«Его муза остается с нами»

19 октября в 09:36
20 просмотров

В Государственной Национальной библиотеке КЧР имени Х. Байрамуковой состоялся вечер «Память сердца», посвященный 75-летию со дня рождения члена Союза писателей России, члена Союза журналистов РФ, заслуженного работника культуры РФ, народного писателя КЧР, драматурга и публициста Мухамеда Добагова.
На гостей, пришедших на его день рождения, он смотрел со своего портрета с легкой улыбкой — сероглазый, интеллигентный, обаятельный. Кто знает, возможно, оттуда, из вечности, он увидел всех нас вместе — друзей, родственников, коллег и почитателей.
Все, что было предписано свыше, Мухамед Добагов довел до конца, оставив глубокий  след в разных сферах культурной и общественной жизни Карачаево-Черкесии. Казалось, он никогда не жаждал славы, не искал радости, но они всегда сопутствовали ему, потому что он умел отдавать всего себя делу, умел распознавать в людях добро. Композитор Каплан Туко, переживший Мухамеда на несколько лет, сказал мне однажды: «Жаль, что мы потеряли этого особенного человека. И счастье, что его муза остается с нами».

В Государственной Национальной библиотеке КЧР имени Х. Байрамуковой состоялся вечер «Память сердца», посвященный 75-летию со дня рождения члена Союза писателей России, члена Союза журналистов РФ, заслуженного работника культуры РФ, народного писателя КЧР, драматурга и публициста Мухамеда Добагова.
На гостей, пришедших на его день рождения, он смотрел со своего портрета с легкой улыбкой — сероглазый, интеллигентный, обаятельный. Кто знает, возможно, оттуда, из вечности, он увидел всех нас вместе — друзей, родственников, коллег и почитателей.
Все, что было предписано свыше, Мухамед Добагов довел до конца, оставив глубокий  след в разных сферах культурной и общественной жизни Карачаево-Черкесии. Казалось, он никогда не жаждал славы, не искал радости, но они всегда сопутствовали ему, потому что он умел отдавать всего себя делу, умел распознавать в людях добро. Композитор Каплан Туко, переживший Мухамеда на несколько лет, сказал мне однажды: «Жаль, что мы потеряли этого особенного человека. И счастье, что его муза остается с нами».
В докладе, посвященном жизни и уникальному по своей значимости и художественному уровню творческому наследию Добагова, ответственный секретарь газеты «Черкес хэку» Люсана Абдокова отметила: «Обращение к извечным идеалам проистекало из стремления Мухамеда Калабековича сохранить в нашем бытии нравственные основы, составляющие сущность моральных устоев и представлений народа».
Заслуженный журналист КЧР Джагафар Дауров, автор книги «У истоков черкесской журналистики», в которой уделено внимание методам руководства Мухамеда Добагова в качестве главного редактора газеты «Черкес хэку», поделился с собравшимися воспоминаниями о годах совместной деятельности с ним: «Мы работали бок о бок более сорока лет. Впервые он принес в нашу редакцию свои стихи еще студентом. Учел наши замечания, откорректировал, что надо, и принес их вновь, заявив безапеляционным тоном: «Вы должны напечатать их». Что интересно, требование его мы выполнили.
В 1965 году он стал работать вместе со мной в сельхозотделе. С заданиями справлялся отлично, без набранного материала не возвращался. Писал он хорошо, почти не нуждаясь в правке. Особенно ему удавались статьи на злободневные темы в популярной в народе рубрике «Перец». И уже через несколько месяцев главный редактор Кучук Аминович Шурдумов перевел его в отдел писем для спасения разваливающихся рабселькоровских постов и «хромающего» отдела. Что он и сделал. Работал, не уставая, прибавляя ко дню ночь. Позже, став главным редактором, относился по-отечески к молодой журналистской поросли. Обращался с ней уважительно, учил уму-разуму тактично.
Исключительно порядочным был человеком. Наш коллектив очень старался помочь ему выздороветь, просили консультировать его лучших врачей, но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее нас. Его доброту я буду помнить до конца жизни».
По мнению артистов Черкесского и Русского театров, Добагов – мастер диалогов, что снижает напряжение во время игры: в мизансценах слова сами всплывают в памяти. Главный режиссер Черкесского республиканского театра, заслуженный деятель искусств КБР и КЧР, народный писатель КЧР Маталио Абдоков высказался о Добагове безгранично трогательно: «Трудно говорить о друге в прошедшем времени, жаль, что судьба так беспощадно развела нас навсегда. Основоположник черкесской драматургии, он был настоящим театралом. В отличие от других авторов приходил на абсолютно все репетиции своих пьес, а их было шестнадцать. Вносил изменения, прислушиваясь к замечаниям актеров.
Человек удивительной души, он вошел в замечательную плеяду ушедших из жизни творческих людей – Владимира Панова, Мухарби Акова и других. Жаль, что их всех сейчас нет рядом с нами.
Мое знакомство с Мухамедом было странным, он позвонил мне в воскресенье рано утром, в полпятого: «Але, ты меня знаешь?..» Конечно, я ему сказал что надо от всего сердца. А он перебивает: «Читал «Камень Асият»? «Нет», – отвечаю. Он: «Быстро вставай и читай. Это же настоящий шедевр для театра». Подчинился. Действительно, идеальное произведение. Перевели мы его на «театральный язык» очень быстро. Успех оказался ошеломляющим. Спектакль шел на «бис» и у нас, и в Адыгее, и в Абхазии. Хочется отметить, богатство его таланта проявлялось и в переводческой деятельности – благодаря ему на сцене нашего театра было поставлено четырнадцать пьес советских и зарубежных авторов.
Как не хватает мне теперь Мухамеда! Обидно, что талантливые люди уходят так рано. Я смотрю на его портрет, и перед глазами встает его профиль, дым от сигареты, слышу его шутки…
Прости, друг, что не смог спасти тебя от смерти. Если бы мог, отдал бы тебе свое сердце».
Творческий потенциал Добагова был направлен на развитие культуры, поэтому не удивительно, что он участвовал в выпуске объединенных газет для Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Обостренное чувство сопричастности к судьбам простых людей исходило из его гражданской позиции. Одна из его пьес называется «Кто делает добро, не жалеет об этом». И это символично, ибо характеризует самого Добагова прежде всего как человека.
Работник культуры КЧР Вера Тлюпова сказала: «Он был известен и русскому зрителю. Я с удовольствием ходила на его спектакли.
Многие его стихи положены на музыку — «Когда я встречу тебя», «Освети мне мир» и так далее. Его лирика была исключительно тонкой, тактичной. Известный сейчас ансамбль «Нарт» своим рождением в 1990 году обязан именно Добагову.
Серые глаза Мухамеда излучали неимоверную благожелательность. С ним было приятно общаться».
Сотрудники библиотеки оформили для гостей книжно-иллюстративную выставку «Чистые родники творчества» и подготовили электронную презентацию. Вечер «Память сердца» стал данью уважения памяти нашего земляка, возможностью сказать ему спасибо за то, что он был…

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях