Время Святок
Мы вступили в пору Святок, которые начинаются с Рождества и продолжаются до Крещения. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с отцом Александром НАРТОВЫМ, благочинным церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии, чтобы побеседовать об этом празднике.
– Сразу после Нового года православные христиане отмечают другой любимый праздник – Святки, которые начинаются 6 января и продолжаются вплоть до Крещения, 19 января…
– Не совсем так. Церковная жизнь православных строится по юлианскому календарю, который отстает от общепринятого григорианского на две недели. Поэтому для православных Новый год наступает не 1 января, а после Рождества – 14 января. В народе его называют Старый Новый год и отмечают, часто забыв его смысл.
Мы вступили в пору Святок, которые начинаются с Рождества и продолжаются до Крещения. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с отцом Александром НАРТОВЫМ, благочинным церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии, чтобы побеседовать об этом празднике.
– Сразу после Нового года православные христиане отмечают другой любимый праздник – Святки, которые начинаются 6 января и продолжаются вплоть до Крещения, 19 января…
– Не совсем так. Церковная жизнь православных строится по юлианскому календарю, который отстает от общепринятого григорианского на две недели. Поэтому для православных Новый год наступает не 1 января, а после Рождества – 14 января. В народе его называют Старый Новый год и отмечают, часто забыв его смысл.
Святки включают три главных праздника — это Рождество, Новый год и Крещение. Этот период люди проводили очень весело, устраивались гулянья и посиделки. Начинаются Святки 6 января, в день перед Рождеством. Ему предшествует строгий пост, во время которого нельзя практически ничего, иногда только можно кашу приправить маслом. В рождественский вечер – Сочельник – все православные ждут появления первой звезды, чтобы возрадоваться появлению на свет Христа. В этот момент завершается рождественский пост и верующим разрешается пробовать вкусные и сытные блюда, приготовленные для празднования.
14 января православные отмечают Новолетие, а 19 января – праздник Богоявления или Крещение Господне. Праздник Рождества Христова напоминает нам о Боговоплощении – приходе Бога в земной мир в образе человека. Завершая Святки, мы вспоминаем уже о другом событии, когда людям была показана божественная сущность Христа.
– Расскажите о сокровенном значении этих праздников. Что меняется в мире с приходом в него Христа?
– С приходом Христа человечество не только получило шанс на спасение. Проповедь Спасителя обогатила людей целым рядом идей, благодаря которым они стали добрее, светлее и чище. Мир в сознании древних не имел ни ограничений, ни целей и существовал «просто так». Христианство же наделило существование человека смыслом. Теперь «просто прожить» стало мало, надо за отведённый срок успеть воспитать в себе личность посредством молитвенного общения с Богом и приведения своей жизни в соответствие с Его заповедями.
Идея заботы о малоимущих и больных была чужда Римской империи. Всерьёз древний человек мог рассчитывать только на помощь семьи, рода. Безродный был бесправен и беззащитен. Христианство же принесло с собой идею социальной помощи и духовного равенства людей перед Богом. Христианство говорило о необходимости помогать другому человеку, видеть в нём живую душу, равную собственной. При этом социальные статусы, национальность, раса, пол или возраст не имели значения.
«Око за око и зуб за зуб» – провозглашает Ветхий Завет принцип справедливого воздаяния за зло. В этом постулате – великая мудрость, но в нём же и порочность: если сосед лишил тебя ока, а ты отплатил ему тем же, то твой глаз не вырос от этого на прежнем месте. Ты удовлетворил свою жажду мщения, но в итоге вы оба стали жить хуже. Если ты убил человека в отместку за убийство брата, то и его семья лишилась кормильца, и твой брат не воскрес. Христос же совершил в обществе нравственный переворот, провозгласив принцип милосердия – прервать цепочку зла на себе и отказаться от мести за причинённое зло.
Христианство стало религией для всех: «нет во Христе ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины». Таким образом провозглашается абсолютное равенство перед Богом любых людей на земле.
Христианство глубоко гуманно. Человек в отличие от животного не является игрушкой инстинктов, он способен, прикладывая усилие духа, побеждать низменные страсти и желания и, следуя заповедям Христа, может стать подобным Богу! Это крайне важная идея!
– Эти дни принято знаменовать добрыми делами?
– Добрые дела нужны всегда, но в эти дни – особенно. Только что в нашей епархии завершилась очередная акция «Рождественское тепло». И вещи, которые собрали в наших храмах, в эти святые дни станут не только милостыней нуждающимся, но и свидетельством для многих людей о подлинной силе живой веры их братьев и сестёр, то есть нас с вами.
За последние три года более тысячи женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, нашли поддержку и утешение, придя в наш «Дом для мамы». Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, видят нашу веру и любовь в епархиальном центре «Солнечный городок». Тех, кто не может уже сам прийти в храм, навещают наши сестры милосердия. 8 января этого года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт посетил Республиканский перинатальный центр в Черкесске. В день Собора Пресвятой Богородицы наш архиерей поздравил мам, которые, как и Матерь Божия, родили в этот день детей. Вместе с архипастырем в центр прибыли председатель Народного Собрания (Парламента) КЧР Александр Иванов и заместитель руководителя администрации Главы и Правительства республики Валерия Кроман. «Сегодня мы молимся Божией Матери о вас, дорогие и любимые наши мамы, и прославляем Великого Бога, давшего вам дар материнства! Спасибо всем, кто трудится здесь, в родильном доме, за ваше поистине ангельское служение!» – сказал владыка, обратившись к роженицам и сотрудникам центра. Каждой маме были преподнесены подарки, а тем, кто родил 7 января, архиерей преподнёс ещё и личный подарок и поздравление. В этот день в Черкесске родилось семь малышей, среди которых один мальчик! Также архиепископ Феофилакт посетил отделение интенсивной терапии, где помолился о здравии находящихся в нем малышей. А еще архипастырь обещал совершить крещение малышей, родившихся 7 января 2017-го, для семей, которые этого пожелают.
– Расскажите о святочных традициях.
– На Рождество каждая хозяйка обязательно готовит холодец, запеченного поросенка, другие мясные блюда. На праздничном столе также присутствуют пироги и различные сладости. Люди веселились, ходили друг к другу в гости, пели колядки. В наши дни традиция колядования сохранилась, но сейчас по домам ходят обычно дети в надежде получить какое-нибудь лакомство.
– В народе популярны святочные гадания. Но эту традицию Церковь, наверное, не одобряет?
– Церковь категорически запрещает любые гадания. В том числе святочные. Заметьте, что многие виды гаданий требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами. Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение обязательно оставляют след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем «игрой». Этот след вольно или невольно будет лишать нас того, что на самом деле есть высшая ценность, – свободы собственной воли, данной нам Богом. Так зачем же нам, славящим Христа и верующим в Него, эту свободу менять на гадания?
{{commentsCount}}
Комментариев нет