Где яки зимуют…

23 декабря в 08:21
41 просмотр

Впервые эти экзотические животные были завезены в совхоз им. Османа Касаева из Алтая и Тувы в начале 70-х годов прошлого века. Об этом хорошо помнят старожилы аулов Учкуланского ущелья. Как, например, Хусей Биджиев, который в ту пору был подростком. Вместе с земляками он устремился на хоздвор совхоза, куда доставили сотню косматых диковинных животных с коровьими рогами и лошадиными хвостами, чья шерсть, образуя «юбку», почти доходила до земли. К тому же яки… хрюкали, что окончательно сбило учкуланцев с толку, а специалисты сельского хозяйства – зоотехники и ветврачи с тогдашним первым секретарем Карачаевского райкома партии Борисом Узденовым, обступив стадо, прикидывали – запустить ли яков сразу в горы или оставить внизу и начать их одомашнивать, поручив их акклиматизацию опытным животноводам.

Впервые эти экзотические животные были завезены в совхоз им. Османа Касаева из Алтая и Тувы в начале 70-х годов прошлого века. Об этом хорошо помнят старожилы аулов Учкуланского ущелья. Как, например, Хусей Биджиев, который в ту пору был подростком. Вместе с земляками он устремился на хоздвор совхоза, куда доставили сотню косматых диковинных животных с коровьими рогами и лошадиными хвостами, чья шерсть, образуя «юбку», почти доходила до земли. К тому же яки… хрюкали, что окончательно сбило учкуланцев с толку, а специалисты сельского хозяйства – зоотехники и ветврачи с тогдашним первым секретарем Карачаевского райкома партии Борисом Узденовым, обступив стадо, прикидывали – запустить ли яков сразу в горы или оставить внизу и начать их одомашнивать, поручив их акклиматизацию опытным животноводам. Наконец, на свой страх и риск, их выпустили на волю в горы над аулом, а чтобы они не затерялись в учкуланских чащобах, приманкой для привязанности яков к условному питомнику служило питание в виде кусков соли, скирд сена, комбикормов, разбросанное по лесу. Так-то яки, как и все дикие животные, всегда на подножном корму, который способны добывать из-под снежного покрова высотой до 15 сантиметров.
Так в Карачаево-Черкесии появилась новая профессия – яковод. Осваивать ее животноводам приходилось на ходу, приноравливаясь к непростому характеру своих подопечных. Во-первых, неодомашненные яки бывают очень свирепы, а в период гона в сентябре-октябре от них лучше держаться подальше. Между быками происходят жестокие драки, совсем не похожие на ритуальные бои большинства других полорогих. Во-вторых, если як хорошо адаптирован к условиям высокогорья, он плохо переносит низину и перегрев.
…Одомашненное стадо яков Хусея Биджиева содержится на окраине Учкулана. Откровенно говоря, к якам я так близко подходила впервые. Помню, в 90-х годах, в бытность редактором нашей газеты незабвенной Анны Федоровны Бельской, мне было дано задание с условным названием «Где яки зимуют». И когда, приехав в Учкулан, я озвучила перед директором совхоза свою задачу, тот лишь развел руками: «Увы, яки находятся высоко в горах и добраться туда можно лишь на лошади»… Вторая попытка так же не увенчалась успехом: когда лет через десять хотела сфотографировать в ауле уже одомашненных яков, животные все еще были агрессивны и никого, кроме хозяина, к себе не подпускали. И как же страшен нападающий як с высоко поднятыми рогами и развевающимся косматым хвостом!
И вот третья попытка, которая, наконец, удалась. Передо мной стояли смирные, даже несколько флегматичные животные, которые, не обращая внимания на посторонних, жевали в загоне сено. Кроме меня к Биджиеву в этот день приехали покупатели, и явно издалека. Что ж, диетическое мясо с высоким содержанием гемоглобина и низким холестерином, а самое главное, легко усвояемое (как тут не вспомнить знаменитую юмореску про кроликов!) организмом, как раз и подходит к затяжным новогодним праздникам. В стаде у Хусея Джамболатовича около 30 голов яков.
– Мне было лет четырнадцать, когда в Учкулан привезли яков, и детская мечта завести таких же дома укоренилась в душе на долгие годы, – рассказывает глава личного подсобного хозяйства Х. Биджиев. – Но так сложилось, что в совхозе я в основном чабановал, потом был на других работах, сегодня яки в ауле уже не редкость, и я не одинок в своем деле.
Кстати, в республике с 2000 года начата работа по возрождению данного направления животноводства. В таких хозяйствах, как РГУП ПЗ им. Османа Касаева, СПК ПЗ «Заря -1», ООО ПЗ «Махар», ООО ПЗ «Дженгур», яководство поставлено на поток. Главный залог рентабельности – неприхотливость, малозатратность животных, а также экологическая чистота и диетичность их мяса.
Мы продолжаем беседу с яководом Биджиевым.
– К нам в республику попали яки породы Сарлык. У них соотношение белка и жира в мясе равно 2/1, что соответствует требованиям современного потребителя, который проявляет повышенный интерес к нежирному мясу. Мясо яка пригодно также для изготовления лучших сортов колбас, а молоко не скисает в течение десяти дней, так как обладает бактерицидными свойствами.
– Известно, что горный як – хорошее транспортное животное и поднимает до 150 кг груза, незаменим для передвижения по крутым горным тропам. Используете ли вы яков для перевозки груза?
– В этом нет необходимости, мы с сыновьями держим еще лошадей, есть и коровы. Летом весь скот пасется на альпийских лугах. Я никогда еще не обращался за господдержкой и считаю, что это нормально – рассчитывать на силы своей семьи.
А еще в этом хозяйстве имеется небольшой пруд, где обитает карп. Прибыли от этого нововведения Биджиев не ждет – это так, для души, как признается Хусей Джамболатович. А если кому-то в ауле захочется свежей рыбы, ловить ее в этом водоеме никому не возбраняется.
А пополнения стада яков он ожидает, как обычно, летом. Природа изначально распорядилась мудро, предоставив благоприятное время года для рождения потомства этих животных – экстремалов, обладающих повышенной холодоустойчивостью и приспособленностью к высокогорью.

НА СНИМКЕ: Яковод из Учкулана Хусей БИДЖИЕВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях