Первая учительница – это на всю жизнь

6 октября в 05:59
2 просмотра

Татьяну Николаевну Островскую, учительницу 1 «Б» класса школы-новостройки № 3 им. Героя Советского Союза Х. Богатырева в г. Карачаевске, я застала в школьной столовой, где она следила за тем, как завтракают ее первоклашки. Класс дружно уплетал манную кашу и бутерброды с сыром, запивая их чаем. Завтрак, на первый взгляд, немудреный, но вполне калорийный, а главное, вкусный, ведь и каша бывает каше рознь. А высокие кулинарные способности шеф-повара школьной столовой Казбека Герюгова – это уже один из брендов школы. Как и его долголетняя привязанность к шумным едокам с их «птичьим базаром» во время больших перемен…
Едоки из 1 «Б» под присмотром учительницы вели себя чинно, за столом не переговаривались и аккуратно доедали свой завтрак. Учительница делала им лишь редкие замечания: «Не сутулься!», «Не клади локти на стол!».

Татьяну Николаевну Островскую, учительницу 1 «Б» класса школы-новостройки № 3 им. Героя Советского Союза Х. Богатырева в г. Карачаевске, я застала в школьной столовой, где она следила за тем, как завтракают ее первоклашки. Класс дружно уплетал манную кашу и бутерброды с сыром, запивая их чаем. Завтрак, на первый взгляд, немудреный, но вполне калорийный, а главное, вкусный, ведь и каша бывает каше рознь. А высокие кулинарные способности шеф-повара школьной столовой Казбека Герюгова – это уже один из брендов школы. Как и его долголетняя привязанность к шумным едокам с их «птичьим базаром» во время больших перемен…
Едоки из 1 «Б» под присмотром учительницы вели себя чинно, за столом не переговаривались и аккуратно доедали свой завтрак. Учительница делала им лишь редкие замечания: «Не сутулься!», «Не клади локти на стол!». Чувствовалось, что между Татьяной Николаевной и ее тридцатью «гавриками» существует крепкая связь, почти на уровне подсознания. Но ведь с начала учебного года, когда эти дети, держась за руки родителей, пришли в школу, прошло всего ничего, какие-то три недели на момент нашей встречи! И за такой короткий промежуток времени создать сплоченный коллектив, который тебя успел полюбить, – это же высший пилотаж профессионализма! Татьяна Николаевна улыбается: «Все лавры отдаю пока воспитателям городских детских садов «Солнышко», «Вики», «Теремок» и других. Мои ученики пришли из этих садиков уже хорошо подготовленными к школе, научились жить в коллективе. Теперь моя задача – совершенствовать личность каждого ребенка последующие четыре года».
Покончив с завтраком, они направились в свой класс. Наш путь в обширном холле проходит мимо шкафчиков для одежды с индивидуальными ключами. Вспомнилась чья-то реплика, когда открывали эту школу: «Прямо как в Америке!»
Татьяна Николаевна держит в руках связку ключей: «Сегодня объясняла им, как пользоваться шкафчиками, и наказала беречь ключи. Хотя для непредсказуемых случаев запаслась комплектами ключей на каждый шкафчик».
Входим в просторный класс с подсобной комнатой для учителя, где хранятся раздаточный материал, методические пособия, технические средства.
«И педколлектив, и учащиеся до сих пор под впечатлением от условий, в каких мы теперь занимаемся, – с восторгом говорит учительница. – И этот класс теперь только наш, ведь в старой школе мы могли об этом только мечтать, занимаясь в две смены».
Начинается урок, и дети усердно берутся за написание букв. В их арсенале пока четыре буквы: А, О, И, У. Из 30 первоклашек несколько уже умеют читать, и, как я поняла, они пока и составляют «авангард» класса. Но по неписаным законам у Татьяны Николаевны класс никогда не делится на любимчиков из числа отличников и тех, кто не обласкан вниманием. Ей все они одинаково дороги. Поэтому для девяти своих выпусков начальной школы (с учетом того, что было время, когда обучались не четыре, а три года) Татьяна Николаевна – образец первой учительницы, которая навсегда в сердце, до самых седин и глубокой старости… С ней постоянно на связи ее бывшие ученики: Владимир Мельник, Николай Дорошенко, Настя Гасина, Марина Плаксина и другие, живущие вдали от родного Карачаевска. В одной Москве их десятка два наберется… А уж по приезде в родной город обязательно к ней наведаются – и как же щемяще радостен тот час, когда они, солидные ее ученики, отцы и матери семейств, склонившись вместе над фотоальбомами, предаются воспоминаниям с первой своей учительницей о прошедшем детстве, школьных уроках и проказах, мероприятиях, прогулках по городу.
Любовь к Карачаевску она, коренная его жительница, передавала своим ученикам, раскрывая им его заветные уголки, знакомя с окружающими достопримечательностями. А еще она сделала своих учеников заядлыми книгочеями, приобщив к посещению городской детской библиотеки. Ей удавалось передать своим ученикам ощущения собственного детства, когда она, к примеру, рассказывала им, что значила для нее детская библиотека с ее приветливыми добрыми работниками и таинством книжных полок. Или о том, как ее потрясает вид города с высоты Комсомольской горки, и она непременно вела туда класс, чтобы вместе полюбоваться змеящейся внизу Кубанью, сизой дымкой над сплетением улиц и переулков, таких знакомых и родных… Рассказывала она детям и о своей первой учительнице Зинаиде Ивановне Биденко, и детские пытливые души, впитывая услышанное, сознавали, что и для них так же дорога их Татьяна Николаевна.
И сегодня, на 31-й год ее педагогической деятельности, первоклашки Островской предельно искренне отзываются о своей первой учительнице: «Она добрая!», «Нам с ней интересно!», «Татьяна Николаевна любит нас!».
На учительском столе вижу учебник русского языка для 1 класса под редакцией В. Канапиной. На первой же странице читаю: «Землю населяют множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи». Впору и самой лишиться этого дара: как же осилить эту дидактику, зная только четыре буквы? И не слишком ли это высокопарно звучит для первоклашек? По мне, так уж лучше старое, дедовское: «Мама мыла раму».
Татьяна Николаевна объясняет: «К этому учебнику мы приступим, когда научимся читать. Но учебником мы, учителя начальных классов, недовольны: мало письма и чистой грамматики, правописания, сплошное развитие речи…» И тут же добавляет: «Но разве мы обучаем детей только по учебникам? Сколько реформ было, нововведений, а истина одна – учить нужно сердцем и выстраданным опытом»…
В этот день первоклашки из четырех букв продолжали складывать слоги, старательно выводили их на доске и в тетради, произносили вслух хором – все, как в старые добрые времена. И все со своей первой учительницей, которая – на всю жизнь.

НА СНИМКЕ: Татьяна ОСТРОВСКАЯ со своим 1 «Б».

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях