По ту сторону экологии
В России 2017 год объявлен Годом экологии. Одним из первых посвященных этой тематике мероприятий в Дагестане стал выставочный проект «Экология пространства», открывшийся на днях в Театре поэзии.
Выставка началась прямо со двора театра, где посетителей встречала инсталляция Тагира Гапурова «Универсум» в виде фигуры человека, стоящей между двумя шарами – зеленым и красным.
«Эта инсталляция – напоминание о том, что человек неразрывно связан с землей и растет как дерево или растение и не является отдельно взятой независимой единицей… Зеленый шар ассоциируется с ростом и развитием чистой экологической среды, красный шар – предупреждение о возможном негативном развитии экологической среды, а человек как мера вещей, который должен разумно выбрать правильный путь», – пояснил суть своей работы автор.
В России 2017 год объявлен Годом экологии. Одним из первых посвященных этой тематике мероприятий в Дагестане стал выставочный проект «Экология пространства», открывшийся на днях в Театре поэзии.
Выставка началась прямо со двора театра, где посетителей встречала инсталляция Тагира Гапурова «Универсум» в виде фигуры человека, стоящей между двумя шарами – зеленым и красным.
«Эта инсталляция – напоминание о том, что человек неразрывно связан с землей и растет как дерево или растение и не является отдельно взятой независимой единицей… Зеленый шар ассоциируется с ростом и развитием чистой экологической среды, красный шар – предупреждение о возможном негативном развитии экологической среды, а человек как мера вещей, который должен разумно выбрать правильный путь», – пояснил суть своей работы автор.
Соседство «Универсуму» составил «Михрал» – работа Ибрагимхалила Супьянова в виде шести массивных на вид индустриальных штуковин, больше похожих на торпеды или на детали какого-то неведомого механизма. Распалив таким образом любопытство посетителей, «Экология пространства» приглашала поскорее взглянуть и на другие экспонаты, которые ждали зрителей в выставочном зале, где от работы к работе ходили первые гости выставки. Попавшему в зал посетителю казалось, что пришел в магазин электроники, где на огромных телеэкранах были запечатлены кадры из какой-нибудь передачи про дикую природу. Но это были не экраны, а большие фотополотна, изображающие всю красоту нашего горного края, выполненные дагестанскими фотографами Магомедом и Шамилем Гаджидадаевыми, Мурадом Гамидовым, Айдемиром Дагановым, Амином и Камилем Чутуевыми, Хаджи-Мурадом Зургаловым, Шамилем Ахмедовым и другими.
Кроме фотографий была представлена и работа в жанре видеоарта. На 44-секундном видео «Целлофановые деревья» автора Мурада Халилова были засняты несколько стоявших на морском берегу людей с черными пакетами на голове. Тем самым автор поднял злободневную проблему летающих по городу и находящих приют на ветвях деревьев целлофановых изделий.
Артем Гапуров в своих работах использовал самый что ни на есть природный материал в виде куколок и листьев, которые были «законсервированы» прозрачной твердеющей массой. Представленные автором инсталляции так и назывались – «Куколка» и «Консервация».
Свой оригинальный взгляд на тему экологии выразил Муса Гайворонский в виде фотоинсталляции «По ту сторону холма». По авторской задумке, одно общее изображение девственного, не тронутого человеком, покрытого сочной зеленой травой холма было поделено на 16 вращающихся фотографий, повернув любую из которых можно было увидеть обратную сторону, где были изображены кучи мусора.
Всего в проекте со своими работами приняли участие 16 авторов, представивших размышления на тему экологии в инсталляциях, фотографиях и т. д.
– Каждый из них показал собственные переживания на тему взаимоотношений живой и неживой природы. Для кого-то это неурбанизированный сельский быт, кто-то раскрыл тему через девственные, заповедные уголки Дагестана, иные попытались восстановить эти нетронутость и чистоту, устраивая экоакции или просто предлагая сделать выбор между «чистой» или «урбанизированной современной тарой» природой. Другие предлагают посмотреть на тему через экоспорт и экотуризм, – поясняет куратор выставки Александр Сергеев.
Его фразой «Мы за то, чтобы сохранить хрупкость этого мира» можно смело выразить основную мысль данного проекта. В своем приветственном слове Александр Сергеев поблагодарил организаторов выставки – Министерство природных ресурсов и экологии Дагестана и дирекцию Театра поэзии в лице Елены Гаруновой, которая подчеркнула важность таких проектов, отметив, что работа над выставкой велась очень тщательно, ее можно возить по Дагестану, показывать в других музеях и школах.
Отметила высокий уровень проекта и художник Патимат Гусейнова, пришедшая поддержать коллег по цеху.
И. Ахмедов,
газета «Дагестанская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет