Республику славим

14 марта в 14:52
9 просмотров

  В Карачаевском городском округе отчетный концерт самодеятельных творческих коллективов прошел под девизом: «Республику славлю, которая есть!». На нем присутствовали министр культуры КЧР Рамазан Бороков, исполняющий обязанности директора республиканской филармонии Мурат Гагиев, мэр города Карачаевска Руслан Текеев, специалисты республиканского центра народной культуры, которым и предстояло оценивать выступления творческих коллективов.
Отчетное мероприятие началось задолго до выхода артистов на сцену выставкой мастеров народного промысла округа, которая проходила в читальном зале центральной городской библиотеки имени Азамата Суюнчева. Здесь были представлены войлочные ковры Сасы Мещезовой, выполненные в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, вышитые крестом картины Любови Федосенковой, пейзажи художника-иллюстратора Сании Эзиевой – свидетельство незаурядного поэтического дарования, тонкого живописного видения, профессионализма. Кстати, в ее экспозиции были представлены портреты как предков, так и наших современников.

  В Карачаевском городском округе отчетный концерт самодеятельных творческих коллективов прошел под девизом: «Республику славлю, которая есть!». На нем присутствовали министр культуры КЧР Рамазан Бороков, исполняющий обязанности директора республиканской филармонии Мурат Гагиев, мэр города Карачаевска Руслан Текеев, специалисты республиканского центра народной культуры, которым и предстояло оценивать выступления творческих коллективов.
Отчетное мероприятие началось задолго до выхода артистов на сцену выставкой мастеров народного промысла округа, которая проходила в читальном зале центральной городской библиотеки имени Азамата Суюнчева. Здесь были представлены войлочные ковры Сасы Мещезовой, выполненные в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, вышитые крестом картины Любови Федосенковой, пейзажи художника-иллюстратора Сании Эзиевой – свидетельство незаурядного поэтического дарования, тонкого живописного видения, профессионализма. Кстати, в ее экспозиции были представлены портреты как предков, так и наших современников.  
Постоянно откликается на подобные мероприятия мастер по дереву Дахир Эльканов, радует своими поделками в технике корневой пластики молодой мастер Артур Баучиев.
Декоративно–прикладное искусство – специальность мастерицы Аминат Узденовой: ее шелковые платки в стиле жостовской росписи представила на выставке сноха, руководитель творческого объединения «Я и общество» Елена Кечерукова.
Руководитель детского театра при Центре детского творчества Земфира Узденова, создавая свои вазы, необыкновенные светильники из плотно свернутых разноцветных бумажных трубочек, явно переплетает в одну две задачи: ищет острую характерность и ее конструктивное осуществление в технике плетения из лозы…
Главным содержанием всех экспонатов, представленных на выставке, стала не только современная действительность, но все, чем богата наша Карачаево-Черкесия.
Здесь можно было ознакомиться с содержанием уникальных папок, в которых собраны материалы о Карачаевске и Карачаево-Черкесии, их долгое время собирает библиограф Ольга Аджиева. Руководитель юных краеведов журналистка Зульфия Кечерукова представила на выставке коллекцию ретроснимков, посвященных дореволюционной истории Карачая, периоду чудовищной депортации, а ткже фотостенд «Старый город», посвященный предстоящему 90-летнему юбилею Карачаевска.
Эту тему развил в своем выступлении, представляя концертную программу, и начальник отдела по культуре и молодежной политике округа Шамиль Хубиев. Он сказал: «В этом году мы отметим помимо республиканских юбилейных дат 90-летие со дня основания г. Карачаевска и 60-летие возвращения карачаевского народа из мест депортации на свою историческую родину. Кстати, давайте поприветствуем ровесницу города, которая присутствует в зале. Это Софья Юсуповна Борлакова, у которой одна-единственная запись в трудовой книжке – преподаватель средней школы № 1 г. Карачаевска. И которая и сегодня трудится в этой школе…»Торжественно поздравив Борлакову вместе с залом, – кстати, никогда еще на отчетных концертах не было такой разнообразной аудитории – от седовласых старцев до неугомонной ребятни, – он объявил первый номер.
Словно сгусток живой и пульсирующей энергии пронеслись по сцене солисты детского танцевального ансамбля. Это «Таулу» исполнил танец «Шапка»…
Голос за кадром рассказывает не только об истории Карачая, но и об истории всех пяти субъектообразующих народов республики, и синхронно на сцене артисты представляют культуру того или иного народа. Вот, к примеру, на экране видеоряд из жизни казаков, а голос за кадром рассказывает об истории возникновения Зеленчукского и Урупского районов, а на сцене блистает во всей красе своего исполнительского мастерства народный артист КЧР Казбек Джамбаев: «Мимо этой вишни, мимо этой хаты парень бравый первый раз идет…» А на того «бравого парня» заглядываются, заходясь в веселом бойком танце, участницы ансамбля «Тебердинка» (художественный руководитель Назира Шайлиева). Глядя на этот озорной танец, лишний раз убеждаешься в том, что любое искусство сохраняет душу народа, дарит человеку чувство собственного достоинства, в особенности детям.
Как всегда, впечатлил черкесский танец «Кафа» в исполнении танцевального ансамбля КЧГУ «Шохлукъ».
Каждый вид искусства имеет своих подвижников. Но среди них порой можно встретить таких людей, которые служат избранной музе так неистово и самозабвенно, так плодотворно, что трудно сказать, они рождены для этого искусства или сами рождают его. Речь идет о профессиональном балетмейстере, художественном руководителе ансамбля «Шохлукъ» Султане Хасимикове.
Действо на сцене, видеоряд, голос за кадром – такая тройная, три раза переплетенная в себе задача, но кто бы сомневался, что она под силу будет Шамилю Хубиеву – человеку-оркестру, который будет через раз выходить на сцену, чтобы исполнить с ансамблем «Алибек» старинную народную песню «Ой, ты степь раздольная», посвященную памяти артистов ансамбля имени Александрова, его бессменного руководителя Валерия Халилова, погибших в авиакатастрофе над Черным морем, затем а капелла с этим же ансамблем споет песню «Баллада о переселении», где будут рваться сильные мужские голоса от тоски и горя… В этом же составе прозвучит песня косарей.
У творческих людей особая энергетика, а если еще они обладают завидным природным обаянием, то время общения с ними пролетает как миг. Вот и выступление Александра Мелекаева, исполнившего «Осетинскую песню» под танцевальное сопровождение анс. «Шохлукъ», посмотреть которое приехала целая делегация из г. Теберды, вызвало нескончаемое «бис»…
Талант – товар штучный. Так можно сказать о талантливейшем гармонисте Исламе Салпагарове, который исполнил «Абазинское попурри». Такие нежные звуки извлекает он из своей национальной гармоники, что приходишь к убеждению: народная музыка может все… Особое, светлое впечатление оставили «Ногайский танец» в исполнении ансамбля «Тебердинка», карачаевский танец «Абезек». И вновь на сцене «Шохлукъ». Четыре танца представил этот коллектив. И каждый танец – спектакль костюмов – тончайшей и богатейшей палитры национальной одежды.
На «ура» прошло выступление Лидии Батчаевой, каждая песня которой драматургия, исповедь, рассказ, признание в любви. Порадовал зрителей ансамбль «Каракум», исполнивший туркменский танец. Удивляться не приходится, ибо в КЧГУ обучается более семисот студентов из Туркменистана.
«Хочешь, я тебе легенду расскажу про любимую долину Теберду…» – на совершенно иной, лирический лад настроил зал вокально–инструментальный ансамбль «Белые пиджаки». И главное, здесь уже не слова, а неизвестно откуда вдруг возникшая волна ностальгии по Юрию Визбору, Халиту Акаеву, Алику Байчорову, так проникновенно исполнявших эту незабвенную бардовскую песню… Но если в этой песне: «Как горянка в черной шали ночь плывет», то о заключительном выступлении «Таулу» «Дети гор» (художественный руководитель – заслуженный артист Ингушетии Шамиль Голаев), в котором приняли участие 50 юных танцоров, можно сказать лишь другими песенными строками: «Им неба было мало и земли!». «Вишенкой на торте» стало сводное выступление всех артистов: «Мы единое целое!», и единственный недочет – в течение всего двухчасового концерта «слово» брали сами солисты и танцевальные коллективы, и поскольку никто не объявлял, кто есть кто, мне пришлось невольно сделать прочерк в званиях и титулах артистов – а они, больше чем уверена, были сплошь громкие, сплошь заслуженные…
Аминат ДЖАУБАЕВА.
Фото автора.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях