Права потребителя в цифровую эпоху

17 марта в 09:49
16 просмотров

Ежегодно во всем мире 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Впервые он был отмечен в 1983 году и с тех пор проводится ежегодно. Каждый год этот день посвящен теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей, защищающей права потребителей из 72 стран, в том числе и из России, и представляющей интересы потребителей в ЮНЕСКО и структурах ООН.
В этом году этот день проходит под девизом: «Потребительские права в цифровую эпоху». Речь идет о продаже товаров и оказании различных платных услуг в сети Интернет. В России число онлайн-продаж растет день ото дня, но по мере продвижения этого рынка услуг и вовлечения в него всё большего числа людей стали учащаться случаи нарушения экономических интересов и законных прав потребителей.
О том, какими правами обладает покупатель при дистанционном приобретении товаров через Интернет-магазины, мы проконсультировались с Еленой Покровской, главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по КЧР.    

Ежегодно во всем мире 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Впервые он был отмечен в 1983 году и с тех пор проводится ежегодно. Каждый год этот день посвящен теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей, защищающей права потребителей из 72 стран, в том числе и из России, и представляющей интересы потребителей в ЮНЕСКО и структурах ООН.
В этом году этот день проходит под девизом: «Потребительские права в цифровую эпоху». Речь идет о продаже товаров и оказании различных платных услуг в сети Интернет. В России число онлайн-продаж растет день ото дня, но по мере продвижения этого рынка услуг и вовлечения в него всё большего числа людей стали учащаться случаи нарушения экономических интересов и законных прав потребителей.
О том, какими правами обладает покупатель при дистанционном приобретении товаров через Интернет-магазины, мы проконсультировались с Еленой Покровской, главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по КЧР.    
– Елена Ивановна, приобретать товар, не видя его,– все равно, что покупать кота в мешке: риск получить некачественную вещь возрастает в разы. На что прежде всего должен обратить внимание покупатель при совершении онлайн-покупок, чтобы избежать возможных проблем?
– По закону РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставить полную и достоверную информацию о товаре, его полное наименование, место изготовления товара, цену, указать все сроки: доставки, годности, гарантийный срок, условия приобретения товара и условия оплаты. Продавец обязан указать свой юридический и почтовый адрес. Кстати, на этот пункт покупатель должен обратить особое внимание. После заключения акта купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует представленной информации. Любое нарушение этого договора является противозаконным!    
Может ли покупатель отказаться от товара?
– Покупатель имеет полное право отказаться от товара в любое время до его передачи и в течение 7 дней – после получения товара. Если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев.
– Какие требования может предъявить покупатель в случае обнаружения недостатков товара?
– Покупатель, которому продали товар ненадлежащего качества, вправе требовать безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление. Он может потребовать уменьшения покупной цены или замены на аналогичный товар. Нарушение этих требований влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
– Допустим, обнаружился брак или несоответствие товара указанным данным. Как следует поступать в этом случае?
– Покупатель в случае нарушения установленных правилами требований должен обратиться к продавцу с письменной претензией на качество проданного товара. И если претензия не удовлетворяется в течение 10 дней или покупатель получает незаконный отказ, Управление Роспотребнадзора может предпринять меры по защите нарушенных прав.
– Приходилось ли вам получать жалобы на товары, купленные по Интернету?
– Да, к нам поступают обращения о нарушении прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом и в розничной торговле. В зависимости от обстоятельств специалистами нашего управления проводятся консультации, подготавливаются исковые заявления в суд. Часты случаи, когда наши требования удовлетворяются в полном объеме.
– Какого рода жалобы поступают больше всего?
– Большей частью это жалобы на розничную торговлю одеждой и обувью. Прошлым летом было очень много обращений по поводу низкокачественных диванов общеизвестной торговой марки. Больше всего исковых заявлений в защиту прав потребителей в суд было подано по жалобам на качество мебели, эти жалобы были удовлетворены.
– Для тех, кто не знает – какую помощь и защиту может получить обратившийся в Роспотребнадзор?
– Мы информируем и консультированием граждан и разъясняем им актуальные аспекты законодательства о защите прав потребителей, а также оказываем практическую помощь. Наши юристы помогут составить претензию, в случае необходимости подать исковое заявление в суд. Нашим консультантам в любой момент можно позвонить или отправить письменное сообщение. В холле у нас стоят терминалы, где любой желающий может получить информацию по любым вопросам, касающимся прав потребителя. Причем информация подается в визуальной и вербальной форме. Я хочу сказать: не бойтесь, не стесняйтесь обращаться по волнующим вас вопросам, ведь эта организация создана именно для того, чтобы защищать права потребителей.
Шахриза БОГАТЫРЕВА.
Фото автора.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях