Свет погасшей звезды

13 октября в 10:14
14 просмотров

В этом году у Детской художественной школы г. Черкесска — юбилей. Ровно полстолетия назад она распахнула двери для своих первых учеников. И в честь этой значимой круглой даты в ДХШ проходит целый цикл мероприятий.  Так, в рамках подготовки к юбилею школа активно участвует в акции «Подари работу детям», и прекрасные детские картины, написанные учениками ДХШ, уже получили в подарок Черкесская городская детская больница, республиканская детская стоматологическая поликлиника, центр «Здоровье»… Выставка лучших по итогам прошедшего учебного года детских рисунков учеников школы тоже была посвящена 50-летию школы. А 30 сентября, в ДХШ открылась выставка творческих работ Александра Михайловича Гречкина. Член Союза художников России, заслуженный художник КЧР, он был основателем и первым директором этой школы…

В этом году у Детской художественной школы г. Черкесска — юбилей. Ровно полстолетия назад она распахнула двери для своих первых учеников. И в честь этой значимой круглой даты в ДХШ проходит целый цикл мероприятий.  Так, в рамках подготовки к юбилею школа активно участвует в акции «Подари работу детям», и прекрасные детские картины, написанные учениками ДХШ, уже получили в подарок Черкесская городская детская больница, республиканская детская стоматологическая поликлиника, центр «Здоровье»… Выставка лучших по итогам прошедшего учебного года детских рисунков учеников школы тоже была посвящена 50-летию школы. А 30 сентября, в ДХШ открылась выставка творческих работ Александра Михайловича Гречкина. Член Союза художников России, заслуженный художник КЧР, он был основателем и первым директором этой школы…
Родился Александр Михайлович 7 марта 1939 года в г. Черкесске. Мама – простой бухгалтер, отец – художник. Собственно, художественный талант передавался в семье Гречкиных из поколения в поколение. Одним из лучших гончаров в Баталпашинской был дед Александра Иван. Так что выбор профессии Александром был предопределен самой судьбой. Окончив в 1961-м Краснодарское художественное училище, он вернулся на родину. И вся его жизнь прошла здесь, в Карачаево-Черкесии. Он работал в областном книжном издательстве, в художественном фонде, в Ставропольском и Карачаево-Черкесском отделениях Союза художников России. В самом начале своего творческого пути некоторое время трудился даже в нашей газете «Ленинское знамя», где печатались сделанные им снимки и рисунки с натуры (для этого он выезжал на стройки, поднимался в горы на отгонные выпаса, спускался в шахты…), активно сотрудничал с областными газетами, выходящими на языках народов Карачаево-Черкесии, но и позже не порывал связи с печатными изданиями.
В шестидесятые годы КЧАО буквально бурлила новыми стройками, и, выезжая на тот или иной объект, молодой художник не расставался с карандашом. И сегодня, рассматривая на выставке его работы 60-70-ых годов, ты понимаешь, что он рисовал… эпоху. Строительство молокопровода в горах,  строительство ГЭС, появление в горском селении лампочки Ильича, семья горца, собравшаяся вечером у телевизора (дата – 1964 год)… Интересно и то, что выполнены работы в технике линогравюры, которая, к слову, стала очень популярной именно в шестидесятые…
Линогравюра — вид гравюры, для создания которой изображение, перенесенное с кальки, режется на линолеуме и затем отпечатывается на листе бумаги. Ее на вооружение берут, как правило, художники, по творческому темпераменту склонные к экспрессии, контрастам и лаконизму.
Таким художником был и Гречкин, неслучайно он очень любил силуэтные рисунки. И просто удивительно, какого мастерства он достиг в технике линогравюры! В 1964-м Александр Михайлович участвует в зональной выставке «Советский Юг», проходившей в г. Ростове-на-Дону. Здесь экспонируется серия его линогравюр «Созидатели в горах». Чуть позже родится большая серия графических листов «Жизнь народов КЧАО», навеянная богатейшей культурой народов КЧАО, которую Гречкин открыл для себя во время поездок по станицам и горным аулам области. И его альбом гравюр «Память гор», вышедший в Ставрополе в 1968-м, будет просто нарасхват.  Годом позже он создаст серию линогравюр «Горы и нарты», где поднимется до более широких художественных обобщений.
В начале семидесятых, уже став членом Союза художников СССР, получив признание на выставках, он увлечется глиной, почувствовав в ней безграничные возможности, и станет первым профессиональным керамистом в Карачаево-Черкесии. Он будет работать в разных формах — от мелкой пластики до монументальных панно, его работы украсят не одно здание в Черкесске, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках… Для тех, кто не знает:  более двух десятилетий в главном сквере нашего республиканского центра радовал глаз декоративный фонтан Александра Михайловича. Декоративное панно на здании республиканского колледжа культуры и искусств – тоже работа Гречкина. Многие годы гостиницу «Черкесск» украшало его декоративное панно «Адиюх»…
Работа над линогравюрами, живописными полотнами, графикой, участие в выставках – от городских до международных, творческие поездки по Карачаево-Черкесии, командировки в Дом творчества Союза художников СССР… Творческая личность, он был загружен безмерно. Но это не помешало ему сыграть еще одну важную роль в культурной жизни Карачаево-Черкесии. Щедрый по натуре, он всю жизнь поддерживал таланты, делился своим профессиональным опытом с молодыми художниками. И в середине шестидесятых стоял у истоков создания Детской художественной школы в Черкесске, которую возглавил с первых дней ее существования.
Вместе с ним в школу пришла работать его жена – Мария Алексеевна Гречкина, которая трудится здесь по сей день. Талантливая художница, прекрасный педагог, чьи ученики постоянно успешно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах самых разных уровней, в начале шестидесятых она училась в педучилище и мечтала поступить на химико-биологический факультет педагогического вуза. Но рисование в училище преподавал молодой художник Александр Гречкин, который безоглядно влюбился в художественно-одаренную и очень симпатичную Машеньку Сурову и в конце-концов покорил ее сердце. Он и изменил кардинально линию ее судьбы, стал ей мужем, стал ее первым и самым лучшим учителем живописи, хотя позже она окончит художественно-графический факультет КЧГПИ…
Он проработает в школе недолго, его будут манить иные дали, а она так и останется в ДХШ нести детям любовь к искусству…
– Он был очень добрым, ласковым, никогда не грубил, не ввязывался в «выяснение отношений», потому что в студенчестве занимался боксом и знал: не рассчитает удар – отправит человека в нокаут. Особенно теплое, трепетное отношение у него было к женщинам, к ним он всегда обращался «ласточка», «лапушка». Возможно, потому, что его воспитала одна мама. В тридцатых годах Михаил Иванович работал художником в музее. Времена были сложные, мутные, сосед на соседа доносил… И однажды его кто-то предупредил: «Ночью тебя арестуют». Он вынужден был бежать, скрываться. А потом грянула война. На фронте, в 43-м, в боях за Пулковские высоты он был тяжело ранен в голову, лишился глаза. Умирающего, его подобрала на поле медсестричка, которая потом выходила его, вернула к жизни. С ней он так и остался. Поэтому с отцом Саша познакомился, когда ему было уже двадцать семь. Тот жил в Новосибирске…  –  вспоминает Мария Алексеевна. – И в семье Саша никогда не повышал голоса, стоило мне вспылить, скажет: «Вот глупенькая» – и идет на улицу, ждет, пока я остыну… При этом он был настоящий мужчина. Сказал – так и будет, не убегал от решения проблем. Как настоящий мужчина, умел обращаться с оружием, был отличным охотником…
– Люди творческие, особенно художники, как правило, люди сложные, – говорит завуч школы Прасковья Маркова, – с ними трудно общаться. А Александр Михайлович был удивительно простым, открытым, добрым человеком, с ним было легко. Вот почему его знали и любили очень многие, причем из разных регионов страны, в его мастерской на спуске к радиозаводу всегда кто-то гостил. Хлебосольством Гречкины отличались исключительным…
О том, каким Александр Михайлович был замечательным человеком и прекрасным профессионалом, на открытии выставки рассказывали все выступающие (впрочем, о профессионализме художника красноречиво говорят сами работы, представленные на выставке). В этот день в ДХШ собрались не только педагоги и ученики школы, но и педагоги и студенты республиканского колледжа культуры и искусств, бывшие коллеги по цеху – заслуженный художник КЧР Мухамед Хахандуков, заслуженный художник КЧР Мусса Абайханов и многие другие. И на них со снимков в мемориальном уголке, оформленном в школе, смотрел с теплой улыбкой бывший директор ДХШ.
Он ушел от нас в 2003-м. Но, как это ни банально звучит, но это правда, с нами осталось его творчество. Его произведения находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в г. Москве, республиканском историко-культурном и природном музее-заповеднике, картинной галерее в г. Комсомольске-на-Амуре, в краевом музее изобразительных искусств в г. Ставрополе. Очень скоро его картина появится и в Государственной Национальной библиотеке КЧР. Мария Алексеевна собирается подарить ей портрет Халимат Байрамуковой, сделанный Александром Михайловичем в шестидесятые годы… А еще его замечательные работы можно увидеть сейчас в ДХШ г. Черкесска, на выставке, приуроченной к 50-летию школы…

НА СНИМКАХ: работы А. ГРЕЧКИНА и его автопортрет.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях