На пути к благоприятным переменам

26 июля в 07:48
1 просмотр

На днях библиотечно-издательский центр СевКавГГТА выпустил в свет книгу кандидата политических наук Елены ЩЕРБИНЫ (на снимке) «Формирование позитивного образа Карачаево-Черкесской Республики в контексте инновационного развития северокавказского региона».
Книга «родом» из 2010 года – даты создания Северо-Кавказского федерального округа – не для легкого чтива. Предназначена она для научных работников, представителей органов власти, политологов и социологов.
Я с нетерпением ожидала ее выхода, потому что всегда ценила оригинальный образ мышления автора Елены Щербины, ученого-политолога, достаточно хорошо известного в профессиональных кругах, активной участницы международных конфликтологических конгрессов, российских и региональных конференций. На ее счету – более ста научных статей, монографические соисследования, изданные в Москве, Ростове-на-Дону и в других городах России.

На днях библиотечно-издательский центр СевКавГГТА выпустил в свет книгу кандидата политических наук Елены ЩЕРБИНЫ (на снимке) «Формирование позитивного образа Карачаево-Черкесской Республики в контексте инновационного развития северокавказского региона».
Книга «родом» из 2010 года – даты создания Северо-Кавказского федерального округа – не для легкого чтива. Предназначена она для научных работников, представителей органов власти, политологов и социологов.
Я с нетерпением ожидала ее выхода, потому что всегда ценила оригинальный образ мышления автора Елены Щербины, ученого-политолога, достаточно хорошо известного в профессиональных кругах, активной участницы международных конфликтологических конгрессов, российских и региональных конференций. На ее счету – более ста научных статей, монографические соисследования, изданные в Москве, Ростове-на-Дону и в других городах России.
По большому счету, область ее научных интересов – межэтнические отношения, этнополитические процессы и проблемы региональной безопасности. Последняя книга не совсем вписывается в этот привычный ряд. Такой вираж объясняется желанием автора видеть нашу республику быстро развивающимся субъектом России. Автор ищет, исследует и рекомендует пути ее развития.
– Однако стоило ли из ученого превращаться в имиджмейкера, подоплека всех действий которого – маркетинговая сущность? – поинтересовалась я первым делом у Елены Анатольевны.
– Хочу уточнить, на фоне интересов регионов в понятиях имидж, бренд произошли существенные трансформации, и, как следствие, в отечественной гуманитарной науке появилось новое направление – социальный брендинг, или брендирование. Сама постановка проблемы для меня, как автора этой книги, началась с работы в федеральном проекте по изучению образов регионов России. К середине первого десятилетия 2000-х проблему позитивизации РФ поставило руководство страны. К тому же и жители нашей республики стали говорить о том, что необходимо вернуть КЧР былую славу курортного региона. Так два вектора – государственный и общественный – слились в один. Для Карачаево-Черкесии формирование позитивного образа – первостепенная необходимость, актуальная общественно-политическая задача. Более того, эти процессы активно идут, и свою задачу как ученого я видела в их отражении.
– Комплекс мер для брендирования Карачаево-Черкесии уже сформировался. Грамотное управление республикой, продвижение на российской арене традиций и искусства народов КЧР, достижений науки, продукции, рекламы курортов, то есть всего то-го, что способствует налаживанию долгосрочных межрегиональных связей КЧР, – все это есть. Есть укоренившиеся в общественном российском сознании известные бренды – Домбай, Архыз. Есть товарный бренд бутилированных минеральных вод. Есть дизайнерское решение символа горы Эльбрус, до сих пор прекрасно работает старый слоган «Солнечная Карачаево-Черкесия», открыта зеленая улица народным традициям, обновился до неузнаваемости облик республики. В чем в таком случае вклад ученых?
– Действительно, начальные этапы брендинга республики прошли, и довольно успешно. Выявлены категории гостей республики, их запросы. Но бренды формировались непрофессионально, стихийно, спонтанно, без теоретической основы, что не ограждало их от тривиальности, а в некоторых случаях простого копирования чужого опыта. Чтобы придать брендингу целенаправленность, мы постарались проанализировать, в чем заключаются технологии его формирования, основываясь на анализе трудов в первую очередь отечественных ученых.
Сделав такой анализ, я остановилась на официально формируемом имидже КЧР в Интернете и СМИ, выступлениях руководителей республики, реально фиксируемых показателях социально-экономического развития, политического развития и реализации социальных программ, рейтинговых показателях КЧР и на других аспектах.  В поле нашей деятельности вошли и имиджевые концепции, связанные с экономическими возможностями нашего региона и высокими нравственными ценностями населения КЧР.
Имидж республики в разных его аспектах в настоящее время активно формируется. Исследования, направленные на будущее, позволяют определить его перспективные рамки, создать нестандартные, оригинальные атрибуты бренда, определить методы продвижения самобытности КЧР. Одна из задач брендинга – напоминание внешним потребителям бренда (потенциальным или реальным гостям республики) о тех положительных эмоциях, которые доставили им партнерство с местными фирмами, отдых, туризм.
– Карачаево-Черкесия уже завоевала репутацию самого спокойного региона на Северном Кавказе. В целом наш народ доброжелательный, к сожалению, у нас есть экстремисты, что, бесспорно, ухудшает имидж республики… Вы, товарищи ученые, внесли свой методологический «взнос» в борьбу с экстремизмом?
– Внесли, на том уровне, который нам доступен. С помощью анкетирования мы высветили корни толерантности наших народов, «вросшие» в глубину веков. Народы Карачаево-Черкесии всегда – и в трудные для страны годы, и в стабильные – идентифицировали себя в первую очередь как россияне. В книге приведены результаты социологических опросов, показывающие единство ценностных основ всех россиян, в том числе жителей нашей республики. Мы гордимся победой наших дедов в Великой Отечественной войне, считаем, что самое главное в жизни – крепкая семья и здоровье близких. Мы любим нашу малую и большую Родину, не разделяя их. Молодежь республики, как часть российской молодежи, стремится к получению хорошей работы, повышению статуса.
– Что сейчас стало основным фактором формирования позитивного образа Карачаево-Черкесии?
– В условиях движения НАТО к границам России, усиливающегося социального давления на страны – партнеры ЕЭС со стороны США, продолжающихся провокаций против нашей страны, международных санкций, имеющих целью изменить геополитический курс руководства страны, ярлыка агрессора нам обязательно нужно, во-первых, убедить «заграницу», что Российская Федерация не угрожает ее безопасности, и, во-вторых, показать, что регионы, составляющие ее, в том числе Карачаево-Черкесия, – едины.
– «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»?
– Именно так. Рекламные медиакомпании, создающие в общественном сознании образ мирной демократической России, противодействующей разного рода экстремистам и популистам, защищающей в Сирии весь мир от террора, требует доработок: ошибки недопустимы, так что эту проблему мы держим в центре внимания. Кстати, в формировании положительного образа республики большую роль играете и вы, журналисты. Вашу газету, благодаря сайту, читают во всем мире. Портрет республики, который видят за пределами КЧР, привлекателен – претензий нет.
– В вашей книге круг вопросов и проблем более широк, чем заявлено в названии…
– Это вынужденный шаг. Тема брендирования для Карачаево-Черкесии, можно сказать, «целинная», поэтому пришлось много предварительно поработать. Стало ясно, и я это показала в книге, что для дальнейшего механизма формирования положительного образа Карачаево-Черкесии необходимы демонстрация типичного природного и культурного ландшафта (горы, городской профиль), известных памятников природного и культурного наследия, исторических и политических событий, а главное, населения КЧР, представленного народами, каждый из которых имеет прекрасную культуру, традиции, языки, свои знаковые места в обществе.
– В подобном просвещении мы хромаем. Я поинтересовалась однажды, известно ли горожанам место поражения армии Батал-паши, чьим именем была названа станица – «предтеча» Черкесска. Признаться, ответами была разочарована.
– Это лишний раз подтверждает необходимость и так называемого внутреннего брендинга республики. Формирование у населения новых взглядов и представлений о республике, о ее состоянии и стратегиях развития – искусство, требующее глубоких разносторонних знаний и всеобъемлющей любви к «родным пенатам». Для каждого из нас Карачаево-Черкесия должна быть дороже любого, самого замечательного уголка в мире. Республика, которую мы любим, должна быть привлекательной и для других россиян.
– Тяжелее всего, наверное, иметь дело с имиджем руководителей республики, ведь население подчас рассматривает их чуть ли не под микроскопом, и всегда субъективно. Народ судит по делам их – уровню своего благополучия…
– Оно пропорционально процветанию республики. Собственно, такая позиция характерна для жителей всех стран. Наша – не исключение. Мы учитывали это в своих исследованиях, опираясь на «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Проблема имиджа руководителей имеет свою историю и свои интерпретации. Безусловно, каждый из них внес некоторую лепту в развитие республики.
Владимир Хубиев запомнился людям как патриот, человек, стремившийся к безболезненному переходу на новые рыночные отношения. Задачей Владимира Семенова было восстановление межнационального мира в республике, стабилизация политической и социально-экономической сфер КЧР.
Президентство Мустафы Батдыева считается периодом относительной стабильности межэтнических отношений. Борис Эбзеев позиционировался как оторванный от кланов законник. В деятельности Рашида Темрезова прероготива – формирование позитивного имиджа республики, в первую очередь в глазах населения КЧР и населения РФ в целом. В моей работе он характеризуется как профессиональный управленец, молодой, перспективный. И это очень важно, особенно для молодежи. Видя определенные пробелы в имиджевой политике своих предшественников, он регулярно встречается с журналистами федеральных и местных телеканалов и газет. Вовлекает школьников КЧР в участие в телевизионной программе «Умники и умницы» и сам выступил в ней. Вместе с главами северокавказских регионов регулярно встречается в Москве с членами клуба друзей Кавказа – журналистами и редакторами.
Политическая стабильность КЧР и межнациональное согласие высоко оценены руководителями управленческого звена Российской Федерации. В прошлом году Президент России Владимир Путин вручил Главе КЧР орден Дружбы народов.    
– У нас активно реализуются инновационные проекты, значит, уже нет необходимости дальнейшего формирования имиджа экономической готовности к инновациям?
– Останавливаться на достигнутом рано, нерешенных проблем еще достаточно, среди них – искоренение безработицы, развитие сельских территорий, расширение новых сфер экономики, особенно в настоящее время, в условиях импортозамещения. Так что полноценное социальное брендирование в этом сегменте пока невозможно, что, впрочем, характерно и для соседних регионов.
– И заключительный вопрос. В книге вы научно обобщили материалы СМИ, определили потенциал и компоненты политических текстов, проанализировали социологические опросы в контексте формирования позитивного образа нашей республики. На этом можно поставить точку?
– Нет. Социальный брендинг находится в стадии становления. Работы – непочатый край, и она будет постоянно наполняться новым конкретным содержанием: жизнь не стоит на месте. Политологический вектор исследования сохранится, потому что материальная, культурная и духовная устойчивость Карачаево-Черкесии зависит от общего социокультурного ядра жителей республики.
Формирование положительного имиджа Северного Кавказа, и КЧР в частности, – одна из важнейших задач, поставленных федеральной властью перед руководством СКФО. Поэтому конструирование и презентация положительного образа республики вновь будут рассматриваться в контексте общего развития северокавказского региона, в стратегиях которого имиджевая составляющая превратится в константу – постоянный положительный признак республики. Как говорится, имидж – это наше все.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях