В числе лидеров по стране

29 июня в 08:53
2 просмотра

Заботиться не только о содержании дорожного фонда, но и о безопасности водителей и пешеходов – таковы задачи, ныне возложенные на филиал ФКУ Упрдор «Кавказ» в г. Черкесске, более знакомый нам под названием Управление федеральных автомобильных дорог по КЧР. То, что год от года качество дорог в республике становится все выше, очевидно, и это отмечают как местные жители, так и автомобилисты, приезжающие в Карачаево-Черкесию из других регионов. Объем работ, который предстоит выполнить ведомству в этом году, вновь велик. Это плановый и капитальный ремонт, реконструкция, строительство и многое другое. Обо всем по порядку рассказал нам заместитель начальника филиала А. Озов.

Заботиться не только о содержании дорожного фонда, но и о безопасности водителей и пешеходов – таковы задачи, ныне возложенные на филиал ФКУ Упрдор «Кавказ» в г. Черкесске, более знакомый нам под названием Управление федеральных автомобильных дорог по КЧР. То, что год от года качество дорог в республике становится все выше, очевидно, и это отмечают как местные жители, так и автомобилисты, приезжающие в Карачаево-Черкесию из других регионов. Объем работ, который предстоит выполнить ведомству в этом году, вновь велик. Это плановый и капитальный ремонт, реконструкция, строительство и многое другое. Обо всем по порядку рассказал нам заместитель начальника филиала А. Озов.

«Лето – это подготовка к зиме»
– Задача дорожной службы заключается в том, чтобы обеспечить безопасный и, что не менее важно, бесперебойный проезд автомобилей по нашим дорогам. Главное направление в этом вопросе – текущее содержание, им дорожники занимаются, можно сказать, круглый год и круглые сутки, – объясняет Анатолий Галимжанович. – Конечно, самым сложным периодом для нас является зима. Но это совсем не значит, что летом дорожники не загружены. В эти месяцы как раз идет вся подготовительная работа к тому, чтобы пережить нормально зиму: заготовка соли, песка, подготовка техники, помещений, также весь комплекс работ, начиная от содержания, капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов. Лето, по большому счету, это подготовка к зиме.
Справляться с этими работами службе помогают опыт и профессионализм руководства, четкое следование графику и мастерство исполнителей. Все подрядные организации, кстати, местные, республиканские, что важно как с точки зрения обеспечения рабочих мест, так и налоговых отчислений и пополнения бюджета Карачаево-Черкесии.

«Дорога не рождает воду»

Объем поставленных перед ведомством задач огромен, необходимо строго придерживаться графика работ, чтобы уложиться в срок. Однако далеко не всегда все зависит от дисциплины подрядчиков, квалификации специалистов и своевременности финансирования. Погода также вносит свои коррективы. Начало лета выдалось дождливым, что сказывается на выполнении плановых работ, хотя сейчас еще серьезных поводов для опасений нет и дорожники рассчитывают наверстать упущенное.
– В период беспрерывных дождей как никогда проявляется ямочность на обочинах, на самих дорогах мы ее не допускаем, – комментирует Анатолий Озов. – Мы задерживаемся с выполнением наших регламентных работ по нанесению разметки. Осадки мешают ремонту и капремонту, так как в такую сырость асфальтобетон укладывать нельзя – пострадает качество. Кроме того, дожди беспокоят потому, что вопросы водоотвода в КЧР являются очень острыми. В Черкесске с начала года выпало осадков 370 мм. Это в 1,7 раза больше, чем среднемноголетние показатели! Рельеф в республике таков, что у любой дороги, где бы она ни проходила, либо справа, либо слева есть возвышенность. С этой возвышенности вода собирается и идет к дороге. У нас проложено более 400 водопропускных труб и установлено 80 с лишним мостовых сооружений. Трубы, как правило, находятся в более низких точках по дороге, в этих точках собирается вода и уходит на другую сторону. Но там зачастую расположены населенные пункты. И вода уходит туда. Это вызывает возмущение людей, и они приходят к нам, дорожникам, с требованием: «Уберите вашу воду!». Но эта вода не «наша», она собралась с большой территории и пришла к трубе.
Пример такой ситуации – 82-й километр дороги, около 2 км от стелы «Черкесск», здесь ежегодно возникает эта проблема. Раньше на этой площадке домов не было и скопление воды никого не беспокоило. С некоторых же пор она заселена, а явление осталось и теперь вызывает беспокойство и возмущение людей. Проблема эта не только и не столько дорожников, сколько мэрии Черкесска. Надо ее решать.
К слову, таких точек у нас в республике достаточно много. Везде случай индивидуальный, но я одно могу сказать: дорога не рождает воду, она является препятствием для воды. Если мы закроем трубу, все, чего мы добьемся, – это то, что вода пойдет через дорогу, что еще хуже, и опять же уйдет на другую сторону. Конечно, если сравнивать с тем, что у нас было 10-15 лет назад, ситуация в этом плане гораздо лучше. По трассе «Черкесск – Домбай», к примеру, практически не осталось ни одной трубы, которую мы не переустроили бы. То же самое по трассе «Лермонтов – Черкесск» и по подъезду к Черкесску. Благополучная ситуация на подъезде к международному центру отдыха «Архыз». То есть те мероприятия, которые мы выполнили в предыдущие годы, позволяют нам заявлять, что безопасное и бесперебойное движение по дорогам федерального значения в республике мы гарантируем.

По всем направлениям
Программу этого года в дорожном ведомстве называют достаточно плотной. В работе – 10 объектов. На трех ведется ремонт. В первую очередь речь о подъезде к Черкесску.
– 26 км мы должны отремонтировать на этой трассе в текущем году, – сообщают в ведомстве. – Объем большой. Эти работы позволят нам привести дорогу в нормативное состояние в первую очередь с точки зрения обеспечения коэффициента сцепления, что важно для безопасности автомобилистов.
Попутно подрядчик поправит обочины и водоотвод, что тоже очень важно. Такую же работу проведут на трассе «Черкесск – Домбай». Речь о 20 километрах от г. Карачаевска и дальше. Кроме всего этого, будет продолжен ремонт дороги, которая ведет к границе с Республикой Абхазия. В прошлом году отремонтировали 12 км, в этом предстоит около 6,9. И тогда этот участок длиною 18,8 км будет в нормативном состоянии, соответствующем дорогам 4-5 категории.
– Что касается капитального ремонта, то за 2014 -2015 годы отремонтировано 36 километров дороги «Лермонтов – Черкесск», – переходит А. Озов к анализу работ более сложных и затратных. – Уверен, что читатели согласятся с тем, что дорога получилась хорошая, ведь она полностью соответствует нормативам второй технической категории. И с точки зрения обеспечения водоотвода проведена большая работа. Все трубы до единой подрядчик переустроил, их пропускная способность увеличилась в два раза! Один мост, можно сказать, заново построен. То есть за этот участок трассы мы спокойны. Также ранее мы провели капитальный ремонт участка трассы «А-155» от Кумышского моста до Домбая протяженностью 81 км.
А сейчас мы начали работы по капремонту подъезда к МЦО «Архыз». Предстоит привести в порядок 23 км (с 29-го километра по 53-й) трассы. Сегодня ширина ее проезжей части около 6 метров, а будет 8. И на этом участке установлено 48 водопропускных труб! Это огромная цифра. На семнадцати нужно увеличить диаметр, т. е. их надо полностью переустроить, остальные надо удлинять. Кроме того, на участках, где трасса проходит через населенные пункты, для безопасности пешеходов мы в обязательном порядке сделаем тротуары и ограждения. Усложняет нам задачу отсутствие пространства, необходимого для того, чтобы сделать тротуары с обеих сторон, но где это возможно, мы их обустроим. Естественно, что на всех 23 километрах будут заменены знаки. Установим около 8 км барьерного ограждения. Таким образом, мы приближаемся к цели сделать так, чтобы вся эта дорога полностью соответствовала третьей технической категории. Сейчас мы проектируем работы на следующих 12 километрах, которые хотели бы выполнить в 2017 году. И еще столько же планируем в 2018-м.
Логичным будет вопрос: а как же 28,4 километра до этой точки? Несколько лет назад филиал защищал в Росавтодоре программу развития дорог до 2020 года. И реконструкция этого участка трассы, необходимая для перевода дороги с третьей на вторую категорию, была включена в нее. Росавтодор «дал добро». Но экономический кризис нарушил планы, и поэтому выполнить проектирование реконструкции этого участка дороги пока не удалось. Но недавно ФКУ Упрдор «Кавказ» запросило у филиала в г. Черкесске программу строительства и реконструкции до 2020 года, и объект в нее вновь включили, значит, шанс на проведение работ в обозримом будущем не потерян.
– Необходимо пояснить читателям, почему эти работы так важны для нас, – поясняют в ведомстве. – Дело в том, что текущее содержание и ремонт не дают развития нашим дорогам. Развитие начинается с капитального ремонта, реконструкции и строительства…

Сложности и их решение
Несмотря на непредвиденные трудности, возникающие по ходу выполнения намеченного, ведомству важно справляться с работой в обозначенные сроки, нередко удается выполнять ее с опережением, а по некоторым направлениям регион вообще на лидирующих позициях по стране.
– По трассе «Лермонтов – Черкесск» остается еще 12 км, которые не попали в программу капремонта этого года, – сообщает заместитель директора филиала ФКУ «Кавказ» в г. Черкесске. – Вот в текущем году мы выполняем проектно-изыскательские работы, документация пойдет на экспертизу, и этот участок от спуска с Пятигорского шоссе (77-й километр) до Троллейбусного управления (89-й километр) будет включен в план работ. Он подлежит капитальному ремонту. И здесь есть большая проблема. Отрезок от перекрестка «микрорайон Юбилейный – ж/д переезд» до Троллейбусного управления дорога проходит по городским улицам. Это создает большие сложности как пешеходам, так и автомобилистам и дорожникам. Мы не можем этот участок содержать на должном уровне, так как все обочины заняты транспортом, предлагающим свои услуги, или парковками. Но вопрос решается. Мэрия Черкесска вплотную занимается этим вопросом, более того, руководитель Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов написал официальное обращение к министру транспорта России с просьбой решить вопрос. Мы предлагаем построить объездную дорогу протяженностью 5-6 километров и, обойдя юг Черкесска, выйти к трассе «Черкесск – Домбай». От министра поступил ответ, что вопрос о включении планируемой дороги в федеральную целевую программу будет рассмотрен в 2018 году. Важно, что вопрос не снят с повестки дня. Надеемся, что решение будет принято в нашу пользу.
Таким образом, разговор перешел от реконструкции к строительству – еще одной категории работ, которые проводит ведомство. На трассе «Черкесск – Домбай» бригады подрядчиков работают над приведением 15 километров дороги в соответствие с 1 технической категорией. Более восьмидесяти километров уже отремонтировано. От Черкесска до 23-го километра (гипсового завода) выполнили реконструкцию со строительством моста-эстакады.
– Теперь от гипсового завода до 38-го километра, где расположен Кумышский мост, мы ведем реконструкцию большого объекта. Реконструкция дороги идет под первую техническую категорию, будут 4 полосы движения с разделительным барьерным ограждением, как то, что уже установлено от республиканской столицы до Усть-Джегуты. Реконструкцию этого участка предполагается завершить в 2019 году. Надеемся, что мы получим дополнительное финансирование и приблизим дату завершения работ хотя бы на год, – делится Анатолий Галимжанович. – Подрядчик – дорожно-строительная организация ИСК «Кубанская» – свою программу выполняет аккуратно. В состав объекта входит мост через Кубань в Кумыше. В июле–августе мы завершим строительство одной половины моста, пустим движение по ней. Затем старый мост будет демонтирован, и на его месте будет возведена вторая половина конструкции. Тогда вся дорога от Черкесска до Домбая станет соответствовать требованиям нормативов первой –второй технических категорий.

Безопасная трасса – освещенная трасса

Еще в 2004-2005 годах, когда ведомство, называвшееся тогда еще Управлением федеральных автодорог, стало заниматься капитальным ремонтом и реконструкцией трасс, в проекты работ стали включать электроосвещение. Так, фонари зажглись на дорогах в Усть-Джегуте, Новой Теберде, Нижней Теберде, городе Теберде, Верхней Теберде и Домбае. А отдельными проектами были выполнены работы в Кардоникской, Зеленчукской, Псыже, Важном, Сары-Тюзе, Кумыше, Коста Хетагурова, Орджоникидзевском, Карачаевске и др. Так, планомерно выполняя работу, управление добилось того, что к 2013 году осталось всего 4 объекта, на которых нужно было выполнить работы по освещению. Руководитель федерального дорожного агентства Роман Старовойт, присутствовавший в 2013 году при вводе в эксплуатацию 3 крупных объектов в КЧР, узнал об этом и сделал все от него зависящее, чтобы регион получил средства на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ. И вот уже в течение этого лета работы будут завершены. Один объект – это линия Октябрьский – Мичуринский – Кавказский в Прикубанском районе. В Адыге-Хабльском районе это спуск на Эркин-Шахар –  Адиль-Халк – Эркин-Халк – мост на Смертной балке – перекресток Эркин-Юрт, перекресток Черкесск – Хабез. Третий объект – Даусуз, Нижняя Ермоловка. И четвертый объект – населенный пункт Архыз. Кстати, эта линия уже введена в эксплуатацию. Пользователи дорог, в частности туристы, оценили произошедшие изменения и новые условия.
– В большинстве из вышеперечисленных населенных пунктов уже проведено пробное включение, вскоре будут получены разрешительные документы на включение мощностей, и до конца июня-июля линии электроосвещения будут введены в эксплуатацию. И тогда, подчеркну это, Карачаево-Черкесия будет единственным субъектом в стране или, по крайней мере, одним из самых первых, где во всех населенных пунктах, через которые проходят федеральные автомобильные дороги, имеется ночное электроосвещение. Это большое достижение и результат той целенаправленной работы, которую мы вели все последние десять лет, – подчеркивает А. Озов. Он отмечает: немаловажно то, что не только все работы произведены за счет федерального дорожного фонда, но и оплата электроэнергии на освещение трасс производится из его средств.
Главная характеристика работ, проведенных филиалом ФКУ Упрдор «Кавказ» в г. Черкесске, – основательность. Везде, где была проведена реконструкция или капремонт, обустроены тротуарные дорожки, пешеходные ограждения, водоотвод. Это практически весь комплекс работ, который необходим для того, чтобы дорога была безопасной и для пешеходов, и для автомобилистов. О многом говорит тот факт, что за последние несколько лет ни одно дорожно-транспортное происшествие не произошло по такому показателю, как «дорожные условия».
– Но я хочу подчеркнуть, – резюмирует заместитель начальника филиала, – повышение качества дорог, конечно, является очень важным фактором для снижения числа ДТП. Но не менее важным остается соблюдение правил всеми пользователями автодорог. Повышением культуры поведения на дорогах нужно заниматься всем миром. Поэтому призываю всех участников дорожного движения быть предельно внимательными и аккуратными на дорогах.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях