«Хочу рисовать!»
Порядка ста пятидесяти мальчишек и девчонок этой осенью изъявили желание пойти учиться в первый класс Детской художественной школы г. Черкесска. Конкурс составил два человека на место. Вот такой большой популярностью нынче пользуется ДХШ республиканского центра, которая 9 декабря будет торжественно отмечать во Дворце культуры г. Черкесска свой полувековой юбилей.
Пятьдесят лет. Для нынешних учащихся ДХШ это длинный трудно представимый временной отрезок. А вот заслуженному учителю КЧР Марии Алексеевне Гречкиной ничего представлять не надо. Пятьдесят лет школы – это пятьдесят лет ее жизни. Вместе со своим мужем Александром Михайловичем, который был назначен директором только что созданной ДХШ, она пришла работать в эту школу в сентябре 1966-го. И трудится в ней до сих пор.
Порядка ста пятидесяти мальчишек и девчонок этой осенью изъявили желание пойти учиться в первый класс Детской художественной школы г. Черкесска. Конкурс составил два человека на место. Вот такой большой популярностью нынче пользуется ДХШ республиканского центра, которая 9 декабря будет торжественно отмечать во Дворце культуры г. Черкесска свой полувековой юбилей.
Пятьдесят лет. Для нынешних учащихся ДХШ это длинный трудно представимый временной отрезок. А вот заслуженному учителю КЧР Марии Алексеевне Гречкиной ничего представлять не надо. Пятьдесят лет школы – это пятьдесят лет ее жизни. Вместе со своим мужем Александром Михайловичем, который был назначен директором только что созданной ДХШ, она пришла работать в эту школу в сентябре 1966-го. И трудится в ней до сих пор. А потому именно Мария Алексеевна во всех подробностях помнит все этапы становления «художки» г. Черкесска. Помнит, как сначала школа, в которую пришли учиться 14 детей, размещалась «на птичьих правах» в частном доме на улице Ленина. Как потом месяца через полтора переехала в помещение, принадлежавшее спортивной школе, а затем «прописалась» в здании бывшей Сберкассы на улице Первомайской (сейчас тут располагается кафе «Даханаго»). В нескольких классах, отделенных деревянной перегородкой, занимались одновременно до 80 учащихся. Чтобы создать в школе хоть мало-мальские условия для занятий юных художников, сюда провели воду, заменили дровяную печку на газовую горелку. О каких-либо наглядных пособиях, гипсовых слепках, образцах приходилось только мечтать. Натюрмортный фонд накапливался из предметов, которые дети приносили из дома или находили на развалинах старых хатенок – их валили для того, чтобы построить новые многоэтажные дома – семидесятые годы были временем бурной застройки столицы КЧАО….
Кажется, как это было недавно! Но в том, что это было все-таки давно, Мария Алексеевна убеждается каждый раз, когда бывшие ее ученики приводят учиться в школу уже своих внуков. И вот ведь что удивительно – несмотря на возраст, Мария Алексеевна прекрасно ладит с детьми, ее ученики постоянно побеждают на различных конкурсах и олимпиадах. Она – автор учебных программ по рисунку, живописи, композиции, внедренных в работу ДХШ КЧР, одна из первых в школе стала работать по системе «Мастер-класс». А еще Гречкина – одна из самых сильных акварелистов республики, владеющая различными приемами работы в этой технике!
Большую роль в становлении школы в 60-70 годы сыграли Петр Иванович Бобырев, Тимур Энверович Джанибеков, Мухадин Абдул-Керимович Карданов…
Тесно связана с юбиляром судьба и другого педагога этой школы – заслуженного учителя КЧР Игоря Дмитриевича Кияницы. Его назначили директором ДХШ г. Черкесска в 1970-м. И до сих пор он верен этой школе и, несмотря на преклонные годы, каждый день спешит на занятия с детьми, чтобы поделиться с ними секретами мастерства художника. Трудно сосчитать, скольким мальчишкам и девчонкам он привил любовь к изобразительному искусству, скольким дал путевку в жизнь, связанную с творчеством. Кстати, завучем ДХШ сегодня работает выпускница Игоря Дмитриевича Прасковья Маркова.
Собственно говоря, большинство педагогов, которые трудятся сегодня в «художке», – выпускники этой же школы: Наталья Мурашова, Галина Полещук, Лариса Колесникова… Не потому ли здесь царит очень теплая, я бы даже сказала семейная, атмосфера? А еще это по-настоящему творческая атмосфера. Потому что каждый педагог ДХШ – это яркая творческая личность, которая привносит в школу что-то свое.
Например, Наталья Мурашова, пришедшая работать в школу в 1984 году после окончания художественно-графического факультета КЧГПИ, кроме традиционных техник в предмет «композиция» ввела новые – аппликацию, батик, которые в то время начинали развиваться в стране, и создала авторские программы. Сегодня Наталья Андреевна – член Союза художников РФ, заслуженный учитель КЧР.
Член Союза художников РФ Елена Кордюкова, работающая в ДХШ с 1996 года, одной из первых в школе начала разрабатывать учебные программы по предметам прикладного искусства для предпрофессиональных программ. Гобелен, батик, керамика, роспись по фарфору, графика и живопись – различные техники и приемы, в которых Елена Федоровна раскрывает свои возможности. Ее произведения экспонируются не только на групповых выставках и творческих школах, но и на персональных выставках. В октябре 2011 года Елена Федоровна была удостоена звания «Заслуженный художник КЧР».
Галина Полещук, отучившись на отделении ДПИ Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова и в Карачаево-Черкесском государственном университете им. У. Д. Алиева, вернулась в родную ДХШ, где теперь заведует выставочной работой школы, преподает композицию в подготовительном классе. Любит резьбу по дереву, графические техники…
Ирина Звагольская, выпускница отделения ДПИ Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова и Ставропольского государственного университета, ведет в школе скульптуру и предмет по выбору в старших классах. И тоже активно работает творчески, причем «диапазон» интересов ее очень широк – от графических портретов до батиков и керамики.
Лариса Колесникова также вернулась в родную школу, получив высшее образование на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета. Она первой перешла в ДХШ на предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество»…
Каждый из педагогов «художки» достоин отдельной статьи. И в том, что этот творческий дружный коллектив состоялся, несомненно, немалая заслуга нынешнего директора Юрия Карасова – человека тоже очень творческого, достаточно сказать, что он первым в республике начал работать в различных техниках офорта, акварели…
Школу Юрий Баубекович возглавил в 1990 году. Это было трудное для страны перестроечное время. В те годы в России закрылось немало детских художественных школ. А ДХШ в Черкесске выстояла.
Да, ей пришлось нелегко, она не раз меняла свою «прописку» (размещалась и в жилом доме, и в здании детского сада, и в производственном помещении завода холодильного машиностроения), пока наконец не обосновалась в 2006-м на первом этаже Дворца детского творчества. Благодаря помощи мэрии здесь был проведен капитальный ремонт, и сегодня дети занимаются в светлых, теплых классах, где, как говорят педагоги, имеется все необходимое для полноценного учебного процесса. Правда, это не значит, что коллектив не мечтает о лучшем.
– Нам бы хотелось иметь свой выставочный зал, актовый зал, где можно было бы проводить торжественные мероприятия, встречи с творческими людьми, – делится Юрий Карасов. – Очень нужны современные мастерские, ведь, к примеру, та же работа с керамикой предполагает наличие печи, вытяжки и т. д. А еще нам нужен компьютерный класс. Жизнь меняется, и, чтобы мы шли в ногу со временем, должна меняться база школы…
Но это, как говорится, пожелания на будущее. С годами же школа обрела не только надежные стены, она вступила в новый этап творческого развития и за короткий срок стала одной из лучших и авторитетных не только в республике, но и в регионе.
– Мы гордимся тем, – говорит завуч школы Прасковья Маркова, – что, несмотря ни на какие новомодные веяния, смогли сохранить систему реалистической, классической школы, которой верны до сих пор. Нет, нам не чужды новации. Мы всегда приветствуем и поддерживаем интересные начинания. Но детям нужен надежный базис, который однозначно дает только классическая школа. Нашими педагогами составлены программы по рисунку, живописи, композиции, скульптуре. Наша школа становится базовой для ДХШ республики…
При таком положении дел не удивительно, что сегодня просто трудно сосчитать, в скольких конкурсах и выставках успешно участвовали учащиеся школы, становясь лауреатами, призерами, дипломантами: Общероссийский конкурс «Молодые дарования России», Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Окно в Европу», Всероссийский фестиваль одаренных детей «Уникум», Всероссийский конкурс по рисунку и живописи «Мастер», Международный конкурс детского рисунка «Арт-город», Всероссийский конкурс по рисунку и живописи «Традиции», Международный конкурс «Вираж», Международный конкурс детского рисунка «Что может карандаш», Всероссийский детский художественный конкурс «Душечка – красна девица», Международная выставка детского рисунка «На своей земле», Международная выставка в центре «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве… И этот список можно продолжать и продолжать.
Не удивительно и то, что очень много выпускников этой школы стали профессиональными художниками, дизайнерами, архитекторами, скульпторами, преподавателями изобразительного искусства и т. д. Например, Сергей Пичахчи стал профессором живописи Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е Репина, Олег Путнин ныне заслуженный художник России, Мухамед Хахандуков – заслуженный художник КЧР, Фатима Канокова – кандидат искусствоведения… На отделении декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского государственного колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова работают выпускники школы – заслуженный работник культуры КЧР Аэлита Лалиашвили, Дина Будишева, Бэлла Гукемухова. Бывшие ученики ДХШ г. Черкесска трудятся в художественных школах не только в Карачаево-Черкесии, но и за ее пределами. Они окончили самые престижные высшие художественные учебные заведения России и Европы…
Но и те, кто так и не связал свою жизнь со сферой культуры, благодаря «художке» стали образованными, эрудированными людьми, любящими искусство…
– Юрий Баубекович, за пятьдесят лет дети, несомненно, изменились. Скажите, в чем с нынешними учениками проще, а в чем сложнее?
– С детьми никогда не бывает просто. Каждый ребенок – это индивидуальность, к которой нужно найти свой подход. А вот то, что с нынешними детьми стало сложнее, – это правда. Нынешние мальчишки и девчонки больше приучены нажимать на кнопки клавиатуры, нежели что-то мастерить своими руками. И это – минус. А самое главное, нынешние дети, к сожалению, слишком рано взрослеют, в современном информационном пространстве они зачастую получают информацию не по возрасту, в итоге они теряют свою детскую непосредственность восприятия мира. Тем не менее, несмотря на все сложности, мы стараемся в каждом ученике развить творческие способности, научить детей видеть прекрасное.
И это преподавателям ДХШ хорошо удается. Неслучайно мальчишки и девчонки, с которыми мы разговаривали в школе, с удовольствием рассказывали, как интересно им здесь учиться, как многое они уже умеют и это им обязательно пригодится в будущем, и что в этой школе они с радостью бы учились хоть каждый день по шесть уроков подряд!
{{commentsCount}}
Комментариев нет