Герои нужны всегда

3 октября в 07:20
65 просмотров

В ауле Сары-Тюзе Усть-Джегутинского муниципального района состоялось открытие мемориальной доски легендарной женщине – первой карачаевке-орденоносцу, председателю колхоза имени Климента Ворошилова Гитче Гочияевой. В митинге, посвященном этому событию, приняли участие представители руководства района, общественности КЧР и многочисленного рода Гочияевых.
О Гитче Хусиновне упоминается в книге «Известные люди Карачаево-Черкесии», выпущенной в 1997 году Карачаево-Черкесским институтом гуманитарных исследований, и в книге Аскерби Койчуева «Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны». Теперь о ее значимости для нашей республики будет свидетельствовать и мемориальная доска на доме, в котором она жила. Об этом побеспокоился внук Гитче, полковник милиции в отставке Аскер Джагафарович Гочияев…

В ауле Сары-Тюзе Усть-Джегутинского муниципального района состоялось открытие мемориальной доски легендарной женщине – первой карачаевке-орденоносцу, председателю колхоза имени Климента Ворошилова Гитче Гочияевой. В митинге, посвященном этому событию, приняли участие представители руководства района, общественности КЧР и многочисленного рода Гочияевых.
О Гитче Хусиновне упоминается в книге «Известные люди Карачаево-Черкесии», выпущенной в 1997 году Карачаево-Черкесским институтом гуманитарных исследований, и в книге Аскерби Койчуева «Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны». Теперь о ее значимости для нашей республики будет свидетельствовать и мемориальная доска на доме, в котором она жила. Об этом побеспокоился внук Гитче, полковник милиции в отставке Аскер Джагафарович Гочияев…
«Все достижения района, – отметил первый заместитель главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района Сапар Мамаев, – наследие труда наших предшественников, таких, как Гитче Хусиновна. Память о ней не только в сердцах близких. Время показало – она передается из поколения в поколение жителям нашего района. Спасибо внукам за содействие этому. Сегодняшнее мероприятие ценно тем, что каждый присутствующий ощущает связующую нить времен. Жизнь Гитче Хусиновны – это пример для детей и молодежи».
Академик, доктор исторических наук, профессор Аскерби Койчуев рассказал о главных вехах в жизни Гочияевой. Детство ее прошло в семье, состоявшей из двенадцати душ. Карачаевская народная пословица гласит: «Мясо, которое варилось в большом котле, не может быть сырым». «Это означает, – сказал ученый, – что в многодетной семье все дети растут трудолюбивыми, уважают своих родителей, старших и друг друга. Поблажек ни для кого не было. С малых лет дети работали на огороде, в саду, ухаживали за животными, доили коров, готовили еду. Привычка трудиться у Гитче осталась навсегда. Исчисление трудового стажа у нее началось с молочно-товарной фермы колхоза имени Ворошилова, где она устроилась дояркой. Общий язык с новыми подругами нашла быстро, с подопечными животными управлялась живо и ловко. За такие таланты ее вскоре назначили заведующей. Это было правильно. Ферма под руководством Гочияевой устремилась в передовики. В 1936 году за стабильное перевыполнение плана и высокие производственные показатели (3288 литров молока от каждой коровы при среднем надое 741 литр) она удостоилась ордена «Знак Почета». Трудовой подвиг молодой женщины получил широкую известность, многие горянки пошли по ее примеру работать в колхоз. В 1940 году Гитче Хусиновна поднялась еще на одну ступень – народ избрал ее председателем колхоза имени Ворошилова.
Увы, война перечеркнула мирную жизнь. Добавилась ответственность за снабжение фронта. В фонд обороны страны собирали деньги, покупали государственные военные заемы, билеты денежно-вещевой лотереи, отправляли солдатам башлыки, валенки, теплые вязаные носки, шарфы, джемперы, новогодние посылки, подарки к 1 Мая, ко Дню Красной Армии… В сохранившихся документах отмечено, что «ворошиловцы» под руководством Гочияевой только за один год отправили фронтовикам 200 центнеров мяса, 150 центнеров молочных продуктов, 100 центнеров муки, 15 центнеров картофеля, 15 скакунов карачаевской породы, новогодние посылки.
Три старших сына Гитче – Магомет, Джагафар и Дагир – ушли на фронт. Во время фашистской оккупации, по доносу прислужников, она оказалась в Новом Карачае, в тюрьме, которая разместилась в бывшей резиденции генерал-майора Николая Григорьевича Петрусевича. Ей, однако, несказанно повезло: доктор Петр Баскаев и Асланбек Каракетов – пусть земля им будет пухом – помогли совершить побег. После освобождения области от фашистских захватчиков она успешно восстановила колхоз – люди добровольно вернули скот, розданный им перед гитлеровским вторжением, и вышли на поля».
А потом было новое страшное испытание – депортация. И Гитче никак не могла понять: за что? Сыновья воюют, она минуты не сидела сложа руки, добиваясь трудовых рекордов ради Родины. Так в чем ее вина? В чем вина ее народа?
Удар следовал за ударом. Война унесла жизни двух ее сыновей, оставив в живых лишь Джагафара. И сердце матери чуть не разорвалось от боли, душа сникла.
Вместе со своим народом она дождалась возвращения на родину, поселились в Сары-Тюзе. Но от пережитого так и не оправилась – пошли болезни… Она умерла в 1973 году. Ей было 69 лет.
Но дом Гитче Хусиновны не опустел. Сегодня в нем живет ее внук Казбек. Ничуть не уступая в трудолюбии своей знаменитой бабушке, он реконструировал его и осовременил. Двор и земельный участок – любо-дорого посмотреть, скотина – в идеальном состоянии. Хлебосол, каких сейчас мало встретишь. Под стать ему и жена Аминат, накрывшая к приезду гостей стол, как говорится, на всю Европу.
Бабушки Гитче нет уже 43 года. Но дух ее доброй души, кажется, присутствовал на празднике в ее честь. Из рук в руки передавалась ее сумочка с документами – ридикюль, вполне приемлемый и для нынешних модниц. Постоянно перелистывался семейный альбом. Вот она рядом со своим мужем, вот – с подругами. А вот сама – не скажешь, что была трудягой, активисткой и руководителем: на вид простая, скромная женщина, больше похожая на домохозяйку. Возможно, я и не права, но, на мой взгляд, именно в этом ее настоящее величие – горянки, труженицы, многодетной матери, руководителя…
Что помнят о ней многочисленные племянники и потомки? К сожалению, слишком мало. Время стерло детали, да и в душу вторгаться раньше было не положено. Все вторят: «Была хорошей, заботливой». И рассказывают лишь несколько эпизодов из ее жизни.
Зурият Семенова, внучатая племянница, вспоминает: «С Гитче мы жили через дом. Она была уже старенькой, но, казалось, никогда не отдыхала – четыре часа утра, а она уже на ногах. В любимчиках у нее ходил внук Казбек. Кстати, он весь в нее – такой же работящий и старательный. Беспорядка не терпит, а пунктуальный – о-о-о! Мы часто бегали к Гитче, чтобы посидеть на скамейке и послушать ее рассказы. Жаль, забыла я их. Совсем маленькой была».
Сима Атабиева, внучка, рассказывает: «Бабушка была деловым человеком, это качество помогло ей в ссылке, где она умудрилась сохранить всю семью и стать лидером. На пенсии тоже не бездействовала, давала советы – к ней приезжали даже из других аулов. На свадьбах – устроительница, на похоронах – незаменимая плакальщица (специально приглашали люди). Наездницей была умелой, лошадь под ней прямо гарцевала. До сих пор перед глазами картинка – бабушка вскакивает на нее. В то время это было из ряда вон выходящим событием.
Замуж ее выдали в 14 лет, поставили в углу на стульчик, чтобы казалась выше ростом. Невысокая, среднего телосложения, на фоне здорового, крепкого мужа – тщедушная, она удивительным образом правила им, последнее слово всегда было за ней. Постоянно нагружала его работой: то сделай, это сделай, он ворчал, но подчинялся. Странно, ведь он был очень сильным – в поединках по национальной борьбе неизменно занимал первое место. Лишь один борец, Нана Гасасаев из рода Хубиевых, сумел положить его на лопатки (это даже засвидетельствовано в книге Рамазана Салпагарова «Богатыри Карачая»). Думаю, бабушка с дедушкой любили друг друга, хотя до свадьбы не встречались».
Хадижат, невестка, жена Мекера, младшего сына Гитче Гочияевой, делится: «Мы поженились, когда Гитче достигла пожилого возраста. Жили хорошо, никогда не ругались. Она была мне, сироте, мамой. Если поеду куда – ждет не дождется, подаркам радовалась как ребенок. Я очень гордилась ею, потому что знала: в Москве она встречалась с Михаилом Ивановичем Калининым и Надеждой Константиновной Крупской – не каждый человек имел такую возможность. По-русски она говорила плохо, помогал переводчик, зато выбивала в Москве все, что нужно было колхозу, вплоть до машин. Образованная без образования – учиться ей не довелось».
«В Сары-Тюз бабушка с дедушкой переехали из Учкулана, – поведал главный организатор мероприятия внук Аскер Гочияев. – Не одни они, несколько семей – в Большом Карачае, где, в основном, занимались животноводством, не хватало земли, Бабушка многое сделала для аула. По ее инициативе построили силосную башню – пожалуйста, и сейчас она в рабочем состоянии, пасека возле Белой горы находится тоже благодаря ее стараниям… Можно сказать, род Гочияевых прославлен ее стараниями. В анналах истории она обозначена как первая карачаевка-орденоносец, за что, кстати, колхоз выстроил ей вот этот дом, в котором мы сегодня собрались, – тогда существовала такая традиция. В Сары-Тюзе он был самым просторным и светлым. Пока мы жили в Казахстане, в доме располагался детский сад, после возвращения нашего народа мы вновь вселились в него…
Говорят, в сознание человека накрепко вписываются всего сорок событий. Для меня смерть Сталина – одно из них. Запомнилась реакция на нее – кругом рыдания! Бабушка оседлала ослика, посадила меня впереди себя, и мы поехали в райцентр. Там тоже слезы! Вот народ: его выселяли, а он горюет по виновнику-изуверу, но об этом я задумался, конечно, значительно позже – когда вырос».
Памятная доска не просто будет привлекать внимание прохожих. Пожилых она заставит задуматься о прожитой жизни, юных – о будущем, ибо теперь их очередь оставить след в истории Карачаево-Черкесии…

Фото автора и из архива семьи Гочияевых.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях