Зимовье на Солнечной стороне

14 декабря в 08:10
3 просмотра

В горах выпал снег почти по календарному сроку, и по мере продвижения на горное плато Кумыш-Баши зима ощутимо дышала в лицо: мела поземка, сгущался туман, резко похолодало. Мы с главой АККОР Карачаевского муниципального района Рамазаном Карамурзиным и начальником отдела сельского хозяйства Русланом Блимготовым ехали на семейную ферму Лайпановых, которая расположена в урочище Кюн бет (в переводе с карачаевского – Солнечная сторона, иначе – пригрев). Это – часть все того же плато, причем одна из самых продуктивных как для животноводов, так и земледельцев. Здесь всегда выращивали кукурузу на силос и на зерно.

В горах выпал снег почти по календарному сроку, и по мере продвижения на горное плато Кумыш-Баши зима ощутимо дышала в лицо: мела поземка, сгущался туман, резко похолодало. Мы с главой АККОР Карачаевского муниципального района Рамазаном Карамурзиным и начальником отдела сельского хозяйства Русланом Блимготовым ехали на семейную ферму Лайпановых, которая расположена в урочище Кюн бет (в переводе с карачаевского – Солнечная сторона, иначе – пригрев). Это – часть все того же плато, причем одна из самых продуктивных как для животноводов, так и земледельцев. Здесь всегда выращивали кукурузу на силос и на зерно.
Мои попутчики, которые выбрались сюда по делам производственным, вспоминали былых знатных кукурузоводов совхоза «Кумышский»: кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Трудовой славы Абдуллаха Текеева, его именитых сотоварищей Алексея Еремина, Сулеймена Киикова…
– Верно говорят: жизнь не стоит на месте, и новое активно в нее вторгается, но крестьянское дело, что норовистая лошадь, не одного из седла выбросило, – говорит Р. Карамурзин, уверенно ведя свой джип по бездорожью по одним только ему ведомым маршрутам. – С землей шутки плохи – она не прощает запустения. А ну-ка, попробуй потом выкорчевать кустарники да лесосеки, только не посей или не посади на ней что-то сезона два-три… А в этом месте даже в самые трудные годы после ликвидации совхоза земля не пустовала, и новые хозяева продолжили дело отцов, выращивая кукурузу. В нынешнем году под кукурузу было занято: 70 гектаров в ООО «Кумыш» (фермер Салис Гаджаев), 74 гектара в КФХ Роберта Халкечева, 79 гектаров в КФХ Руслана Касаева. Все-таки хозяйская осмотрительность, рачительный подход, предпринимательская жилка никогда не покидают тех, кто верно служит земле. Вот и с кукурузой в нынешнем сезоне здесь не прогадали, сняв неплохой урожай, хотя и сильно припозднились с уборкой до самых первых морозов…
Как объяснил Рамазан Леуанович, со сбором урожая кукурузы подзадержались, ожидая, пока зерно наберет нужный процент влажности. В тонкости агротехники я вдаваться не стала, поскольку к машине кинулась свора свирепых псов, настоящих волкодавов. Мы подъехали к ферме Лайпановых, и вышедший навстречу хозяин – им оказался младший брат главы КФХ Абрека Казиевича Хаджирет, несколько раз прикрикнув на собачьих пастухов отары: «Волк!», «Барбос!», «Шарик!», быстро усмирил их. И когда мы вышли из машины, пять грозных собак хоть хвостами и не завиляли, но вид уже обрели более-менее смиренный. Как обмолвился Х. Лайпанов, волки, шакалы, да и ночные тати в человечьем обличье их ферму обходят стороной – верные псы разорвут – как пить дать…
Как же чист и свеж, словно разрезанный арбуз, здесь воздух в этой первозданной тишине! А пасущееся вдали многочисленное стадо овец карачаевской породы у человека не из наших краев вызвало бы изумление – какая такая пастьба на снегу? Да самая настоящая – во-первых, наст еле покрыл землю, во-вторых, порода такая – подножный корм в любое время года себе найдет. Самое интересное, в советское время с высоких трибун сельскохозяйственных семинаров и форумов карачаевская порода овец особо не пропагандировалась. Тогда были другие приоритеты – романовская овца, горный корридель, полученный от скрещивания карачаевской грубошерстной овцы с баранами северо-кавказской мягкошерстной…
А ведь такие выездные семинары с участием первых лиц КЧАО и привлечением большого числа передовиков животноводства частенько проводились именно на этой ферме, куда мы приехали… Это происходило в бытность совхоза «Кумышский», когда здесь в Доме животновода был «красный уголок» с газетами, книгами и телевизором и сюда приезжали лекторы общества «Знание», библиотекари, музыканты тащили громоздкую аппаратуру с электродвижком для концерта… Так что эта ферма имеет свою историю.
А нынешние ее хозяева, можно сказать, здесь и выросли, когда на каникулах и в выходные дни помогали родителям – их отец, Казий Саджунович, ферму и возглавлял, он был награжден за многолетний труд орденом Трудовой Славы и одним из первых получил автомобиль «Жигули». Рядом трудилась преданная супруга Кулистан Мухаджировна. Словом, их дети Абрек, Кулина, Белла, Хаджирет с детства познали труд животновода – ребята пасли скот, девчата учились справляться с сепаратором, готовить айран, сыр, творог. Это было время горных молокопроводов, когда по пятикилометровой подземной трубе молоко текло в ванны приемного пункта молокозавода. Это было время конкурсов стригалей овец и поездок лучших тружеников полей и ферм на ВДНХ, когда романтизировался труд чабана, доярки, табунщика. И хотя сегодня иные приоритеты, дети животновода Казия Лайпанова через годы и испытания, выпавшие на долю отечественного агропромышленного комплекса, остались верны земле, родной ферме, в которую вдохнули новую жизнь.
Сегодня в фермерском хозяйстве Лайпановых насчитывается более тысячи голов овец, около сотни голов КРС, есть и рабочие лошади, сельхозтехника. Корм для скота Абрек, Хаджирет, их двоюродный брат Аскербий, а также подсобные рабочие заготавливают сами. С конца мая по конец сентября и овцы, и КРС находятся на Бичесыне, где нагуливают вес на альпийских лугах. Нынешняя зимовка в урочище Кюн бет, как и все предыдущие, проходит без проблем: кормами запаслись, скот прошел всю необходимую вакцинацию против инфекционных заболеваний – приезжали на ферму работники районной ветстанции. Не по часам, а по рассвету и закату сверяют животноводы, как и их деды, свой ненормированный рабочий день…
Заговорили мы с Хаджиретом Лайпановым, который в этот день оставался на хозяйстве один со своими четвероногими стражами, о реализации продукции.
– Сегодня у животноводов нет проблем со сбытом шерсти, когда у нас в республике появилось мощное предприятие по переработке шерсти ООО «Квест-А». Так что и наше КФХ – активный поставщик руна в «Квест-А», и это дает возможность овцеводам наращивать производство, – говорит Хаджирет Лайпанов. – Сегодня успешно реализуются различные программы, направленные на развитие сельского хозяйства, на поддержку семейных ферм. А ведь когда фермерское движение начиналось, никакой помощи мы не ощущали. Мы пока ограничиваемся государственной дотацией на содержание овец, но в любое время можем и технику взять по лизингу, и гранты получить. Как говорят горцы: «Было бы где взять, а вот когда нигде ничего не лежит, то и брать нечего». Хотелось бы, конечно, сбывать мясо-молочные продукты без посредников, но появилась уверенность, что возродится потребкооперация. Об этом сейчас говорят на самом высоком уровне – видел по телевизору.
Подошло время гнать овец на водопой, и, вскочив на лошадь, он устремился к отаре, которая колыхалась волнами – черно-белое «море» на снегу. Что ж, в горах рождаются неожиданные ассоциации и сравнения, и жаль, что в наше время уже не поэтизируется труд кормильца страны. Но, думаю, все еще впереди…

НА СНИМКЕ: Фермер Хаджирет ЛАЙПАНОВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях