Где взять сувенир для туриста?

16 марта в 12:54
 просмотров

 Когда мы говорим о Туле, то нам сразу вспоминаются тульские пряники, самовары, зайдет речь о Великом Устюге – и перед нами мысленно предстает Дед Мороз. А с чем ассоциируется у туристов Карачаево-Черкесия? Какой сувенир они купят себе на память, побывав в нашем замечательном горном крае? Можем ли мы предложить им свою оригинальную качественную сувенирную продукцию? Именно эти вопросы ставились ребром на «круглом столе», прошедшем на днях в Общественной палате КЧР. Инициатором его проведения стало Карачаево-Черкесское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». И в разговоре на тему «Народные художественные промыслы: развитие и популяризация» приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, учебных заведений, где ведется обучение декоративно-прикладному искусству, различных общественных организаций.
Сегодня, когда в стране активными темпами развивается внутренний туризм, говорилось на «круглом столе», трудно переоценить значимость поднятой проблемы. Ведь чем интереснее, самобытнее регион, тем он привлекательнее для туриста. И именно народные художественные промыслы добавляют ярких неповторимых красок портрету той или иной местности.

 Когда мы говорим о Туле, то нам сразу вспоминаются тульские пряники, самовары, зайдет речь о Великом Устюге – и перед нами мысленно предстает Дед Мороз. А с чем ассоциируется у туристов Карачаево-Черкесия? Какой сувенир они купят себе на память, побывав в нашем замечательном горном крае? Можем ли мы предложить им свою оригинальную качественную сувенирную продукцию? Именно эти вопросы ставились ребром на «круглом столе», прошедшем на днях в Общественной палате КЧР. Инициатором его проведения стало Карачаево-Черкесское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». И в разговоре на тему «Народные художественные промыслы: развитие и популяризация» приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, учебных заведений, где ведется обучение декоративно-прикладному искусству, различных общественных организаций.
Сегодня, когда в стране активными темпами развивается внутренний туризм, говорилось на «круглом столе», трудно переоценить значимость поднятой проблемы. Ведь чем интереснее, самобытнее регион, тем он привлекательнее для туриста. И именно народные художественные промыслы добавляют ярких неповторимых красок портрету той или иной местности.
Но вот ведь в чем проблема. На сегодняшний день у нас в республике есть учебные заведения, которые выпускают замечательных мастеров декоративно-прикладного искусства, владеющих секретами ремесел, традиционных для народов Карачаево-Черкесии. Но в родном регионе эти мастера оказываются невостребованными и в поисках работы уезжают за пределы КЧР. При этом, с горечью отмечал заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики КЧР Павел Селипетов, нам нечего предложить туристам, приезжающим в КЧР. Дешевые магнитики с видами наших величественных гор? Вязаные изделия, которые не отличаются узнаваемостью: сделано в КЧР?
Что и говорить, сувенир – он тогда настоящий сувенир, когда рассказывает о месте, из которого прибыл. Кисловодский фарфор, даже с видом пика Ине, больше расскажет о Кисловодске, нежели о Домбае.
– Наше министерство объявило конкурс на лучшую сувенирную продукцию, – говорил Павел Васильевич, – но на него откликнулись единицы, и качество того, что было предложено, нас не удовлетворяет. Есть еще одна проблема – сувенирная продукция дорогого сегмента. То, что сделано руками мастера, как правило, имеет высокую себестоимость. После торговых накруток, налогов и т. д. изделие уже стоит так дорого, что его вряд ли кто купит. Поэтому речь идет о том, что производство сувенирной продукции нужно ставить на поток, только тогда она станет дешевле.
Но кто поставит ее на поток? Соответствующей материально-технической базы в республике нет. Если в том же Кисловодске, откуда сегодня к нам поставляется дешевая «сувенирка», имелась сувенирная фабрика, то у нас в регионе таковых не существовало никогда! Даже учебные заведения, выпускающие мастеров ДПИ, не могут похвастать необходимой базой. К примеру, видели бы вы, в каких условиях ютится отделение ДПИ в республиканском колледже культуры и искусств: ни тебе мастерских, ни необходимого оборудования. И это при том, что данное отделение, как рассказала его заведующая Эмма Лапугова, возродило 9 национальных народных промыслов, осуществляет подготовку по 16 специализациям (!). Причем осуществляет на таком уровне, добавим мы, что выпускников отделения с радостью «разбирают» различные вузы страны, в том числе столичные. Или вот пример, которым поделился директор Института культуры и искусств КЧГУ Виталий Огузов. Несколько лет назад, к радости преподавателей и студентов, университет приобрел необходимое оборудование для производства кованых изделий. И что же? Оно простаивает уже три года, потому что никак не решится вопрос с подключением газа.
Вот такая ситуация с материально-технической базой. Но есть и еще масса вопросов. Кто будет, например, определять, достойного ли качества выпускается сувенирная продукция? Ведь можно поставить такое на поток, что потом будет просто стыдно за то, что оно сделано в КЧР? А кто будет продвигать эту продукцию на рынке сбыта?
– Было бы замечательно, – предложил Селипетов, – если бы при защите своих дипломных работ выпускники того же отделения ДПИ колледжа культуры и искусств или Института дизайна СКГГТА представляли еще и бизнес-планы по продвижению своего продукта…
Но сразу же последовали резонные возражения со стороны преподавателей учебных заведений: они воспитывают мастеров ДПИ, а не экономистов, маркетологов и т. д.
В этот день активно обсуждались возможности открытия своего бизнеса талантливыми умельцами. Но есть масса «но». Начнем с того, что мастер все-таки должен в первую очередь заниматься творчеством. К тому же, где ему взять необходимую материально-техническую базу? А еще где взять стартовый капитал? Как говорил ведущий эксперт отдела развития и государственной поддержки предпринимателей Минэкономразвития КЧР Марат Аксиев, в этом году в республике будет создан центр поддержки предпринимательства. Сюда сможет прийти каждый начинающий предприниматель и получить консультацию, как открыть фирму, какие документы для этого необходимы. Действующим предпринимателям специалисты центра могут помочь, например, при составлении бизнес-плана. Реальные же деньги можно получить по программе самозанятости. Однако если раньше, когда она была федеральной, ею воспользовались в КЧР около полутора тысяч человек в год, то теперь, когда она «спущена» в регионы, на помощь в 60 тысяч рублей могут рассчитывать человек двадцать-тридцать в год. Неслучайно председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова отметила, что было бы замечательно, если бы на федеральном уровне приняли программу по поддержке и развитию народных промыслов, аналогичную программе по поддержке начинающих сельхозпроизводителей.
Кстати, при обсуждении темы «круглого стола» ярко высветилась еще одна проблема – несогласованность действий министерств и ведомств. Скажем, Министерство туризма, курортов и молодежной политики провело конкурс на лучшую сувенирную продукцию, а члены созданной уже несколько лет назад при Министерстве экономразвития экспертной комиссии, которая как раз должна заниматься вопросами, касающимися развития народных промыслов, производства сувенирной продукции и т. д., узнала об этом конкурсе только на «круглом столе». Выяснилось, что у нас в республике отношение к поднятой теме имеет множество министерств: экономразвития; промышленности и торговли; туризма, курортов и молодежной политики; образования и науки; культуры – но, как в той поговорке, у семи нянек дитя без глаза, так и производство сувенирной продукции, которое явно бы способствовало росту туристической привлекательности региона, находится, мягко говоря, в зачаточном состоянии, и в какие двери стучаться тому, кто захочет получить поддержку для решения этой проблемы, непонятно.
Вот почему ведущий «круглого стола» – председатель регионального отделения «Деловой России» Игорь Гонов призывал: «Нам следует совместно определить единый вектор развития народных художественных промыслов для того, чтобы оно стало составляющей экономического развития региона». Он предложил начать с создания инициативной группы, которая бы всерьез изучила проблему и выработала стратегию действий для ее решения. Игорь Яхъяевич пообещал этой группе всяческую помощь со стороны «Деловой России». Например, отделение готово организовать поездку группы для изучения положительного опыта развития производства сувенирной продукции в регионы страны. И предложение И. Гонова было одобрено.
Татьяна ИВАНОВА.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях