Важный шаг в построении гражданского общества

28 декабря в 14:20
2 просмотра

26 Декабря 2016 года в Карачаево-Черкеской Республике (КЧР) состоялось первое заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Главе КЧР.
Решение о создании Совета Глава республики Р.Б. Темрезов публично озвучил 22 Ноября 2016 года на встрече с председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации Михаилом Федотовым, советником Президента России. С тех пор в республике активно проводилась работа по формированию Совета и велись консультации по вопросам взаимодействия Президентского Совета и вновь создаваемого регионального Совета.  Даже в день первого заседания сформированного республиканского Совета, предваряя его работу, Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провел встречу с Михаилом Федотовым, обсудив с ним приоритеты основных направлений работы Совета по развитию гражданского общества и правам человека в Карачаево-Черкесии.

26 Декабря 2016 года в Карачаево-Черкеской Республике (КЧР) состоялось первое заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Главе КЧР.
Решение о создании Совета Глава республики Р.Б. Темрезов публично озвучил 22 Ноября 2016 года на встрече с председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации Михаилом Федотовым, советником Президента России. С тех пор в республике активно проводилась работа по формированию Совета и велись консультации по вопросам взаимодействия Президентского Совета и вновь создаваемого регионального Совета.  Даже в день первого заседания сформированного республиканского Совета, предваряя его работу, Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провел встречу с Михаилом Федотовым, обсудив с ним приоритеты основных направлений работы Совета по развитию гражданского общества и правам человека в Карачаево-Черкесии.
Открывая первое заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека Глава республики Р.Б. Темрезов отметив, что в целом работа Совета будет направлена на взаимодействие власти и общества в решении наиболее острых проблем КЧР, дал четкие ориентиры членам Совета, заявив: «Мы не должны избегать острых вопросов, и не будем этого делать. Не должно быть неприкосновенных среди тех, кто нарушает права человека, бывает черствым и бездушным к нуждам людей. На это тоже с вашей помощью мы будем реагировать. И я рассчитываю на конкретный практический диалог».
Безусловно, что «все познается в сравнении». И потому необходимо определиться с тем, что собственно гражданское общество Карачаево-Черкесии хотело бы «построить» на своей малой родине. Что нужно многонациональному народу республики. В каком направлении нужно гражданское общество республики «развивать» и каким образом права граждан защищать. Применим ли на Кавказе зарубежный опыт «развитой демократии».
В США, к примеру, в каждом штате существует многоуровневая система защиты общественных интересов. При этом в каждом штате она имеет определенные различия, как и законы каждого штата. Однако, основополагающие принципы везде одни и те же. К примеру, в штате Массачусетсе, деятельность правоохранительных органов дополняют еще две специальные организации – офис Главного инспектора и офис Главного аудитора, великолепно оснащенные, укомплектованные и высокобюджетные.
Служба Главного инспектора контролирует строительные подряды. Если где-то что-либо возводится и при этом в ход идет хотя бы цент бюджетных средств, непременно служба этого инспектора начнет «рыть землю». Перемерять все и простукивать. А Главный аудитор, являясь чем-то вроде российского председателя Контрольно-счетной палаты, контроль за казенными деньгами осуществляется тотальный. Любая фирма, имеющая дело со средствами налогоплательщиков, должна быть проверена не реже, чем раз в два года, и ничто не спасет тех, кто исказил отчетность. При этом Главный аудитор должность выборная. Ни губернатор, ни спикер местного Конгресса управлять им не могут, а американские налогоплательщики контролируют, хорошо ли Аудитор защищает их интересы и много ли он «накопал».
Но самый действенный общественный контроль в Америке представляют наводящие ужас Комиссии по этике. Как правило, в их состав входят пять-семь наиболее уважаемых граждан. Комиссия по этике может проверить всякого, кто относится к категории государственных служащих, к которым приравнены не только чиновники, но и депутаты всех уровней. И на всех них распространяется принцип “презумпции виновности”, согласно которому, всякий государственный служащий обязан представлять в Комиссию любые запрашиваемые сведения и не требовать извинений за причиненное беспокойство, если подозрения оказались ложными.
Почему же американцы делают упор на этику, почему говорят не о нарушении закона, а именно о нарушениях этики? А так они повышают планку ответственности. Если чиновник, к примеру, отдал государственный подряд на поставку оборудования той фирме, где работает его родственник, то это неподсудно, ни по нашим, ни по американским законам. Но в США это называется “конфликтом интересов”, и разбираться с ним будет не прокурор, а именно «этическая комиссия». И в любом случае такому чиновнику «мало не покажется».
Полиция штата, Генеральный прокурор штата, Главный инспектор, Главный аудитор, Комиссия по этике, а также многочисленные общественные и политические организации, независимая пресса, которая везде лезет – эта сбалансированная годами эффективная система. При всем при этом американцы порой искренне считают, что у них в стране кругом коррупция и мечтают о наведении «настоящего» порядка. И обыкновенные граждане, и влиятельные политики, все они, высказывают озабоченность по поводу кризиса моральных ценностей. Это их искренне беспокоит. Потому и борьба там ведется настоящая.
К примеру, строительство подземного торгового центра в Бостоне – «Big Dig» (“Большой подкоп”), сопровождалось грандиозным скандалом. Офису Главного аудитора удалось доказать не целевое расходование в $200 миллионов. Расследование продолжалось 10 лет. Но в результате виновные не только понесли наказание, а еще и деньги были возвращены. Таким образом серьезная система защиты общественных интересов плюс реальная конкурентная среда в сфере политики являются «бронежелетом» Америки, охраняющим ее от коррупционной угрозы.
А что мешает передать права и функции аналогичные американским Комиссиям по этике, созданному в КЧР Совету по развитию гражданского общества и правам человека?! Совет не может и не должен стать лишь некой «пожарной командой», бросающейся на защиту отдельных вопиющих нарушений прав граждан республики. Нужен системный подход. В США подобные комиссии отправляют в отставку даже губернаторов. Чтобы реально изменить положение вещей, ходя бы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо уже сейчас, немедленно начать «развитие» институтов гражданского общества. А для этого необходимо часть средств налогоплательщиков республики отчислять на поддержку деятельности институтов гражданского общества, которые собственно и являются инструментами построения гражданского общества. Без искренней заинтересованности всех жителей республики в улучшении качества жизни, без общественного контроля за деятельностью органов власти всех уровней, изменений в лучшую сторону не будет. Другой вопрос, какой мы видим первооснову, базу для этих изменений.
В России всегда востребован социальный заказ общества на справедливость и духовность. А во многих странах, так называемых «оплотах мировой демократии», эти понятия просто абстракция.
Именно абстракцией назвал понятия справедливости и духовности в эфире программы Первого канала «Время покажет» (21.11.2016 г. 15.15 м. вр.) известный в России американский «независимый» журналист и политический обозреватель, постоянный участник различных политических шоу Майкл Бом (Michael Bohm), доносящий до россиян точку зрения политической элиты и гражданского общества США.
При этом Майкл Эндрю Бом, журналист и бизнесмен, не какой-то маргинал и авантюрист, которого случайно занесло в Россию из родного штата Миссури (США). Он учился в Колумбийском университете в Нью-Йорке на отделении международных отношений, специализируясь по России. В совершенстве владеет русским языком. Работал редактором отдела «Мнения» в The Moscow Times. Уже около двадцати лет живёт и работает в России и даже был женат на русской девушке. Постоянный участник таких телешоу, как «Список Норкина» (НТВ), «Место встречи», «Время покажет», «Специальный корреспондент», «Вести.док», «Право голоса», «Право Знать!», «Политика», «Структура момента», «Открытая студия», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьёвым», «Большинство», «Процесс», «Прогнозы», «Особая статья», «Фетисов». Частый гость «независимых радиостанций» России. Дважды был участником ток-шоу «Поединок» Владимира Соловьёва – 8 октября 2015 года «бился» против Семёна Аркадьевича Багдасарова и 6 октября 2016 года против Владимира Вольфовича Жириновского.
Так вот, истинный американец Майкл Бом, миссионер американского образа жизни и проводник американских ценностей в Российской Федерации, нисколько не сомневаясь и не конфузясь, заявил на главном канале Российского TV о том, что «справедливость и духовность – это для России. А для США – экономика и уровень жизни». Далее Бом заявил, что справедливости нет – это абстрактное понятие. СССР тоже хотел справедливости и что с ним, и где он? –  вопрошал у собравшихся в студии первого канала экспертов М. Бом.
Логика Майкла Бома понятна. Это логика 30-х годов, сформированная гангстерами Чикаго, не отягощенными моральными принципами, отбирающими жизни конкурентов – «это бизнес и ничего личного»! Как и они, выводы относительно законов, по которым живет общество, экономисты делают, исходя из предпосылок что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, на всех не хватит… Значит есть лишние… Есть экономика и уровень жизни 100 процентных американцев, а значит оправдана и Ливия, и Сирия, и Ирак, и т.п. Таким образом приходится распределять/перераспределять блага и ресурсы, количество которых конечно.
Основная аксиома экономики состоит в том, что люди делают свой выбор рационально. А под рациональностью экономисты понимают прежде всего то, что решение принимаются людьми не случайным образом. В основе их поведения лежит сравнение выгод и издержек, проистекающих от того или иного действия. Если выгоды от действия, как их понимает экономический агент (человек, государство и прочие), превышают издержки с ними связанные, то он будет совершать это действие. Если же издержки превышают выгоды, то нет.
И данная аксиома вполне логична даже для самых незначительных решений. Из этого-то и следует вывод о том, что в своем поведении экономические агенты реагируют на стимулы.
Вот и А. Улюкаев, наш главный экономический агент либерального блока, тоже среагировал. Ничего личного, просто отреагировал на возникший стимул в $2 миллиона, в полном соответствии с экономической наукой. Разве ж он виноват, что хорошо учился, да еще и стажировался у лучшего либерального экономиста эпохи перемен лихих 90-х Гайдара? А президент Путин ему в доверии отказал и снял с должности министра экономики РФ именно с этой формулировкой.
Будущее всего человечества зависит от того какую дорогу оно выберет. Потому то такая реакция «западного мира» на поражение Клинтон в президентской гонке в США. Проиграла не отдельная г-жа Клинтон, но рухнула опора сложившейся мировой системы, казавшейся незыблемой. Что дало надежду целым народам и странам на победу иной идеологии, иного мироустройства, на установление нового и справедливого миропорядка. И потому, созданному в КЧР Совету по развитию гражданского общества и правам человека, так важно выбрать верное направление. Не ограничиваться лишь отстаиванием базовых либеральных ценностей, но учитывать многовековую историю, менталитет многонационального народа Карачаево-Черкесии, его запрос на социальную справедливость и духовность. Программа деятельности Совета, в отличие от имитации, должна указывать реальный путь её реализации, который согласуется со здравым смыслом, опирается на существующие возможности и не приводит к риску нежелательных побочных эффектов. Справедливость и духовность не отвергают процветания и безопасности, но лишь только при полном доверии граждан к себе, собственному правительству и стране в которой они проживают. Следовательно, первоочередная задача созданного в Карачаево-Черкесии Совета выстроить это доверие.

Андрей ГУДИМОВ.

Поделиться
в соцсетях