Трёхлетний бюджет: оптимистичный взгляд на сложную ситуацию

20 декабря в 08:10
 просмотров

Сегодня экономика переживает непростые времена. В этих жёстких условиях Правительство Карачаево-Черкесии работает над проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с министром финансов КЧР Рустамом ЭЛЬКАНОВЫМ.
– Рустам Ханафиевич, после годового бюджета 2016 года Правительство России решило вернуться к трёхлетнему циклу планирования. Минфин РФ считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. Возвращение к трёхлетнему бюджетному циклу – что это значит для регионов?
– Это, безусловно, позитивный фактор. Возрастает доля стабильности, мы можем более свободно планировать свои действия. Это свидетельство того, что российская экономика действительно немного стабилизировалась, период макроэкономических шоков прошёл.

Сегодня экономика переживает непростые времена. В этих жёстких условиях Правительство Карачаево-Черкесии работает над проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с министром финансов КЧР Рустамом ЭЛЬКАНОВЫМ.
– Рустам Ханафиевич, после годового бюджета 2016 года Правительство России решило вернуться к трёхлетнему циклу планирования. Минфин РФ считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. Возвращение к трёхлетнему бюджетному циклу – что это значит для регионов?
– Это, безусловно, позитивный фактор. Возрастает доля стабильности, мы можем более свободно планировать свои действия. Это свидетельство того, что российская экономика действительно немного стабилизировалась, период макроэкономических шоков прошёл. Для экономики долгосрочный бюджет и чётко сформированные приоритеты – это всегда возможность создать платформу для роста. Чем больше предсказуемости, тем больше шансов, что расходы бюджета на стратегически важные отрасли будут более эффективны. Переход от годового бюджета к трёхлетнему благоприятно скажется и на инвестиционных планах предпринимателей.
Предсказуемость и определённость важны – и тем, кто работает в бюджетной сфере, и тем, кто является получателем льгот и пособий, и вообще всем – для понимания своих финансовых возможностей и перспектив.
– Насколько я знаю, поддержка субъектов федерации сокращена с 310 млрд рублей в 2016 году до 100 млрд в 2017-2018 годах и 50 млрд в 2019-м в части бюджетных кредитов. Одновременно урезаны межбюджетные трансферты и налоговые поступления в регионы. Как же мы будем выживать?
– Да, формирование доходной части бюджета происходит в условиях спада экономики при значительном увеличении расходных обязательств и отсутствии соответствующего роста финансовой помощи из федерального бюджета. В связи с этим единственной возможностью сбалансировать бюджет для нас является максимальное увеличение собственной доходной базы путём мобилизации доходов, взыскания сумм задолженности, усиления качества налогового администрирования, повышения эффективности использования государственных активов. Необходимо всемерно стимулировать инвестиционную активность, поддерживать каждого инвестора, который намерен серьёзно войти в экономику региона в самых разных отраслях – от туризма до строительства жилья. Для этого в республике осенью была создана «Корпорация развития Карачаево-Черкесии», прямая обязанность которой – помогать инвесторам в практической реализации их проектов, вести адресную работу с инвесторами, независимо от объёма инвестиций или выбранной отрасли. Сегодня у нас есть целый пул инвестиционных проектов в сфере туризма, АПК, промышленности – мы постоянно над этим работаем.
– А за счет чего сформируется наша доходная часть бюджета?
– Основными доходообразующими налогами республиканского бюджета в 2017 году являются: налог на доходы физических лиц – 2 344,1 млн рублей (42,3%), налог на прибыль организаций – 1 227,4 млн рублей (22,2%), акцизы – 808,5 млн рублей (14,6%), налог на имущество организаций – 416,4 млн рублей (7,5%), упрощённая система налогообложения – 270,6 млн рублей (4,9%).
– Бюджет иногда показывает, сколько мы можем сэкономить, но гораздо чаще – сколько нам нужно занять. Сколько составят в нашем бюджете поступления из федерального центра?
– Общий объем доходов республиканского бюджета на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов планируется в сумме 17 818,2 млн рублей в 2017 году, 14 700,6 млн рублей в 2018 и 14 857,6 – в 2019 году. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составят: в 2017 году – 12 280,6 млн рублей, в 2018 году 9 122,7 млн рублей, в 2019 году – 8 976,2 млн рублей. При этом планомерная работа Главы республики с центром дала положительный результат в виде дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, что нам дает больше возможности по решению стоящих перед республикой задач. За это мы благодарны руководству страны и Главе республики.
– Теперь поговорим о расходах республиканского бюджета.
– Формирование расходной части республиканского бюджета осуществлялось с учётом жёсткой приоритезации расходов. При формировании бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, связанные с увеличением минимального размера оплаты труда до 7500,0 рублей, изменением численности работников государственных учреждений и органов государственной власти, изменением численности получателей мер социальной поддержки. Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств республиканского бюджета на 2017 год, предусмотрены в объёме 1 680,1 млн рублей. Проект республиканского бюджета имеет ярко выраженную социальную направленность. Мы выполним все обязательства и по «майским» указам, и по всем иным социальным выплатам. Объем социально значимых расходных обязательств в проекте республиканского бюджета КЧР на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы составляет: 2017 г. – 73,9% от общего объёма расходов и 107,9% к уровню 2016 года; 2018 г. – 74,7%; 2019 г. – 73,3%.
Кроме того, проект республиканского бюджета на 2017 год сформирован в программной структуре расходов на основе утверждённых Правительством Карачаево-Черкесской Республики 19 государственных программ Карачаево-Черкесской Республики.
– Наш бюджет дефицитный?
– Да, дефицит республиканского бюджета на 2017 год с учетом поправок Народного Собрания (Парламента) КЧР составит 420,0 млн рублей, но бюджет – это живой организм, показатели могут меняться, и я надеюсь, мы скорректируем дефицит бюджета. Я, в общем-то, смотрю на ситуацию оптимистично. В стране возникло понимание необходимости укрепления и восстановления собственных предприятий, способных заместить импортную продукцию. Правительство обратило особое внимание на развитие высоких технологий в стране. Россия стала активно развивать наукоёмкие кластеры, отмечен значительный подъем сельского хозяйства, которое закупает отечественную технику и тем самым стимулирует развитие отечественных заводов и отечественной металлургии. Я искренне верю, что мы преодолеем эти трудные времена.

Фото А. РАСПУТИНОЙ.

Поделиться
в соцсетях