Вниз по склону смертников

19 июля в 08:37
63 просмотра

Есть такое озеро на Домбае – «Павлиний глаз». Взглянешь на него с вершины горы Мусса-Ачитара и глаз не оторвешь. Оно, расположенное в зоне альпийских лугов и обрамленное, точно ресницами, изумрудными елями и соснами, действительно напоминает продолговатое миндалевидное око какого-то диковинного экзотичного существа. А что может быть, собственно, красочней и экзотичней редкостного павлина?
Далеко не в восторженных тонах стали упоминать озеро в самый разгар зимнего сезона 2013 года, когда в ущелье, на дне которого и лежит «Павлиний глаз», упал надувной шар «Зорб», в котором находились двое мужчин, один из которых погиб…
9 июля этого года ближе к вечеру первым на горе тревогу забил заместитель гендиректора ООО «Канатные дороги Домбая» Алий Кочкаров. Ему позвонили и сказали, что с Мусса-Ачитара в ущелье сорвались двое – мужчина и женщина.
Есть такое озеро на Домбае – «Павлиний глаз». Взглянешь на него с вершины горы Мусса-Ачитара и глаз не оторвешь. Оно, расположенное в зоне альпийских лугов и обрамленное, точно ресницами, изумрудными елями и соснами, действительно напоминает продолговатое миндалевидное око какого-то диковинного экзотичного существа. А что может быть, собственно, красочней и экзотичней редкостного павлина?
Далеко не в восторженных тонах стали упоминать озеро в самый разгар зимнего сезона 2013 года, когда в ущелье, на дне которого и лежит «Павлиний глаз», упал надувной шар «Зорб», в котором находились двое мужчин, один из которых погиб…
9 июля этого года ближе к вечеру первым на горе тревогу забил заместитель гендиректора ООО «Канатные дороги Домбая» Алий Кочкаров. Ему позвонили и сказали, что с Мусса-Ачитара в ущелье сорвались двое – мужчина и женщина. Почему именно ему? Звонившие, видимо, были настолько растеряны и напуганы, что набрали первый попавшийся или известный им номер, а не в службу спасения. Как бы там ни было, Кочкаров тотчас перезвонил спасателям Домбая, те в свою очередь поставили в известность вышестоящие инстанции. А дальше все было делом техники, точнее, техничности и профессионализма людей. Кочкаров отдал распоряжение включить уже расположившуюся на постой канатку, дабы спасатели могли спешно подняться на гору и оказать помощь пострадавшим, пока не стемнело…
Эта семья ждала помощи более трех часов. Да-да, семья. Дело в том, что муж, жена и двое детей – сын и дочь, отобедав в кафе на пятой очереди канатки, решили погулять по горе.
Тот ясный, солнечный день выгнал на склоны Мусса-Ачитара множество туристов, многие из которых разгуливали в кедах на босу ногу, в майках и шортах. Семья – жители Московской области, также одетые налегке, – решила полюбоваться видом сверху на озеро. Направляясь к склону горы, супружеская пара и не заметила, как ступила на снежник. Ах, если бы кто проинструктировал, предостерег, сказал, что снежник – страшная, непредсказуемая вещь, ибо это не что иное, как неподвижное, но зачастую медленно сползающее скопление снега и льда, сохраняющееся на поверхности земли в течение всего теплого времени года даже после оттаивания окружного снежного покрова.
Вот и этот, на первый взгляд, безобидный кусочек снежного покрова тронулся, как только его коснулась человеческая нога, а потом понесся вниз, и находящиеся на нем полетели лицом вперед к каменистым склонам…
Высота Мусса-Ачитара на пятой очереди достигает 3050 метров, в районе 2200 метров снежник сбросил скорость, заодно смахнул с себя со всего размаху нежданную ношу. Когда мужчина пришел в себя, он, наверное, какое-то мгновение лежал, прислушиваясь к собственному дыханию. Живому дыханию. Но когда увидел остекленевшие глаза жены, впал в ступор…
Во всяком случае, когда спасатели добрались до них, преодолев 850 невероятно трудных, можно сказать, отвесных метров, они, видавшие виды люди, содрогнулись: голова женщины, находящейся без сознания, представляла собой настоящее месиво, у нее была переломана рука в нескольких местах. Мужчина также был в крови, в порезах, но, в отличие от жены, испытывал такое странное спокойствие, как если бы наблюдал за собой со стороны. «Психогенный шок», – констатировал спасатель Шагабан Доюнов и стал оказывать помощь мужчине, тогда как все остальные восемь человек занялись потерпевшей – наложили шины, укрыли теплой одеждой, обезболили, оборудовали носилки для вертикального спуска с высоты, как я уже сказала, 2200 метров…
Правильное планирование, правильно подобранные люди – служба спасателей по уровню профессиональной и психологической подготовки всегда была на высоте в Домбае, – но спустить бесчувственную женщину весом почти 130 килограммов вниз, да еще в темноте, да еще со скользких скал – ближе к вечеру в горах прошел мелкий, как пыль, дождь, – да еще находящийся в прострации муж того и гляди соскользнет со скалы, – крайне тяжело, крайне затрудненно, но все знают: помощь обязательно придет в лице коллег из Черкесска.
А тем временем беспокойный Алий Кочкаров обзвонил канатчиков – молодых, сильных, выносливых, отзывчивых – с просьбой помочь попавшим в беду людям. Они – Магомед Канаматов, Магомед Чомаев, лесник Тебердинского заповедника Казим Чотчаев, депутат горсовета Таулан Гедиев, Азамат Урусов и другие – всего семь человек – свой пеший поход начали полдвенадцатого ночи с развилки, не доезжая до Домбая. Пешая тропа, петляющая сначала в лесу, потом в альпийских лугах, вывела их к озеру в три часа ночи.
– В лесу не шли, а бежали, – вспоминают ребята, – знали, что каждая минута дорога, и даже когда Магомед Канаматов замешкался на минуту, тут же выказали свое недовольство. Трава на лугах была нам по пояс, и поскольку она была росная, мы не только промокли все по пояс, а изрядно продрогли: когда добрались до озера, зуб на зуб не попадал. Но куда все делось, когда поняли, что люди все еще на горе, а это значит, что пострадавшие могут запросто умереть от переохлаждения…
И вот уже 17 человек бережно из рук в руки передают носилки, прямо под руки держат мужчину, и вот оно – заветное озеро.
Трудный спуск отнял все силы, но надо срочно разводить костер, хоть как-то согреть окоченевающих людей. Но как, чем, коль кругом нет ни одной сухой веточки, нет бумаги для розжига! И как же все возликовали, когда Магомед Канаматов достал из карманов куртки прямо-таки рулоны березовой коры. Сын известного, очень уважаемого в Теберде, ныне покойного лесника Алика Канаматова, он потому и замешкался, что знал: если в лесу не набрать коры с поваленной лавиной березы, то на озере «ловить» нечего. Костер оказался как нельзя кстати. Дело в том, что в связи с проблемами, которые возникли при спуске пострадавших, администрацией поселка Домбай было принято решение привлечь к спасению людей санавиацию, но там сразу дали понять: вертолет вылетит лишь на рассвете из–за тумана и плохой видимости ночью в горах… Вертолет прилетел в пять утра, как и обещался, – а это был вертолет «Европлан» из г. Лермонтова, – но не смог приземлиться и завис над целью в метре от земли. К тому времени подоспели спасатели из Черкесска, врач, без которого женщину отказывались брать на борт.
Затем вертолет перенес носилки с пострадавшей по воздуху и сел на нужное ему ориентационное место. Но радость и тревога до последней минуты, как солнечный зайчик и тень, мелькали на лицах спасателей, потому что носилки не вмещались в евровертолет, а каждое телодвижение для разбившейся женщины было очень чревато. Пришлось заносить на руках…
И у озера, и в поселке все перевели дух лишь тогда, когда узнали, что ровно через 15 минут вертолет приземлился в Черкесске, а супружескую пару госпитализировали. И есть надежда… И дай Бог!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях