Индейцы каратинского разлива

13 января в 05:45
19 просмотров

О том, что в Карате создан свой клуб индейцев, приходилось слышать не раз. Но воспринимала это всегда несколько не всерьез. Думала, шутят, наверное, знакомые. Не могла представить, что суровые горские мужчины будут перевоплощаться в героев  Гойко Митича. Однако, побывав в Ахвахском районе на фестивале  «Гъоди», убедилась – индейцы племени апачи, действительно, спустились в горы Дагестана и облюбовали себе живописный уголок  – Каратинский лес. И это не странный сон, не воспалённое воображение и не розыгрыш.
Утро. В индейском лагере уже разведены костры. Казаны и чаны, наполненные доверху мясом, начинают потихоньку закипать, разнося вокруг будоражащие аппетит ароматы.

О том, что в Карате создан свой клуб индейцев, приходилось слышать не раз. Но воспринимала это всегда несколько не всерьез. Думала, шутят, наверное, знакомые. Не могла представить, что суровые горские мужчины будут перевоплощаться в героев  Гойко Митича. Однако, побывав в Ахвахском районе на фестивале  «Гъоди», убедилась – индейцы племени апачи, действительно, спустились в горы Дагестана и облюбовали себе живописный уголок  – Каратинский лес. И это не странный сон, не воспалённое воображение и не розыгрыш.
Утро. В индейском лагере уже разведены костры. Казаны и чаны, наполненные доверху мясом, начинают потихоньку закипать, разнося вокруг будоражащие аппетит ароматы. Женщины из селения, приехавшие поддержать своих земляков-«индейцев», уже вовсю кудесничают в одном из вигвамов, отведённых под кухню. Эх, что б было без них?! Тихие, скромные, они – бойцы невидимого фронта – сделают все, чтобы праздник состоялся и все были сыты и довольны.
А в это время к местному художнику-визажисту Камилю Тархо уже образовалась приличная очередь. Скоро съедутся гости со всех концов республики и начнется фестиваль, поэтому надо как следует подготовиться. «Верная Рука – друг индейцев»  Камиль в свое время тщательно изучил раскрас североамериканских индейцев по книгам и фильмам, но точно копировать его не стремится. «У меня рисунок никогда не повторяется, всегда импровизация. Все зависит от характера человека, которого я разрисовываю», – говорит художник.
По ходу работы Камиль рассказывает о том, как зарождалось это весьма экзотическое движение в его родном крае.
 – Это была идея нашего «вождя» – Магомеда Абдусаламова (к сожалению, по уважительной причине он не смог сам рассказать о своем детище), – говорит мой собеседник. – Магомед долгое время работал начальником пожарной части МЧС в нашем селе. Почти 40 лет назад в отпуск вместе с друзьями он отправился в лес, на отдых. А чтобы разнообразить досуг, стали импровизировать. Магомед – любитель фильмов про индейцев – стал придумывать всем прозвища, друзья идею подхватили. И так закрутилось, завертелось…  В лесу появилось три наших лагеря – Волчье логово, Тропа дружбы и Орлиное гнездо. Сегодня наше племя – это уже не несколько одноклассников, а более 150 человек, проживающих в разных концах страны и зарубежья. Все состоявшиеся, уважаемые люди. Средний возраст – 40 лет. Ежегодно в августе многие приезжают в родные края и обязательно приходят на несколько дней в лагерь, чтобы пообщаться с друзьями. Говорим обо всем, кроме работы, денег и политики.
 – Ваш клуб не вызывает осуждения односельчан?
 – Да, бывают, конечно, такие разговоры, – смеется. – Иногда даже подходят и говорят: «Вы позорите район». Я неустанно отвечаю: «Вам никогда не будет стыдно за нас. Стыдно должно быть за тех, кто совершает подлость, ворует, убивает, а в нашем «племени» все проверенные люди, чистые душой и помыслами. Я в этом уверен. Тот, кто приходит в сосновый лес, очищается, пробуждается к жизни и созиданию и не способен разрушать. Поживите здесь пару деньков и уйдете отсюда другим человеком. Тут царит особая философия – философия святой природы.
 – А как проходит обряд посвящения в индейцы?
 – Допустим,  человек просит принять его в племя. Ему предлагают в течение нескольких дней пожить в палаточном лагере. К нему присматриваются, наблюдают, как он себя ведет. Необязательно, что в первый же год его примут. Иногда проходит несколько лет.  Когда человек проверен полностью, на общем совете выносится решение, и «новобранцу» дают соответствующее его характеру и роду деятельности прозвище. Например, Дорожный волк – инспектор ГИБДД, а Огненный знахарь – это врач ожогового центра, Храброе перо – журналист, и так далее.  Главное напутствие, которое все получают от вожака: «Чтобы у каждого была такая чистая душа, открытое миру сердце, как этот сосновый лес».
 – Прошло почти 40 лет. А игра не только не забыта, а стала доброй, объединяющей традицией. Сегодня к вашим вигвамам съехалось столько людей (около 500). Как пришла идея организовать фестиваль «Гъоди»?
 – По роду своей творческой деятельности часто езжу в столицу. В Махачкале у меня очень много друзей – писателей, поэтов, художников и просто хороших людей. Им я рассказывал о своих «соплеменниках», нашем клубе. Всем интересно было узнать, как же все это происходит на деле. Многие просились приехать. И как-то я подумал: «Почему бы не собрать всех на фестиваль? И индейцев покажем, и угостим всех нашим старинным национальным блюдом гъоди (горский суп из пяти злаков)». Поделился идеей с друзьями. Они воодушевились. Глава Ахвахского района Исмаил Магомедшарипов идею поддержал. Советник Главы республики Деньга Халидов помог в организации транспорта и в маркетинговых делах. Он же приложил все усилия, чтобы придать фестивалю республиканский статус.  Все хлопоты на месте взяли на себя заместители главы района Деньга Махиев и Шахрудин Халидов.
Финансовую поддержку оказали глава села Карата Мола Шахруев, наш земляк, бизнесмен, руководитель фирмы «Магмус» Магомедзагид Муслимов, Абакар Агларов, за что им огромное спасибо. Я очень рад, что у нас собралась такая дружная, мощная команда. Вместе мы сделали это – положили начало масштабного праздника в нашей родной Карате.
Действительно, праздник удался. В этот день в районный центр Ахваха съехались гости из самых разных концов Дагестана. Советники Главы республики, представители многих министерств и ведомств, руководители крупных организаций и компаний, научная интеллигенция, поэты, писатели, художники и просто те, кто любит республику и с радостью путешествует в Стране гор со своими друзьями, родными и близкими. Все гости наслаждались красотой природы Каратинского леса, пели под пандур и гармонь, танцевали под веселую мелодию зурны и звуки барабана. А некоторые (и я в том числе) нарядились в сшитые специально к этому мероприятию одежды  каратинских индейцев и с разрисованными лицами спешили запечатлеться на память в окружении друзей. Вокруг царила атмосфера дружбы и единства.
…Но вот пора и уезжать. Впечатлений у гостей масса, и они спешат поделиться ими и возникшими по ходу праздника мыслями.
 – В районе очень хорошее сочетание самых необходимых факторов для развития событийного и гостевого туризма, – говорил министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Магомед Исаев – Это прекрасная природа с сосновыми лесами и альпийскими лугами, памятники старины, связанные с Кавказской войной XIX века и, наконец, традиционное гостеприимство горцев. Выражаю огромную признательность каратинскому обществу за инициативу проведения такого запоминающегося фестиваля.  Отрадно, что сами люди, без указания сверху, берутся за такие замечательные проекты. 
Инициатор проведения фестиваля советник Главы республики Деньга Халидов отметил, что главная цель «Гъоди» – развитие добрых традиций горцев, гостевого (эко и этно) туризма  в районе. «Все это вполне укладывается в идеи Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, – сказал он. – Если поставить задачу развития гостевого и событийного туризма в районе, то фестиваль приобретает дополнительную ценность. Тут главное – помочь сельским общинам и активным жителям района, которые хотят возрождать добрые традиции».
Валерий Коровин, член Изборского клуба и Общественной палаты России, побывавший в горах Дагестана впервые, хотя в республику приезжал неоднократно, был приятно удивлен не только красотами района, но и живучестью традиций и добрых обычаев горцев, их верностью «корням». По его словам, фестиваль «Гъоди» – это возрождение этнокультурной идентичности народов горного Дагестана. «У нас есть живая традиция, живой пример – народы, которые не реконструировали, а сохраняли бережно из поколения в поколение традицию своих далеких предков в течение многих веков», – отметил он.
Помощник главы Дагестана Зейдула Юзбеков затронул тему взаимосвязи экономики и культуры, весьма актуальную для Дагестана.
Богатство гор Дагестана (в данном случае – необычных ландшафтов Ахвахского района, потенциал района в целом, включая и этнокультуру) пока недооценено, и роль таких фестивалей, как «Гъоди», очень высока в плане развития горного туризма и создания новых рабочих мест.
Закончить свой рассказ хочу вот какой мыслью. Когда честные, энергичные люди берутся за доброе дело, им всегда сопутствует удача. Пусть успех каратинских энтузиастов послужит для всех других народов Страны гор ярким примером того, как надо любить свою малую родину и делать все, чтобы показать ее величие миру.

Мадина АХМЕДОВА
Мадина АХМЕДОВА
Поделиться
в соцсетях