Живая вода

7 марта в 10:51
 просмотров

 Мастер -класс Владимира РОМАНЕНКО

Наступила весна с её капелями и бурными потоками. Нет, пожалуй, в природе другого такого объекта, как вода – подвижного, многоликого, вечно меняющегося… Может быть, поэтому фотографии, на которых есть вода, всегда выглядят живыми, независимо от того, имеются ли на них какие-либо одушевлённые предметы или нет. В наших краях вода, и правда, всегда живая – в горных речках и при стремительном течении на быстринах она почти никогда не замерзает, разве что у берегов образует причудливые формы вместе со льдом. Мне часто задают вопрос: как сделать так, чтобы стремительность течения передалась на снимке? Казалось бы, чего проще?

 Мастер -класс Владимира РОМАНЕНКО

Наступила весна с её капелями и бурными потоками. Нет, пожалуй, в природе другого такого объекта, как вода – подвижного, многоликого, вечно меняющегося… Может быть, поэтому фотографии, на которых есть вода, всегда выглядят живыми, независимо от того, имеются ли на них какие-либо одушевлённые предметы или нет. В наших краях вода, и правда, всегда живая – в горных речках и при стремительном течении на быстринах она почти никогда не замерзает, разве что у берегов образует причудливые формы вместе со льдом. Мне часто задают вопрос: как сделать так, чтобы стремительность течения передалась на снимке? Казалось бы, чего проще? Стоит лишь увеличить время экспозиции, и сразу же появится необходимый эффект движения воды. На самом деле эффект движения воды проявляется практически при любой длительности экспозиции. Но проявляется по-разному, и снимки, соответственно,производят весьма разное впечатление. Фотография водопада выполнена при выдержке 1/1000 с. Такая высокая скорость затвора позволила зафиксировать отдельные брызги и капли воды, а если присмотреться внимательно, то можно рассмотреть и волновые процессы в водяном потоке, падающем с высоты около 100 м. Говорить при этом об отсутствии эффекта движения не приходится – именно обилие брызг и вытянутая по диагонали кадра, расширяющаяся от кромки обрыва струя создают впечатление полёта воды в воздухе. Такие снимки наиболее эффектны, когда солнечный свет падает на водопад сверху, немного встречно, и вода просвечивается насквозь. От этого кажется, что она светится. Разумеется, автоматический режим цифровой фотокамеры может предложить другую скорость затвора и, соответственно, другое значение диафрагмы, исходя исключительно из световых характеристик изображения, поэтому такой снимок лучше всего делать в ручном или полуавтоматическом режиме работы. Из полуавтоматических режимов лучше всего выбрать S, который предполагает ручную установку выдержки, а исходя из её значения – автоматическую установку диафрагмыОднако применение очень коротких выдержек во многих случаях совсем не обязательно. В ряде случаев можно несколько удлинить их – до 1/250 или 1/125 с. Такая выдержка гораздо больше подходит, например, для съёмки бурной реки. Скорость движения воды здесь заметно меньше, чем на водопаде, поэтому «смазы» по всему снимку и в этом случае практически незаметны.

Подготовила
Ольга МИХАЙЛОВА.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях