Не конфликт интересов, а понимание друг друга

3 октября в 09:54
1 просмотр

Сфера ЖКХ, несмотря на все прилагаемые усилия, все еще остается одной из самых проблемных в России. Нарекания и сложности – по всем направлениям. Ветхость инженерных сетей, оставляющая желать лучшего работа управляющих компаний, не желающих связываться с так называемым нерентабельным жильем, низкая платежная дисциплина самих жильцов. К тому же – неисправность лифтов. У трети лифтов в России срок эксплуатации вышел. Изменения в Жилищном кодексе, касающиеся этой категории оборудования, вступят в силу в начале 2017 года. В соответствии с ними лифты смогут обслуживать только специализированные организации. Кстати, это не единственные изменения, касающиеся сферы ЖКХ, которые вот-вот вступят в силу или уже введены.

Сфера ЖКХ, несмотря на все прилагаемые усилия, все еще остается одной из самых проблемных в России. Нарекания и сложности – по всем направлениям. Ветхость инженерных сетей, оставляющая желать лучшего работа управляющих компаний, не желающих связываться с так называемым нерентабельным жильем, низкая платежная дисциплина самих жильцов. К тому же – неисправность лифтов. У трети лифтов в России срок эксплуатации вышел. Изменения в Жилищном кодексе, касающиеся этой категории оборудования, вступят в силу в начале 2017 года. В соответствии с ними лифты смогут обслуживать только специализированные организации. Кстати, это не единственные изменения, касающиеся сферы ЖКХ, которые вот-вот вступят в силу или уже введены.
Их, а также общее положение дел в отрасли обсудили в рамках расширенного заседания «круглого стола» в региональном отделении ОНФ в КЧР с участием приглашенных экспертов, представителей ресурсоснабжающих предприятий, организаций, председателей товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний (УК).
– Пакет нормативно-правовых актов в отношении жилищно-коммунальных услуг кардинально меняется. С 1 января 2017 года вся эта модель полностью сформируется, будут четко налажены взаимосвязи. Поэтому нам сегодня необходимо обсудить приоритетные направления работы, – так объяснила актуальность обсуждаемой темы Ирина Кузнецова, руководитель ООО «Новые проекты Северо-Кавказских предприятий ЖКХ», один из основных спикеров встречи. – Важно отметить, что многие законы и их положения будут вводиться поэтапно в течение нескольких месяцев и даже лет.
Обязательное с лета этого года применение профстандартов стало первым вопросом в повестке.
– Для сферы ЖКХ этот закон не столь критичен. Он коснется именно кадровиков, юристов и бухгалтеров, – объясняла Людмила Синяпкина, юрисконсульт ООО «Новые проекты Северо-Кавказских предприятий ЖКХ». Речь о Федеральном законе № 122. В соответствии с ним с 1 июля этого года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, «если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами». Эксперты объясняют: необходимость введения профстандартов состояла в том, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Нынче же описание требований к специалисту в профстандартах носит комплексный характер. В нем используются «более современные конструкции» в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Минтруда России утвердил 800 профстандартов, до конца года их будет 1000, а к 2018-му почти 2000. Неприменение профстандарта грозит организациям серьезными административными санкциями. Но Людмила Синяпкина успокоила участников «круглого стола», сообщив, что сейчас для сферы ЖКХ требования закона о профстандартах имеют только рекомендательный характер, и таковыми они останутся до тех пор, пока в Трудовой кодекс не будут внесены соответствующие изменения или не будут изменены сами профессиональные стандарты.
Еще один актуальный вопрос – законодательство в сфере обращения с отходами. С 1 января этого года в стране начала вводиться новая система обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с федеральным законом появилось новое понятие – «твердые коммунальные отходы», а для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в субъектах должны быть определены региональные операторы. Это юридические лица, которые обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО. Кстати, статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора. Инициаторы изменений объясняют: новая система будет более прозрачна, способна работать лучше с экономической точки зрения, усиливает контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами.
– До 1 января 2016 года обращение ТКО было жилищной услугой. То есть управляющие компании от имени жильцов заключали договоры со специализированными предприятиями, и таким образом осуществлялись сбор и вывоз ТБО. Теперь же, в срок до 1 января 2017 года, эта услуга станет коммунальной. Она будет включать в себя сбор, транспортировку, утилизацию, обезвреживание и размещение ТКО. Накопление же отходов остается за управляющими компаниями и ТСЖ, относясь по-прежнему к жилищным услугам, – разъясняла Светлана Дулина, инженер ООО «Новые проекты Северо-Кавказских предприятий ЖКХ».
Для регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО определены цены, которые будут указаны в договоре на оказание услуг по обоюдному согласию сторон.
Эти и другие изменения в ЖКХ в конечном счете призваны сделать качество оказываемых услуг более высоким, решить многолетние проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, разграничить сферу ответственности организации за качество и объем оказываемых услуг и в общем попытаться навести порядок в отрасли.
Обсудили в целом качество работы товариществ собственников жилья и управляющих компаний, по сути выступающих конкурентами, тогда как могут работать в связке.
– ТСЖ и УК – это два совершенно разных подхода, – делилась мнением Ирина Кузнецова, руководитель ООО «Новые проекты Северо-Кавказских предприятий ЖКХ». – УК – это сфера предпринимательской деятельности. ТСЖ – некоммерческая организация, которая собрана на базе определенного дома и должна достичь своих конкретных интересов. Товарищество собственников жилья – более узкая модель, которая приносит большие результаты. Но им всегда не хватает одного – профессионализма, который есть как раз в коммерческой деятельности. И нужно сейчас стараться быть более профессионально подготовленными или брать профессионального управляющего, чтобы быть более успешными и обойтись без административных штрафов, достаточно внушительных на сегодня. Иначе собственники в ТСЖ могут оказаться вынужденными платить за собственную профессиональную безграмотность. Такие встречи-семинары, которые проводит ОНФ сегодня, как раз призваны ликвидировать эту безграмотность и научить успешнее работать на конечный результат, который скажется на всем: цене услуг, их качестве, безопасности и комфортности жилья.
Что касается УК, то, по мнению И. Кузнецовой, они должны строить свой бизнес на привнесении собственного капитала поначалу, который позже уже будет приносить стабильную прибыль. Также она настаивала на том, что нужно воспитывать грамотного потребителя, который будет способен ориентироваться на рынке коммунальных услуг, выбирать партнеров для собственников жилья в своем многоквартирном доме и совместно идти к общей цели – созданию комфортных условий проживания в МКД.
– Это общее правило бизнеса, но большинство УК, к сожалению, не хотят принимать этого, – говорила спикер. – УК должна вложить средства для того, чтобы выучить вторую сторону взаимодействия – старших по домам, чтобы далее не идти в разные стороны, а вместе вырабатывать решения и добиваться их выполнения. В этом случае будет рождаться не конфликт интересов, а понимание друг друга. Это самое главное, к чему мы стремимся.
Помимо ТСЖ и УК на этом поле может появиться новый игрок. Хотя, как напоминал председатель «круглого стола», руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» РО ОНФ в КЧР Кемал Коркмазов, все новое – это хорошо забытое старое. Речь о ТОСах. (ТОС – территориальное общественное самоуправление. – Ред.)
– Мы хотим вернуться к той системе, когда были управляющие домами. ТОС – это общество соседей. На улице должен быть старший. Как в прежние годы староста села, уважаемый человек, который решал, где навести порядок, какое мероприятие провести. Сейчас мы к этому возвращаемся. В Карачаево-Черкесии уже действуют три ТОСа: в Зеленчукском, Урупском районах и Карачаевске, – отметил К. Коркмазов, подчеркнув, что ТОСы помимо всего прочего занимаются организацией культурно-массовых мероприятий, созданием спортплощадок, охраной памятников. То есть ТОС – это именно общественная организация, которая работает параллельно с УК.
На заседании «круглого стола» был обсужден целый ряд актуальных вопросов. Для более плодотворной работы с обменом опытом и наработками было решено рассмотреть возможность создания ассоциации управляющих компаний и ТСЖ СКФО.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях