Что это такое – быть нарасхват!
В этом году один из самых уважаемых людей республики, заслуженный работник культуры Карачаево-Черкесии Александр Николаевич Ячменцев отметил сразу два юбилея – свое 80-летие и 55-летие творческой деятельности. Ячменцев с 1960 года работал баянистом в Карачаевском Доме культуры, с 1963 года и по сей день преподает в детской музыкальной школе г. Карачаевска.
Начало нашей беседы с ним несколько ошарашило, потому что Александр Николаевич сразу же заявил: «А вы знаете, что я начал преподавать в школе и ДК, не имея никакого музыкального образования…» А тем временем передо мной сидит настоящий живой музыкальный классик…
В этом году один из самых уважаемых людей республики, заслуженный работник культуры Карачаево-Черкесии Александр Николаевич Ячменцев отметил сразу два юбилея – свое 80-летие и 55-летие творческой деятельности. Ячменцев с 1960 года работал баянистом в Карачаевском Доме культуры, с 1963 года и по сей день преподает в детской музыкальной школе г. Карачаевска.
Начало нашей беседы с ним несколько ошарашило, потому что Александр Николаевич сразу же заявил: «А вы знаете, что я начал преподавать в школе и ДК, не имея никакого музыкального образования…» А тем временем передо мной сидит настоящий живой музыкальный классик…
Уроженец Пензенской области, Ячменцев давно перебрался на Кавказ, а встреча с городом Карачаевском ему была просто предначертана судьбой. Но сначала был поселок Теберда.
– В Теберду мы перебрались из села Гремячевка Пензенской области в далеком 1944 году, – рассказывает Ячменцев. – Название мое родное село получило благодаря оврагу, в котором и протекала звонкая, гремящая на все лады временами речка. В семье пели, играли на баяне практически все – папа, мама, дети. Когда приехали в Теберду, на курорте жили в основном грузины. Конечно, было неприятно услышать историю депортации невиновного карачаевского народа и всех лишений, выпавших на его долю, и потому к «квартирантам» относились с предубеждением, какой-то неприязнью, но в остальном это было славное время. Я ходил в школу, где моим классным руководителем была небезызвестная в республике Ольга Азаматовна Загаштокова, которая впоследствии долгое время преподавала в КГПИ. После школы пропадал в древних, мудрых горах, где водил туристов через перевалы на море. Моим излюбленным маршрутом был № 382. Назывался «Домбай – Сухуми», и лежал он через труднодоступный снежный перевал. По вечерам частенько играл на баяне в санаториях, которых было полно в Теберде, а также на турбазе «Теберда». Пел, конечно, тоже, и много. Вот эту песню каждый вечер пели с другом Василием Поповым: « Вечер догорает, звезды замирают, мы идем лесной тропой…»
Мы сидим с Ячменцевым на лавочке перед Домом Советов, и он тихо напевает куплеты старых песен Визбора, Матвеевой, Якушевой, прежде чем рассказать, где и как прошли годы обретения мастерства, где и как познакомился с будущей женой, Кавказ в жизнь которой вошел тоже совсем внезапно и навсегда.
– Нина окончила университет в Горьком и, прежде чем приступить к работе в школе г. Саранска, приехала на Домбай отдохнуть. Там мы с ней и встретились. Когда она вернулась домой, выяснилось, что ей не только дали направление в аспирантуру без экзаменов ввиду того, что была круглой отличницей, но и предложили работать в научно-исследовательском институте в Горьком.
Конечно же, когда я сделал ей предложение, Нину стали отговаривать все кому не лень ехать в глухую провинцию, но мы рассудили иначе: никакая не провинция то место, где у тебя есть дело, которое ты любишь до самозабвения. Я стал заниматься музыкой с детьми, ну и учиться, разумеется, сначала в Ставропольском музучилище, потом в Краснодарском институте культуры, Нина стала преподавать в школе. Так что Теберда – то место, где я обрел свое призвание и нашел свою любовь…
Этим похвастаться сможет не только Александр Николаевич, но и все бывшие ученики Нины Михайловны, в том числе и я. Мы не только любили, мы обожали эту красивую интеллигентную женщину, которая никогда не повышала голос на учеников и была очень внимательна к ним, заботлива, которая запомнилась нам тем, что на ее уроках мы не могли сидеть спокойно, потому что Нина Михайловна могла вызвать к доске любого, даже того, кого спрашивала на прошлом уроке. В итоге химию знали и любили практически все в классе…
В отличие от супруги Александр Николаевич довольно строг с детьми. Эта строгость идет от повышенной требовательности к себе и людям. Человек до дна прозрачный, честный и верный, он хочет, чтобы и все вокруг были такими, говорят коллеги. Коллеги в большинстве своем его бывшие ученики. И, кстати, в музыкальной школе вот уже почти сорок лет действует оркестр народных инструментов «Пульс», которым руководит Ячменцев, а участники его – педагоги этой же школы.
Александр Николаевич знает, что это такое – быть нарасхват. Он не только преподает в музыкальной школе, но более сорока лет был руководителем хора в СОШ № 1 г. Карачаевска, работал и в других школах. Оркестры и хоры, которыми он дирижировал, множество вдохновенных концертов, где властвовала дирижерская палочка в его руках, становились лучшими не только в республике, но и на всем Северном Кавказе, а все потому, что, как сказал знаменитый Юрий Башмет: «Внутри каждого человека есть свой дирижер – сердце!» А сердце у Ячменцева золотое, открытое всем – и детям, и взрослым…
– Александр Николаевич, а можно хотя бы приблизительно подсчитать, сколько произведений было исполнено оркестровыми и хоровыми коллективами? И каково это, руководить, к примеру, хором? Ведь хор – это 20-30 и более индивидуальностей, и каждый не солист, а один из той массы, которая составляет его?
– Репертуар всегда был большой и разнообразный. А дети – каждый, как цветной камешек драгоценной мозаики. И, естественно, только умелое расположение этих камешков способно восстановить, показать общую картину во всей полноте и расцветке. И это совсем не трудно, когда ты видишь живые детские лица, живые глаза, слышишь живые голоса.
Творчество Ячменцева – кладезь эрудиции во множестве вопросов. Он виртуозно владеет десятком инструментов – баяном, гитарой, домрой, контрабасом, балалайкой… Красотой звучания этих инструментов в его руках можно восторгаться до бесконечности, как и слушать его рассказы о жизни и творчестве Рахманинова, Скрябина, Чайковского, Моцарта, Дебюсси, Равеля, Баха, Огинского… И все же свою главную задачу Александр Николаевич видит не в том, чтобы научить ребенка играть на каком-то музыкальном инструменте, не в том, чтобы они назубок знали основы музыкальной грамоты, а в том, чтобы разбудить в каждом ребенке художника, сформировать из него личность, помочь поверить в себя, в свой творческий дар. И безошибочное чутье профессионала подсказывает ему таланты, которым нужно как-то помочь. И таких детей в его жизни было очень много. Как говорит сам Ячменцев, Карачаевск такой крошечный городок, но какая в нем концентрация одаренных детей! Из таких вот отмеченных «божьим даром» вышли его воспитанники: заслуженный артист КЧР и Южной Осетии Шамиль Хубиев, который и сам уже в свою очередь воспитал не одно поколение музыкантов и певцов; заместитель министра культуры КЧР Тамерлан Алиев, преподаватели музпедфака КЧГУ Мариям Джанибекова, Антонина Шевцова, Андрей Нестеренко, окончивший консерваторию по классу балалайки, и многие-многие другие.
– Благодаря Ячменцеву мне полюбились уникальные в мировой музыкальной культуре явления – русский романс и песни военных лет, которые я пела под гитару. Он научил нас чувствовать музыку, а не просто «сыпать» именами композиторов и названиями классических произведений, – говорит пресс-секретарь мэрии г. Карачаевска Зульфия Кечерукова.
– А сами какому инструменту отдаете предпочтение? – интересуюсь у Александра Николаевича.
– Я не могу ответить, какой инструмент я больше люблю, – это было бы предательством по отношению к другим инструментам. Но могу сказать другое: то, что очень тревожит меня. Человек образованный не мыслит жизни без музыки – симфонической, джазовой, эстрадной. Но жизнь сегодня не благоприятствует живому искусству, живому творчеству, потому что оно не рекламируется никоим образом. По всем каналам, за исключением канала «Культура», звучит только попса, да и та большей частью «под фанеру». А бедность, убогость текстов скрываются за спецэффектами и мощностью звука. Тут тебе ни божественного звучания гармони, баяна, хорового пения. Поэтому и не хотят дети сегодня учиться игре на баяне, гармонике, им теперь подавай гитару, саксофон.
– Я знаю, что во многих оркестрах разных республик играют ваши ученики. А вот в Карачаево-Черкесии есть оркестр, которым можно похвастаться помимо вашего преподавательского?
– Самый лучший оркестр народных инструментов обретается в микрорайоне «Московский» Усть-Джегуты, и руководит им очень талантливый музыкант Згонников.
– Чтобы достичь успеха, нужны талант и труд, но я бы добавила, и деньги тоже, хотя их отсутствие настоящим талантам не помеха. Приносят ли вам ваши занятия с детьми финансовую независимость, ведь не секрет, что существуют и индивидуальные занятия?
– Сказать, что потребность обучать детей игре на народных инструментах была всегда альтруистической, я не могу, все-таки у меня семья, две взрослых, чудных дочери – Диана и Светлана, которые живут и работают в Ставрополе, тем не менее отношения с деньгами простые: мне нужно ровно столько, чтобы жить, не погружаясь в накопительство, в стяжательство. А по большому счету считаю, что человек, как говорила великая Анна Ахматова, может быть богат только отношением к себе других. Никаких других богатств на свете нет.
Как часто годы меняют людей! Одни быстро во всем разувериваются, разочаровываются, другие изменяют принципам, идеалам, старые перестают понимать молодых… А Ячменцев остается таким, каким начинал свою жизнь, – выразительным, обаятельным, одухотворенным, невероятно трудолюбивым, как и его верная спутница Нина Михайловна.
Человеческая неординарность этой пары, ее умение увлекаться и делом увлекать других нашли в городе и добрую почву, и достойных ценителей. Переходить в легендарные пенсионеры, в отличие от своей супруги, Александр Николаевич не собирается, и ярким подтверждением тому стало чествование юбиляра. В тот день ему в любви признавались не только многочисленные бывшие ученики, но и вся общественность города: председатель профсоюза работников образования Карачаевского городского округа Люаза Дотдаева, заслуженный работник народного образования КЧР, кавалер медали имени К. Ушинского Ракай Алиев, начальник управления образования КГО Джульетта Коджакова, заслуженный деятель культуры КЧР Римма Ортабаева и другие, а он в свои 80 пел и играл для них на баяне так, словно в далекие 60-е прошлого века на турбазе «Теберда» под восхищенными взглядами многочисленных туристов, где он впервые отчетливо понял, что искусство должно быть чистым, благородным, возвышенным, как природа края, в котором он поселился и который в благодарность за все сделанное для него присвоил ему звание почетного гражданина г. Карачаевска.
{{commentsCount}}
Комментариев нет