Две пятерки от судьбы

7 февраля в 07:15
 просмотров

Говорят, что юбилей «двух пятёрок» – это полвека, прожитых на пять с плюсом. 30 января две пятёрки судьба «выставила» в дневник художественного руководителя ГААТ «Кабардинка», заслуженного артиста Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Адыгеи, заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия и Чеченской Республики, лауреата премии Правительства РФ Игоря Атабиева.
Если говорить сухим языком официальной биографии, Игорь Атабиев начал свою трудовую деятельность в 1980 году в качестве артиста балета Государственного ансамбля танца «Кабардинка» после окончания Кабардино-Балкарского культурно-просветительного училища. Работая в ансамбле, в 1988 году поступил и в 1993 году окончил Российскую Академию театрального искусства по специальности «искусство хореографии».

Говорят, что юбилей «двух пятёрок» – это полвека, прожитых на пять с плюсом. 30 января две пятёрки судьба «выставила» в дневник художественного руководителя ГААТ «Кабардинка», заслуженного артиста Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Адыгеи, заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия и Чеченской Республики, лауреата премии Правительства РФ Игоря Атабиева.
Если говорить сухим языком официальной биографии, Игорь Атабиев начал свою трудовую деятельность в 1980 году в качестве артиста балета Государственного ансамбля танца «Кабардинка» после окончания Кабардино-Балкарского культурно-просветительного училища. Работая в ансамбле, в 1988 году поступил и в 1993 году окончил Российскую Академию театрального искусства по специальности «искусство хореографии».
Впрочем, трудовая деятельность могла бы быть совсем иной, так как ещё в детстве Игорю очень нравилась военная форма. Но национальный костюм и знакомые с рождения зажигательные ритмы перетянули чашу весов в пользу танца. Наверное, Игорь Килишбиевич был бы прекрасным офицером, но факт есть факт – у нашей республики появился замечательный разносторонний танцовщик с ярким темпераментом.
– Когда я начал танцевать? – Игорь Килишбиевич делает паузу, вспоминая свои первые шаги под музыку. И не может ответить на этот вопрос, потому что танцевал он всегда!
Обладая замечательной фактурой, изящной пластикой, с первых дней Игорь Атабиев становится ведущим солистом ансамбля. Сольные номера, поставленные и исполненные им, стали эталоном для многих танцоров Кабардино-Балкарии, артистов ансамблей национальных танцев республик региона. Игорь Килишбиевич достиг высоких художественных результатов в сочинении танцев, выражении своего мировоззрения через хореографические постановки. По образности своего мышления, можно с уверенностью сказать, он относится к новому поколению творцов, определяющих главные достижения отечественной художественной культуры нашего века.
В своих постановках, которые можно назвать подлинным произведением искусства, хореограф стремится создавать образы предков и современников, опираясь на народное искусство и опыт предыдущих поколений в ансамбле. Его танцы имеют свой стиль и определённое отличие. Он не забывает о традициях, которые сложились в ансамбле, но постоянно дополняет багаж национальной хореографии. Его постановки в равной степени сочетают традиции и новаторство, бережное сохранение классики и её современное прочтение, подчеркивают лучшее в наследии. Работы Игоря Атабиева отличаются отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий.
В 1999 году Игорь Килишбиевич становится художественным руководителем Государственного академического ансамбля танца «Кабардинка». Много сил отдаёт сохранению самобытности наследия своего народа и повышению профессионального мастерства молодых артистов. За высокий профессиональный уровень и поддержание дружеских связей между творческими коллективами Северного Кавказа во всех соседних республиках Атабиеву присвоены почётные звания. С гастролями ансамбль побывал практически во всех уголках земного шара. Польша, Чехословакия, Иордания, Словения, Япония, Китай, Испания, США, Турция, Сирия, Алжир, ОАЭ – неполный список стран, где с успехом проходили гастроли коллектива под руководством Игоря Атабиева.
Нередко Игоря Килишбиевича приглашают для работы в жюри конкурсов молодых артистов и творческих коллективов, проходящих как в Кабардино-Балкарии, так и в соседних регионах и в столице.
Мастер совмещает работу в ансамбле с преподавательской деятельностью в Северо-Кавказском государственном институте искусств, где является доцентом кафедры хореографии, преподаёт дисциплину «искусство балетмейстера».
Говоря об основных вехах творчества Игоря Килишбиевича, следует отметить, что он был награжден золотой медалью «Дружба народов – единство России» Ассамблеи народов России, золотой медалью «За высшие достижения в профессиональной деятельности и общественное признание» Мирового Артийского комитета, золотым орденом с присвоением почётного звания кавалера международного золотого ордена «Рыцарь чести». Министерство культуры и печати Республики Адыгея отметило его медалью «Цуг Теучеж», а почётную медаль «Голос Отечества» получил от Российской академии общественного признания. В 1985 году Игорь Килишбиевич награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР за проведение дней СССР в Иордании. В 1987 году был направлен на первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, проходивший в Кишинёве, где стал лауреатом и был отмечен за высокий профессиональный уровень членом жюри конкурса Махмудом Эсамбаевым. В декабре 2012 года награждён премией Правительства Российской Федерации в области культуры за творческие и профессиональные достижения.
В 2007 году Игорь Атабиев подготовил культурную программу к 450-летию добровольного вхождения Кабарды в состав Российского государства, которая с успехом была представлена в Кремлёвском концертном зале.
В феврале 2014 года ГААТ «Кабардинка» принимал участие в церемонии официального открытия 126-й сессии Международного олимпийского комитета, а также, выдержав конкуренцию, ансамбль получил право выступать в концертной программе Олимпиады в Сочи.

А. ХАЛИШХОВА,
газета «Кабардино-Балкарская правда».

Поделиться
в соцсетях