У каждого – свой крест
26 апреля 2015 года на восточной окраине города Черкесска было обнаружено тело Рената Тамбиева, инвалида по слуху, с множественными колото-резаными ранениями. Накануне в полицию обратилась его сестра, которая сообщила, что Ренат 22 апреля, около 20 часов, ушел из дома и не вернулся. Ранее так надолго он не исчезал.
Рената, вернее сотовый телефон, который принадлежал молодому человеку, обнаружили грибники. Набрав один из номеров, сообщили о находке. Обследовав место, где был найден сотовый, родственники парня в овраге обнаружили его труп.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, а вскоре задержаны и подозреваемые в совершении зверского преступления: Валентин Сивитский, 1995 г.р., Мурат Джашеев, 1986 г.р., Мурат Тхайцухов, 1996 г.р., жители Карачаево-Черкесии, и Александр Портянкин, 1990 г.р., житель Краснодарского края. Все четверо, как и их жертва, глухонемые.
26 апреля 2015 года на восточной окраине города Черкесска было обнаружено тело Рената Тамбиева, инвалида по слуху, с множественными колото-резаными ранениями. Накануне в полицию обратилась его сестра, которая сообщила, что Ренат 22 апреля, около 20 часов, ушел из дома и не вернулся. Ранее так надолго он не исчезал.
Рената, вернее сотовый телефон, который принадлежал молодому человеку, обнаружили грибники. Набрав один из номеров, сообщили о находке. Обследовав место, где был найден сотовый, родственники парня в овраге обнаружили его труп.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, а вскоре задержаны и подозреваемые в совершении зверского преступления: Валентин Сивитский, 1995 г.р., Мурат Джашеев, 1986 г.р., Мурат Тхайцухов, 1996 г.р., жители Карачаево-Черкесии, и Александр Портянкин, 1990 г.р., житель Краснодарского края. Все четверо, как и их жертва, глухонемые. Все четверо получили образование, профессии – учились в Ессентукском профессиональном училище – центре реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое выпускало портных, обувщиков, радиомехаников, электромонтеров, мастеров по обработке цифровой информации… Одним словом, государство позаботилось об их будущем, которого они сами себя лишили. На днях Верховный суд КЧР вынес приговор в отношении всех четверых, признав их виновными в совершении преступления.
…Все началось с того, что поссорились соседи по общему коридору: мать Рената и он сам, с одной стороны, и мать и дочь Фаризат Ф. и Бэлла Х., с другой стороны. И якобы Ренат (со слов Бэллы, которая на тот момент была беременной) ее ударил по лицу и животу, о чем она поспешила рассказать своей подруге, которая приехала в тот день к ней вместе с приятелем Муратом Тхайцуховым.
– Вечером Сивитский, Джашеев, Портянкин и Тхайцухов, – рассказывала старший прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры КЧР Лариса Токова, – встретились в одном из кафе города Черкесска, где Тхайцухов рассказал (с помощью жестов) приятелям, как нехорошо поступил с молодой женщиной, да еще беременной, их знакомый Ренат. Джашеев «вспомнил», что Тамбиев должен ему 60 тысяч рублей, которые не торопится отдавать. Эти причины они посчитали достаточными, чтобы наказать Рената.
– А как в этой компании оказался житель Краснодарского края Портянкин? – интересуюсь я.
– Портянкин учился в Ессентуках вместе с Сивитским, – ответила Токова, – и приехал к нему в гости в Черкесск.
Поначалу приятели хотели съездить к матери Рената и поговорить с ней о недостойном поведении сына, затем почему-то передумали и решили выяснить отношения с самим Ренатом. Они знали, где его искать – парень вечерами пропадал в одном из клубов, где стояли игральные автоматы. Перед тем как туда идти, Тхайцухов попытался выяснить у подельников, есть ли у кого нож.
Нож оказался у Сивитского дома. Заехав к нему домой и вооружившись (нож оказался чуть ли не тесаком), четверка направилась в клуб.
– Каким-то образом, – продолжала представитель прокуратуры, – они заманили Рената в машину и поехали в сторону села Пригородного. Вышли из машины, и Сивитский стал отвлекать Рената, а в это время сзади подошел Портянкин и нанес Тамбиеву удар в спину ножом. Понимая, что приятели с ним не шутят, Ренат попытался от них убежать. Но его догнали Портянкин, Джашеев и Тхайцухов, который сделал жертве подножку. Парень упал на живот, Джашеев и Тхайцухов удерживали его за ноги, а Портянкин нанес еще четыре удара в спину. Затем Портянкин перевернул Рената на спину, и Тхайцухов обратился к Джашееву, языком жестов показывая, что и тому нужно внести свою лепту в наказание Тамбиева. Тот взял нож и дважды ударил Рената в шею. От полученных ранений Ренат Тамбиев скончался на месте преступления.
Тхайцухов забрал нож и выбросил его в водоем, где его впоследствии нашли сотрудники правоохранительных органов, а Портянкин и Джашеев сбросили труп в овраг.
На следствии Портянкин, Джашеев и Сивитский свою вину признали, за исключением Тхайцухова, тот все сваливал на Джашеева, дескать, именно Джашееву принадлежит ведущая роль в совершении преступления, а он, Тхайцухов, отговаривал друзей, но они его не послушались.
В суде все четверо несколько раз просили пострадавшую сторону их простить и в то же время вину свою в совершенном преступлении отрицали, за исключением Джашеева, который признал вину частично. Что под этим подразумевалось, он не объяснил. Процесс был сложным, обвиняемые даже потребовали сменить сурдопереводчика, считая, что он неправильно переводит.
Пытаясь понять мотив убийства, причину, которая толкнула парней переступить грань дозволенного, перечитала не одну научную статью. Кто-то из психологов утверждал, что глухонемые воспринимают мир, как дети. В большинстве своем они не умеют лукавить, фальшивить, но если обижаются, то очень сильно. Другие ученые отмечали именно у этой категории инвалидов различные невротические нарушения в виде подозрительности, раздраженности, эмоциональной неустойчивости, склонности к агрессии. Хотя с последним утверждением можно поспорить – вокруг нас множество людей-инвалидов душевных, добрых, внимательных, растящих детей, живущих в гармонии с миром.
Может, они действовали в наркотическом, алкогольном угаре? – задавалась вопросом. Ничего подобного, говорили мне в прокуратуре, никто из них не был ни наркоманом, ни алкоголиком. У всех – положительные характеристики. Тогда что вложило в их руки нож и заставило убивать? Возможно, причина в увеличившейся агрессии в нашем обществе? Посмотрите, как ездят наши автомобилисты, подрезая всех и каждого, как «взрываются» на наши простые вопросы продавцы, как равнодушны к чужой боли некоторые медики, как лицемерны подчас учителя, ставящие оценки не за знания, а за принадлежность родителя ребенка к касте «сильных мира сего». Все возрастающая агрессия, как утверждают ученые, это прежде всего индикатор неблагополучия в обществе, индикатор страха, который появляется из-за социальной неустроенности, отсутствия работы, которая бы приносила и моральное, и материальное удовлетворение. Пока общество и власть не озаботятся этими проблемами, ряды попирающих закон будут пополняться. А значит, будут новые невинные жертвы и обманутые надежды.
Я не случайно вынесла в заголовок название одной из притч. Каждый из участников этой драмы понесет по жизни свой крест: родители Рената будут оплакивать его смерть, те, кто убил его или пособники этого страшного преступления – понесут заслуженное наказание в виде лишения свободы, женщина, что вольно или невольно спровоцировала конфликт, тоже понесет свой крест. И одному Богу известно, какой из этих крестов-страданий будет тяжелее.
14 июля Верховным судом Карачаево-Черкесской Республики вынесен обвинительный приговор в отношении Мурата Тхайцухова, Мурата Джашеева, Александра Портянкина и Валентина Сивитского. Тхайцухов, Джашеев и Портянкин признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору), Сивитский – в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (пособничество в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору).
Суд полностью согласился с квалификацией преступления, предложенной государственным обвинителем.
С учетом позиции государственного обвинения суд приговорил Тхайцухова, Джашеева и Портянкина к 12 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год, Сивитского – к 8 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год. Отбывать наказание им предстоит в исправительной колонии строгого режима.
Кроме того, суд постановил взыскать в счет морального вреда потерпевших с Портянкина, Джашеева и Тхайцухова по 500 тысяч рублей, с Сивитского – 300 тысяч рублей.
Приговор в законную силу не вступил.
{{commentsCount}}
Комментариев нет