Жизнь прожить – не уровень пройти!

31 октября в 06:14
 просмотров

Подрастает первое поколение детей, в жизнь которых компьютер вошёл чуть ли не с пеленок. Медики и психологи высказывают опасения, что многие представители этого поколения вырастут инфантильными затворниками, боящимися людей, не отвечающими за свои поступки, уверенными, что жизнь можно прожить начерно сколько угодно раз. Есть ли у них основание для таких опасений, и как мы, взрослые, можем с этим бороться?
До школьного стадиона от моего дома – рукой подать, и я часто могу наблюдать за многочисленными поклонниками здорового образа жизни. Спортивно настроенные граждане тренируются и разминаются ранним утром, занимаются оздоровительным бегом или скандинавской ходьбой в течение дня, и даже поздним вечером, в кромешной темноте, совершают променад на сон грядущий. Так что стадион не пустует ни в будни, ни в праздники.

Подрастает первое поколение детей, в жизнь которых компьютер вошёл чуть ли не с пеленок. Медики и психологи высказывают опасения, что многие представители этого поколения вырастут инфантильными затворниками, боящимися людей, не отвечающими за свои поступки, уверенными, что жизнь можно прожить начерно сколько угодно раз. Есть ли у них основание для таких опасений, и как мы, взрослые, можем с этим бороться?
До школьного стадиона от моего дома – рукой подать, и я часто могу наблюдать за многочисленными поклонниками здорового образа жизни. Спортивно настроенные граждане тренируются и разминаются ранним утром, занимаются оздоровительным бегом или скандинавской ходьбой в течение дня, и даже поздним вечером, в кромешной темноте, совершают променад на сон грядущий. Так что стадион не пустует ни в будни, ни в праздники.
Настораживает только, что большая часть «пользователей» стадиона – молодежь и люди постарше. Да, после школьных занятий многие подростки – девчонки и мальчишки тоже не торопятся по домам, а уходя, возвращаются снова. Ролики, велики, футбольный и волейбольный мячи и бадминтон – все идет в дело, когда детвора атакует эту территорию спорта. Но с каждым годом все больше тех, кто предпочитает играм на свежем воздухе виртуальную реальность. Растет особый контингент – компьютерозависимые дети. Таких не встретишь на футбольном поле, спортивные секции их не привлекают, уроки физкультуры для них – печальная необходимость, а компьютер они предпочитают живому общению со сверстниками.
Причем тенденция такова, что на компьютерные игры все чаще подсаживаются младшие школьники и даже детсадовцы. И по мере взросления количество прилипших к экрану увеличивается: среди детей в возрасте 5-6 лет таких 8%, к девяти годам их уже 32%, к двенадцати – 33%, к четырнадцати – 44%. Страшно представить, что если данная тенденция будет прогрессировать и дальше, то придет время, когда на том же футбольном поле молодого поколения днем с огнем не сыщешь.
При этом компьютер не назовешь абсолютным злом. Он позволяет ребенку развиваться, получать, не выходя из дома, кучу интересной информации, находить ответы на самые разные детские «почему», на которые у взрослых, как правило, часто не бывает времени. Многие из школьников используют компьютер для учебы, даже домашнее задание теперь иногда высылают через Интернет, не говоря уже об электронных дневниках и журналах. Но все же, как подсчитали специалисты, в 80% случаев компьютер используется для игры и успешно заменяет общение с друзьями, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.
Отечественные специалисты провели анкетирование среди учащихся 1-11-х классов с целью определить степень увлеченности детей компьютерными играми. Результаты превзошли самые худшие опасения: компьютер предпочитают футболу, плаванию и прочим видам спорта 30,5% детей, а 13% – считают, что электронные игры гораздо интереснее, чем общение со сверстниками. У любителей компьютера появляется собственный мирок, в который доступ посторонним закрыт. Священная кнопка «пуск», и светящийся экран буквально втягивает в себя юного пользователя, да так, что за уши не оттащишь.
Психологи и медики бьют тревогу – долго сидеть за монитором вредно. Это чревато многими неприятными последствиями, например – нервно-эмоциональным перенапряжением и синдромом сухого глаза, возникающим в связи с пересыханием поверхности роговицы глаза от редкого моргания и непрерывного смотрения на экран. Причем нагрузка на глаза при общении с компьютером, как утверждают врачи-офтальмологи, существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы, например, чтении или просмотре телепередачи.
При этом сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и уменьшает и без того низкую подвижность современного ребенка. Врачи выяснили, что дети младше 10 лет, пристрастившиеся к компьютеру, физически развиваются медленнее своих сверстников, так как не добирают необходимой в этом возрасте двигательной активности. удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
– В результате долгого сидения в неподвижном положении у детей появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, например, так называемого запястного или туннельного синдрома, – комментирует ситуацию массажист высшей категории республиканского врачебно-физкультурного диспансера Лилия Камова. – Нервные волокна в наших запястьях и кистях рук идут по определенным каналам (туннелям), которые образуются костями, связками и мышцами. Когда человек долго работает на клавиатуре и особенно с компьютерной мышкой, он прижимает кисть к столу, а нерв к кости, тем самым передавливая его. Если это продолжается достаточно долгое время, возникают онемения, покалывания, боли, вплоть до полной потери чувствительности в пальцах. К тому же длительная стесненная поза затрудняет дыхание.
Кроме прочего, ребенок, днями просиживающий за компьютером, полностью абстрагируется от окружающего мира и теряет связь с реальностью, практически впадая в социальный аутизм.
Что же так привлекает детей в компьютерных играх? Психологи считают, что, скорее всего, это возможность уйти от реальности и действовать самостоятельно (никто не навязывает своего мнения), принимать любые решения. Компьютерные игры перевешивают даже мультики, где персонажами управлять нельзя, а в играх – можно. Живя «компьютерной» жизнью, ребенок всегда может исправить любую свою ошибку одним кликом мышки или путем многочисленных повторов. Увы, в жизни ему никто такой возможности не даст, а отвечать за свои слова и поступки он не привык, ведь виртуальный мир не подразумевает под собой ответственности. Решать проблему не нужно, если что-то не так – просто взял и вышел из игры или закрыл сайт. Занятия спортом маленьким игроманам тоже ни к чему – чтобы «прокачать» себя для игры, нужна всего лишь пара кликов, это в жизни на упорные продолжительные тренировки уходят часы, месяцы и годы. В итоге у ребенка только пальцы и работают, остальное – атрофируется.
Подобная ситуация сложилась не только в нашей стране – на компьютерные игры подсаживается весь мир, причем дальнейшее развитие этой индустрии нивелирует синдром привыкания. Играть интересно, выигрывать – еще интересней, а каждая новая игра дает новые возможности. Но главное – в наше время, когда у большинства взрослых на первом месте стоит работа, компьютер становится ловушкой не только для наших детей, но и для нас самих – уставших, раздражённых, вечно занятых.
«Телевизор и компьютер — это очень большое искушение для всех родителей, – пишет детский писатель Дмитрий Емец в своем рассказе «Удобный ребенок». – Когда по дому слоняется ноющий ребенок, только что пришедший из сада или школы и не знающий, чем себя занять, а у тебя в ушах точно кто-то дрелью сверлит барабанные перепонки, то очень скоро понимаешь, что выход-то есть: посадить его перед телевизором или включить на компьютере игру — и на час-два-три можно окунуться в тишину. Ничего не будет разбито, опрокинуто, и никто не будет жужжать: «Мне скууучно!» Вроде удобно, но есть и масса минусов. Например, ребенок становится возбудимым, начинает плакать от усталости, которая раньше никак не проявлялась. А ведь он мог чему-то научиться за эти несколько часов, но вместо этого сидел как загипнотизированный, превращаясь в сутулого старичка…»
При этом взрослые вроде бы единодушны в том, что время детей за компьютером надо контролировать и ответственность за этот контроль именно на взрослых. В реальности же мы всё чаще видим родителя, беспомощно разводящего руками: «Они теперь с рождения компьютерные; ничего не могу сделать, не слышит и не слушается, скандалит и истерит. Как объяснить и заставить – не знаю!»
Специалисты в психологии говорят, что полностью изгонять компьютер из детской жизни нет смысла – это чудо техники давно уже стало обычным предметом окружающей среды для наших отпрысков. Пытаться его запретить – все равно, что запрещать плохую погоду. Проблему решает только достойная замена. Если ребенок жить без «компа» не может, почему бы не записать его на курсы программирования или компьютерной графики? Но в любом случае необходимо ограничивать время его общения с компьютером, например, установить пароль. Есть сейчас и много специальных программ, позволяющих фильтровать компьютерный «базар».
Но самое действенное – вспоминать о своем чаде почаще, и не только для нотаций или проверок школьных знаний в режиме «а ну-ка, покажи дневник», а для интересного, плодотворного общения, которое станет весомым фактором противостояния компьютерной зависимости. Может, это будут домашние посиделки с вкусняшками, совместный просмотр мультиков, игра в «Мафию» или лото; а может – семейный поход на выставку или в парк, выезд на природу за свежими впечатлениями – да что угодно, хоть то же футбольное поле. Не важно! Просто дайте своему ребенку возможность почувствовать себя главным героем в реальной действительности, и, может быть, тогда мир, в котором он живет, покажется ему намного привлекательней и заманчивей Интернета.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях