Святилища Аксаутского ущелья

24 июня в 09:52
188 просмотров

19 июня православный мир отмечал светлый праздник Святой Троицы, олицетворяющей три ипостаси: Бога-отца, Бога-сына, Бога-Святого Духа, и трактующийся церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день после Пасхи. Ставя свечи и молясь перед иконой Пресвятой Троицы, прихожане в храмах возносят ей молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Святый, посети и исцели немощи наша; имени Твоего ради»… Этот праздник называется еще зелеными святками, потому что в это время так же, как и зимой, наряжают обрядовое дерево и загадывают желания. Только дерево это не елка, а береза, издавна олицетворяющая душу, голос, внутренний настрой русского народа. Нарядить березку, как красну девицу, лентами и лоскутами ткани было не просто обычаем, в этот обряд вкладывали просьбу о счастливой семейной жизни. Ветками березы украшали комнаты и окна домов с целью сокрушения нечистой силы, болезни, вражды…

19 июня православный мир отмечал светлый праздник Святой Троицы, олицетворяющей три ипостаси: Бога-отца, Бога-сына, Бога-Святого Духа, и трактующийся церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день после Пасхи. Ставя свечи и молясь перед иконой Пресвятой Троицы, прихожане в храмах возносят ей молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Святый, посети и исцели немощи наша; имени Твоего ради»… Этот праздник называется еще зелеными святками, потому что в это время так же, как и зимой, наряжают обрядовое дерево и загадывают желания. Только дерево это не елка, а береза, издавна олицетворяющая душу, голос, внутренний настрой русского народа. Нарядить березку, как красну девицу, лентами и лоскутами ткани было не просто обычаем, в этот обряд вкладывали просьбу о счастливой семейной жизни. Ветками березы украшали комнаты и окна домов с целью сокрушения нечистой силы, болезни, вражды…
Особо почитаема Троица у греков, так же как День святого Георгия у осетин. Ежегодно сотни паломников, в основном жители Ставрополья, сел Хасаут-Греческого и Спарты КЧР, направляются в Аксаутское ущелье к своему святилищу. Здесь, на головокружительной высоте, когда-то стоял древний храм, сородич тех, что возвели в эпоху Средневековья византийские зодчие – далекие предки греков. Теперь на этом месте установлена каменная ниша наподобие камина, над которой на черном мраморе изображена икона Пресвятой Троицы. Сюда-то и устремляются паломники, чтобы просить у Бога заступничества и покровительства.
…Проезжая по станице Кардоникской по направлению к селу Хасаут-Греческому, видим молодых и пожилых казачек с охапками березовых веток – ими они украсят свой дом и ворота, тем самым изгоняя из родного крова все нехорошее. Что ж, недаром Бродский писал: «В деревне Бог живет не по углам, а всюду». Дорога гладкою лентой с хорошим асфальтовым покрытием ведет до самого Хасаута, а дальше… Был в моем детстве такой фильм с названием «Там, где кончается асфальт». Сюжета не помню, но чем не шикарный заголовок для критической статьи о разбитых вдрызг дорогах? Здесь то же самое – асфальт кончается прямо перед Хасаутом. Дальше вереница автомобилей, среди которых немало дорогих иномарок, на черепашьем ходу, трясясь по колдобинам и кочкам, путь в 12 км преодолевает за утомительные 40-45 минут… Проезжаем базы отдыха «Дом фермера» и «Кишкет», сторожку Аксаутского лесничества, палаточные городки туристов, что уютно разместились под раскидистыми вязами и ясенями. Лиственный лес подступает к самой дороге, внизу бурным потоком проносятся воды Аксаута. Чистейший воздух, умиротворенная тишина создают ощущение полного слияния с дивной природой.
А вот и место стоянки автомобилей. Отсюда начинается путь к святыне. Кругом слышатся греческие приветствия: «Калимера!», «Ясас!» («Добрый день!», «Здоровья!»). У подножия горы, куда держат путь паломники, – миниатюрная часовенка, где можно приобрести свечи. По каменным ступеням начинаем подъем наверх, и хотя они хорошо отшлифованы, крутая дорога кажется нескончаемой и дается с трудом. Оказалось, что ступеней ровно 430, они проложены на народные средства, как и построенная часовенка, – деньги собирала греческая диаспора почти всего ЮФО. По дороге знакомлюсь с симпатичной парой – супруги Виталий и Наталья Янаковы приехали из Ессентуков, праздник Троицы уже без этих мест себе не представляют. А Василий Антиниди из поселка Змейка Минераловодского района сказал: «Здесь как бы растворяешься с мирозданием и очищаешься душой, ведь эти места намолены нашими предками».
Преодолев, наконец, все ступени, ощущаешь себя победителем и с головокружительной высоты (около 2000 метров над уровнем моря!) ощущаешь чувство полета. У каменной ниши, где следует затеплить свечи и трижды произнести молитву Пресвятой Троице, – очередь. У всех – молодежи, детей, пожилых людей –  одухотворенные лица, как перед алтарем храма.
После молитвы наступает время подойти к кресту, что возвышается поодаль, и, взявшись за его шест, опять-таки трижды обойти его, загадав желание. «Дочка, о поступлении в университет проси», – тихо напоминает девушке, кружащей вокруг креста, ее мама… За этим ритуалом следует другой.
Среди паломников увидела группу ученых КБГУ из Нальчика. «Как известно, наше село было основано в 1864 году, но старики передавали из поколения в поколение, что они еще застали здесь развалины храма, – рассказывает доктор исторических наук, выходец из Хасаута Петр Кузьминов.  – О том, что эти места святые, говорит тот факт, что вода в ручье, который протекает ниже, в праздник Троицы обретает такую же силу, как и в ночь на Крещение. И в этом можете убедиться сами».
Вместе с массой народа по узкой тропинке среди почти альпийского разнотравья спускаюсь к ручью. У всех в руках бутыли и бидоны для того, чтобы запастись целебной водой. Что интересно, ручей, берущий начало где-то в горах, забран в довольно широкую трубу. «Проскочив» через нее, ручей продолжает свой путь дальше. Паломники, стоя босиком в ручье, набирают воду, омывают лицо, кто-то подолгу держит голову под струей…
А внизу, на поляне, уже жарится шашлык, исходит паром в котлах ароматный шулюм из свежей баранины… Из динамиков автомашин звучат хватающие за душу хиты великого грека «всех времен и народов» Демиса Руссоса. Да будет благословен этот «кусочек Греции» в Аксаутском ущелье, дарящий незабываемые возвышенные эмоции и чувство гордости за наши священные места, которые мы должны беречь и ценить…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях