание взаимодействия с районной больницей, подворный обход, обследование населения, просветительская работа. И ответственной за все была она. Рабочий день главного врача был не нормирован: днем – прием, ночью – вызовы.
Ей пригодились рекомендации врачей ХIХ века: «Главным инструментом врача должны быть глаза и уши». Работая с малограмотными людьми разных национальностей: татарами, поляками, белорусами, чувашами, которые не могли правильно сформулировать мысль, приходилось полагаться на интуицию. Детальная беседа с пациентом и его родственниками, максимальное внимание к больному при осмотре, отличные знания, полученные в институте, позволяли поставить верный диагноз.
Городская девушка, она не испугалась трудностей. Их преодоление послужило становлению характера, обогащению ее медицинской практики, накоплению опыта, росту профессионализма.
Она вспоминает вспышку гепатита, работу по погашению очага вспышки, гибель ребенка от дифтерии, работу по профилактике дифтерии в деревнях, подворные обходы с целью раннего выявления заболевших. А еще помнит, как спасла нетранспортабельного, обреченного на смерть больного с прободной язвой желудка. Как выходила женщину с тяжелой формой инсульта. Как родился ребенок с волчьей пастью и заячьей губой, и родители хотели убить его, а она убедила их: можно все исправить! Сама выкармливала ребенка из пипетки, а когда подрос, сделали операцию, и получился красивый мальчик.
Стоит ли удивляться, что такой врач полюбился местным жителям, к ней стали тянуться? А она проводила санитарно – просветительскую работу, читала лекции на медицинские темы. А в редкое свободное время… играла в спектаклях драматического кружка, выезжала на полевые станы с агитбригадой.
Прошло время. И аналитический склад ума, стремление познать неизведанное привели ее в Центральную научно-исследовательскую лабораторию электронной микроскопии при кафедре микробиологии Омского государственного медицинского института. Перед ней раскрылись тайны ультраструктуры вирусов, возбудителей инфекционных заболеваний. Микро-фото и киносъемка стали неотъемлемой частью работы. Были опубликованы первые научные работы под руководством профессора А. Ховановой.
В 1965 году Валерия прошла по конкурсу на должность ассистента кафедры микробиологии Кемеровского государственного медицинского института, стала заниматься преподаванием и наукой по тематике кафедры под руководством профессора Н. Зинина-Бермеса, представителя Ленинградской школы научных медицинских кадров.
«Работая в Кемеровском государственном медицинском университете, – делится выпускник этого вуза, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по КЧР Евгений Данилин, – Валерия Александровна Пименова давала глубокие, прочные знания, смогла привить любовь к профессии, преданность своему делу, энтузиазм выпускникам, которые успешно работают в системе Роспотребнадзора России, в том числе и в КЧР».
Что касается науки, то здесь Валерию Александровну увлекла работа на стыке микробиологии, биофизики, биохимии, молекулярной биологии. Были изучены физико-химические свойства поверхности многих бактерий. В 70-е годы в связи с рядом эпидемиологических заболеваний, прокатившихся по стране, возникла необходимость в создании новых методов исследования, новых реактивов, диагностических сывороток, ряд которых производили только в США. Работа проводилась на кафедре и в биологической лаборатории Института эпидемиологии и микробиологии им. Н. Гамалеи Академии медицинских наук СССР (научный руководитель – профессор Ю. Езепчук) и бактериологической лаборатории Института питания АМН СССР (профессор В. Бугрова). Выдающийся ученый профессор А. Акатов положительно отозвался о работах В. Пименовой, каждая статья которой – научное открытие. Были созданы новые методы, разработаны рационализаторские предложения…
В. Пименовой было опубликовано более 20 научных работ… Кроме того, она – автор учебных пособий для студентов медицинских институтов и колледжей. Результаты ее научных исследований публиковались в центральной печати. С докладами о результатах исследований Валерия Александровна неоднократно выступала на международных научных форумах и всесоюзных научно-практических конференциях, на II Всероссийском съезде инфекционистов в Москве. На основе исследований выполнила диссертацию, которая прошла апробацию в ИЭМ АМН СССР, оставалась защита…
В 1985 году в связи со смертью отца и необходимостью ухода за больной матерью Валерия Александровна переезжает в Черкесск и поступает на работу в Черкесское медицинское училище. Она – преподаватель высшей категории (дисциплины: микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни с эпидемиологией). Детский хирург, ортопед – травматолог, педагог Юрий Удовенко так отзывается о Пименовой: «Деятельность Валерии Александровны – яркий пример того, что чем шире сфера деятельности человека, чем многограннее его интересы, чем больше творчества в его труде, чем ярче проявляется в межличностном общении духовно – нравственный потенциал, тем большего результата человек достигает во всех сферах деятельности. Личность Пименовой многогранна: она посвятила жизнь медицине и педагогике, науке, ее работы известны в научных кругах в России и за рубежом, она любит искусство, прекрасно музицирует, ей дан дар слова – она пишет стихи… Как педагог, она не просто передавала знания, она светом факела любви к профессии делилась с учениками, зажигая в их сердцах огонь любви к медицине».
Педагогический труд, полный самоотверженности, тревог, волнений, поисков, дерзаний, испытаний на мудрость, терпения, Валерия Александровна избрала по призванию и высокому гражданскому долгу. Она разработала и представила в Российский научно – методический центр учебную программу по курсу «Методика учебы». Написанное ею эссе «Моя педагогическая философия» опубликовал журнал «Специалист»…
«Японская пословица гласит: «Один день с настоящим учителем лучше тысячи дней усердных занятий», – делится выпускник Карачаево-Черкесского медицинского колледжа Ю. Бушлин, – таким учителем я считаю Валерию Александровну. Ее уроки были всегда интересны, увлекательны и познавательны. Студенты слушали ее «открыв рот». Она была строга, но справедлива, никогда никого не выделяла, относилась ко всем уважительно. Для меня она – пример для подражания. Она привила нам любовь к профессии. Я вспоминаю о ней с чувством глубокой благодарности»…
Но учителем она была не только для студентов. «Работая в Карачаево-Черкесском медицинском колледже, Валерия Александровна в своей педагогической деятельности одна из первых использовала технологию модульного обучения, основанную на компетентностном подходе, – рассказывает преподаватель медколледжа Елена Кошелева . – Оказывая методическую помощь педагогу в освоении новых образовательных технологий, методист сам должен в совершенстве владеть этими технологиями и уметь грамотно передать их преподавателю. И Валерия Александровна всегда с радостью и доброжелательностью делилась накопленным опытом и знаниями. Для меня она всегда являлась примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к делу, соблюдения дисциплины, лучших нравственных качеств. Для ее работы характерен постоянный творческий поиск. Всевозможные научные конференции редко оставались без ее участия. Если человек талантлив, то он талантлив во всех сферах своей деятельности. Валерия Александровна пишет прекрасные стихи. А ее восхитительное эссе, представленное на профессиональном конкурсе «Преподаватель года» в г. Ставрополе в 1999 году, принесло Валерии Александровне первенство в этом конкурсе»…
«Эрудированный наставник, разносторонне образованный специалист, пользующийся авторитетом и уважением сотрудников и студентов», – так характеризовали ее во всех коллективах, где бы она ни работала. И неслучайно Валерия Пименова – заслуженный учитель КЧР, награждена медалью «Ветеран труда». За инициативную, творческую работу неоднократно награждалась Почетными грамотами Президиума Народного Собрания КЧР, Министерства здравоохранения и курортов КЧР, премиями.
Бывших врачей, как и бывших педагогов, бывших офицеров, не бывает. К Пименовой и сегодня обращаются за помощью в трудной ситуации люди, она всем помогает. А дома Валерия Александровна – счастливая мать и бабушка. Дочь Юлия продолжила медицинскую династию, она врач – психиатр, нарколог. «Внуки – мой свет и отрада» – говорит Валерия Александровна. Редкое свободное время она посвящает музыке, которую считает частью своей души. Обожает изобразительное искусство: «Жизнь поблекла бы без живописи. Краски полотен Ван Гога пламенят кровь. Охлаждают пыл суровые бескрайние пейзажи Рокуэлла Кента. Умиротворяют душу щемяще нежные полотна Левитана и Куинджи».
Формула счастья Валерии Пименовой – произведение, в котором самоотверженный труд умножается на счастье отдавать сердце людям. Сегодня к ее ученикам идут люди с надеждой на исцеление. Здоровье и счастье людей – самая высокая награда, в которой и заключается счастье Валерии Александровны.

Т. БРАТКОВА.

Поделиться
в соцсетях