Аксакалы Сынты
Неспешно, кто-то опираясь на трость или посох, а кто-то и бодрым еще шагом, старейшины аула направлялись к администрации Нижнетебердинского сельского поселения на свое очередное заседание. И хотя я приехала сюда по другому поводу, сочла за честь поприсутствовать на этом сходе – был лишний повод убедиться в том, что и в преклонном возрасте жители этого аула, не утратив интереса к жизни, активно сотрудничают с местной властью и вносят свою лепту в воспитание молодежи, не стоят в стороне от общественных интересов. Да, сейчас, когда в живых уже в наших городах и весях практически не осталось участников Великой Отечественной, на смену им пришли «дети войны». Использовать их жизненный опыт, опираться на их мудрые советы и наставления, прислушиваться к отеческому слову – прямая обязанность современников…
Неспешно, кто-то опираясь на трость или посох, а кто-то и бодрым еще шагом, старейшины аула направлялись к администрации Нижнетебердинского сельского поселения на свое очередное заседание. И хотя я приехала сюда по другому поводу, сочла за честь поприсутствовать на этом сходе – был лишний повод убедиться в том, что и в преклонном возрасте жители этого аула, не утратив интереса к жизни, активно сотрудничают с местной властью и вносят свою лепту в воспитание молодежи, не стоят в стороне от общественных интересов. Да, сейчас, когда в живых уже в наших городах и весях практически не осталось участников Великой Отечественной, на смену им пришли «дети войны». Использовать их жизненный опыт, опираться на их мудрые советы и наставления, прислушиваться к отеческому слову – прямая обязанность современников…
Многих пришедших на сход я знаю не понаслышке, это в основном старые животноводы и механизаторы, сначала – укрупненного совхоза «Карачаевский», затем- «Тебердинский», о которых в свое время вещало радио и писали газеты: Хасан Джандаров, Махмуд Французов, Мухтар Текеев, Хусей Гебенов… Люди старой закалки, испытавшие жестокость войны и взрослевшие под чужим небом в годы депортации, восстанавливавшие родной аул после обретения родины, вписавшиеся в постперестроечное время в новую Россию, они до сих пор не утратили социальной активности. Это как раз то качество, которое, как хлеб, необходимо молодому поколению, некоторая часть которого заражена социальной апатией. Сегодня время требует, чтобы каждый чувствовал себя гражданином в полном смысле этого слова, заинтересованным в общенародном деле и несущим за него свою долю ответственности. В данном случае – за настоящее и будущее своего древнего, с богатым историческим прошлым аула Сынты – так по сей день его называют старожилы. Это видоизмененное название происходит от Сентинского храма на горном отроге над Нижней Тебердой. В период депортации карачаевцев аул был переименован на грузинский манер – селение Мзисса.
Сход старейшин аула открыл его руководитель Рашид Кочкаров, в свое время –партийный хозяйственный работник, а также председатель сельсовета. Выступавшие аксакалы озвучивали проблемы сегодняшнего дня: это и необходимость освещения улиц в вечернее время, и проблемы с водоснабжением, и борьба с ярыми неплательщиками за воду и вывоз мусора, и санитарное состояние поселения, на улучшение которого в Год экологии должны быть брошены все силы и вестись большая разъяснительная работа. Говорили и об инертности молодежи, которая постепенно утрачивает хозяйственные навыки селян – мало кто из юношей нынче берет в руки косу и имеет представление о настоящем сенокосе в горах, не все умеют и правильно освежевать барана, и со всем этим надо что-то делать… Говорили и об аульском народном театре «Тюбешиу» – былой славе и гордости Сынты, который не сдавал позиций и в годы депортации в Киргизии благодаря энтузиасту Раисе Кущетеровой. Обстоятельные речи аксакалов, изобилующие алмазными россыпями народной мудрости и образности, звучали так убедительно, что невольно подумалось – им бы место на площадях, в больших аудиториях, чтобы их слышали массы!
Все услышанное скрупулезно конспектировал в ежедневник глава администрации Нижнетебердинского СП Рашид Блимготов, чтобы потом исчерпывающе ответить на поднятые вопросы, среди которых не нашлось нерешаемых и многие уже в работе. Рашид Блимготов – человек дела и вырос на глазах этих же аксакалов. И хотя он уже давно вышел из юношеского возраста, но своих позиций молодежного вожака и сегодня не теряет. Приверженец здорового образа жизни, отличный спортсмен, он уж несколько лет занимается боксом с несколькими возрастными группами ребят, ведет большую воспитательную работу с молодежью, потому в этом ауле ни один молодой человек не был замечен в употреблении алкоголя, нет здесь и курящих. А вот погонять старшеклассникам по вечерам на отцовской машине по аулу – этого у них не отнять, и с этим нужно как-то бороться. Как раз об этом и других упущениях в воспитательной работе шла речь недавно в СОШ Нижней Теберды на собрании отцов, организованном совместно с администрацией сельского поселения.
Отвечая на вопросы, поставленные аксакалами, Блимготов подробно отчитался о намеченной работе по благоустройству аула, рассказал также и о том, что Карачаевским районным отделом культуры до конца года намечен цикл мероприятий по возрождению сельских традиций – будут проведены и состязания косарей, и конкурс на качественную разделку барана, и фестиваль народной песни. Последний, кстати, будет проведен именно в Нижней Теберде, чему обрадовались старики. В заключение схода все пришли к единому мнению, что каждый аксакал вместе со своим депутатом совета обязуется отвечать за порядок и воспитательную работу на своей улице.
…Закончилось собрание, и старики вышли на улицу, где уже по- настоящему вошла в свои права весна. А тут из ДК, где шла репетиция народного театра (на носу у коллектива защита звания), с гармошкой в руках к ним направились ветеран труда, бывший художественный руководитель Тамара Алимовна Батчаева и старейший педагог аула Зарема Исмаиловна Бегеулова. И заиграла, запела, разлилась на всю округу мелодией старенькая горская гармошка. Как в том судьбоносном 1957 году, когда нижнетебердинцы вернулись в родной аул. Среди аксакалов нашлись и те, кто пишет мемуары, поэтому долго «выуживать» из памяти события далеких лет им не пришлось. А Хасан Джандаров написал стихи: «Под небом тоскливым чужбины нам снился Сынты, наш аул, и не было средств от кручины, и не забыть Теберды бирюзовой гул».
– Я родился в 1940 году и, естественно, себя, трехлетнего, когда нас выселяли из аула, не помню, – взволнованно рассказывает Х. Джандаров.- Это потом из рассказов старших я по крупицам воссоздал трагедию нашей семьи, половина которой погибла в пути. Отец после ранения вернулся с фронта, и той осенью 43-го старшая сестра Алачыкъ, которой было всего 15 лет, наравне со взрослыми убирала кукурузу далеко от дома, на «прирезках» колхоза в районе Знаменки и Николаевки. Поэтому сестру, как и других, прямо с поля погнали в «студебеккеры», которые везли их на железнодорожную станцию к товарнякам. И сколько же родных таким образом теряли люди на долгие годы в той трагической суматохе! Наша семья состояла кроме Алачыкъ из семи человек: отец, мать, сестренка Джаным-хан, братья Къочхар, Хусей, самый младший из нас шестимесячный Клыч и я. Когда нас довезли до Важного, «студебеккер» перевернулся, и отец с братьями, 13-летним Къочхаром и 5-летним Хусеем, погибли на месте. Я и мама получили увечья, и каким-то чудом в этой «мясорубке» целыми и невредимыми остались грудной младенец Клыч и 8-летняя Джаным-хан. Так мы все попали в больницу Баталпашинска – хвала Аллаху, что в тот момент нас не разлучили. Как и где похоронили отца и двух братьев, мы так и не узнали… И только весной 1944 года в дополнительном поезде нас отправили к месту депортации. По дороге скончался наш маленький Клыч. Его похоронили на одной из станций. Так мы попали в один из колхозов Киргизии, где у бабушки и дедушки по материнской линии нас уже поджидала старшая сестра Алачыкъ. В 1945 году умирает наша мама, и нам с сестренкой Джаным-хан был уготован детдом. Чтобы не допустить этого, наша 17-летняя сестра Алачыкъ выходит замуж за Бориса Хатуева, и мы становимся семьей…
Слушаю рассказ почтенного аксакала и не перестаю восхищаться его стойкостью. Хлебнув столько лиха в раннем детстве, он не только не замкнулся в себе и не ожесточился, а, наоборот, всегда был открыт людям, и в жизни его всегда подстегивала жажда самосовершенствования. Он окончил после возвращения на родину и вечернюю школу, и Эркен-Шахарское СПТУ, получив специальность тракториста-машиниста широкого профиля, затем – ветеринарный техникум в Ростовской области. Долгие годы он успешно трудился в совхозе «Тебердинский», но по сей день его тревожат травмы, полученные в том злополучном «студебеккере» в жестоком 43-м, из-за чего получил инвалидность второй группы. Хасан Джандаров, тем не менее, счастливый отец и дедушка – у него 5 детей, 12 внуков, 4 правнука.
У каждого из этих аксакалов своя печальная история о годах изгнания, но в преддверии всенародного праздника вспоминаются больше светлые страницы прожитого. Ведь они, безусловно, были и в годы изгнания. Как писал в стихотворении «Киргизия» народный поэт КЧР Назир Хубиев: «Я с тобою связан хлебом, солью, навсегда – могилою отца. Ты во мне и радостью, и болью будешь жить до самого конца»…
– Когда мы вернулись на родину, у людей наблюдался небывалый энтузиазм, – вспоминает председатель старейшин аула Нижняя Теберда Рашид Кочкаров. – Строились, работали в совхозе и на соседней шахте Амгата, добивались рекордных урожаев, а дети бывших спецпереселенцев поступали в лучшие вузы бывшего СССР. Мы по праву гордимся доктором медицинских наук, профессором Мурадином Джаубаевым, чье имя присвоено школе, заслуженным шахтером РФ Курманом Болатовым, заслуженным лесоводом РФ Асланом Болатовым, заслуженным работником культуры РФ Тохтаром Ортабаевым, известным поэтом Хусеем Джаубаевым, замечательным журналистом, бывшим редактором газеты «Ленинни байрагъы» Муниром Блимготовым. Уроженцем Сынты был и директор Карачавского НИИ, первый ректор восстановленного Карачаево-Черкесского госпединститута Хамид Лайпанов, награжденный медалью «За участие в партизанском движении». И сегодня задача старшего поколения – донести до юных душ чувство гордости за своих земляков. Уверен, каждый из нас хотел бы, чтобы нынешняя молодежь главным жизненным принципом считала любовь к своей малой родине, которая очищает, вдохновляет и благославляет перед такой длинной дорогой жизни…
Людмила ОСАДЧАЯ.
Фото автора.
{{commentsCount}}
Комментариев нет