Стремиться к лучшему

13 апреля в 14:36
4 просмотра

«Аул Мара стоит, нависая над пропастью одной стороной, а другой упирается в склоны гор, круто уходящих  ввысь…» – так живописал свой родной аул писатель и географ Сапар Хапаев. Он же писал: «С карачаевского «мара» переводится как «целься» или «охоться», если речь идет о дичи, которой в стародавние времена в Маринском ущелье было очень много, но бытовало и другое словосочетание «мара ор джерни», то есть «ищи это место, стремись  попасть, стать хозяином этого места». И действительно, здесь дивные места, особенно те, что расположены в первозданной глуши. В хорошую погоду  любуйся красавцем Эльбрусом, а когда ущелье накроет плотное туманное облако, впору вспомнить популярные песенные строки: «Застелите мне окна туманом, в изголовье поставьте упавшую с неба звезду…»

«Аул Мара стоит, нависая над пропастью одной стороной, а другой упирается в склоны гор, круто уходящих  ввысь…» – так живописал свой родной аул писатель и географ Сапар Хапаев. Он же писал: «С карачаевского «мара» переводится как «целься» или «охоться», если речь идет о дичи, которой в стародавние времена в Маринском ущелье было очень много, но бытовало и другое словосочетание «мара ор джерни», то есть «ищи это место, стремись  попасть, стать хозяином этого места». И действительно, здесь дивные места, особенно те, что расположены в первозданной глуши. В хорошую погоду  любуйся красавцем Эльбрусом, а когда ущелье накроет плотное туманное облако, впору вспомнить популярные песенные строки: «Застелите мне окна туманом, в изголовье поставьте упавшую с неба звезду…»
Огромные добротные дома, такие же огороды, сенокосные угодья, вот тот случай, тот момент, когда всем полагается падать ввиду экономических  санкций, которые Запад ввел против России, а жителям Верхней Мары по идее положено взлететь, процветать при таких обстоятельствах, но нет, многие подаются в города, Крым, Москву.
Но глава администрации Верхнемаринского сельского поселения Марьям Боташева  со мной не согласилась: «Да, на зиму многие уезжают из аула, но,  обратите внимание, никаких табличек о продаже домов. Все дело в том, что многие аульчане без работы, а осень и зиму никто не отменял, значит, нужны дрова для печки, и не один куб. И еще, кто распилит дрова и поможет прибрать в сарай или под навес? На все про все нужны деньги, и немалые. Вот и подаются люди на заработки. Но по весне все возвращаются в родные пенаты – вспахать огороды, посадить картофель, капусту, летом маринцы заготавливают сено, выпасают скот, а живность:  коровы, овцы, лошади – есть на каждом подворье. Маринцы –трудолюбивый и ответственный народ…»
Как и сама Марьям Сарыевна. Сказать кому, не поверят, но Боташева – мать троих детей – на работу уже который год приезжает каждый день из Черкесска. Причем не опаздывает ни на секунду. Маринцы говорят: «По нашей Марьям можно часы сверять».
– Все дело в том, что муж Кемал Боташев родом из Верхней Мары, здесь стоит его родительский дом, вот только его родителей уже, к великому  сожалению, нет  в живых. Но мы не даем дому пустовать, а огородам зарасти бурьяном. Кемал работает в Карачаевске автослесарем, дочь Армида заведует архивом Карачаевской районной администрации. Так что нам почти всем по пути, благо есть своя машина. А для Кемала увидеть лишний раз родительский дом – просто праздник.
– Да, смотрю, и дороги в ауле изрядно «похорошели»…
– Наши дороги изрядно коверкают селевые потоки, несущиеся после сильных дождей с  гор, но мы их тут же приводим в порядок. В прошлом году отремонтировали все внутрипоселковые улицы, а их восемь,  а также подсыпали гравием дороги, ведущие в ущелья Кая-Эшик, Гитче, Индыш-Баш, Джазлык…
– Раз уж мы то и дело упоминаем слово «ущелье», думаю, логично коснуться такой животрепещущей  темы, как транспортное сообщение.
– Для таких отдаленных горных аулов, как Верхняя Мара, транспортное сообщение – это проблема. Но в последнее время автобусы, «Газели»  ходят по расписанию, причем в соответствии  с пожеланиями населения.
Это видно невооруженным взглядом: в администрации Верхней Мары выработан системный подход к решению любых проблем – транспортных, медицинских, образовательных. К примеру, в ауле практически нет проблем с водоснабжением. Сегодня вода подается круглосуточно. Радует глаз новое здание детского сада, в которое приводят и детей из Нижней Мары.
 – Заведующая детсадом Фатима Джанкезова и весь коллектив о детях стараются заботиться так, чтобы они не почувствовали наших взрослых проблем, – говорит Боташева.
Еще одна гордость аульчан –  спортзал.
– Это целиком и полностью заслуга моего предшественника, а нынче главы администрации Карачаевского района Спартака Кущетерова. Он не только не дал кому-либо «прихватизировать» простаивающее без дела здание старого магазина, не только пропадал целыми днями на отделочных работах, но и свои личные средства вкладывал в это строительство. И сделал все для того, чтобы молодежи было чем заняться, тем более что в ауле очень много молодых, подающих надежды спортсменов.
– А как обстоят дела с газификацией ущелья?
– Кто бы спорил, что главное богатство Маринского ущелья – это природа, люди и традиции? Нам бы еще природный газ, и мы бы зажили припеваючи, но пока это вопрос времени…
– Но отсутствие газа, судя по всему, не сказалось на культурной жизни аула. Ваши Дом культуры, библиотека, школа не просто существуют, а живут полнокровной жизнью.
– Совершено верно. В педколлективе школы, которым руководит Дахир Хапчаев, случайных людей нет. Каждый любит свое дело. Как и в ДК, где трудятся Шамиль Долаев и Альбина Бабоева. Нет таких планов у администрации, которые бы претворялись в жизнь без участия библиотекаря Любы Гочияевой и участкового уполномоченного полиции Мунира Бостанова. Достаточно сказать, что в Верхней Маре, где  проживает 2200 человек, происшествий за последние годы не было.
К сожалению, есть и проблемы. Никто не хочет идти в почтальоны. И потому, что зарплата мизерная, и потому, что не находишься – так вольготно раскинулся аул, заворачиваясь замысловато в разные переулочки. А ведь работала в ауле почтальоном долгие годы славная русская женщина Валя Кутушева. Ее, отзывчивую, чуткую, готовую в любой миг оказать помощь, выслушать, утешить, до сих пор вспоминают добрым словом в ауле. Вышла из строя и машина «скорой помощи». Но мы нашли выход. Пока нам не предоставили новый автомобиль, фельдшера Тамару Мамчуеву водитель  везет на вызов на своей машине.
– Трудные для решения проблемы есть всегда. Вот одна из довольно хлопотных – программа, помогающая социально незащищенным слоям населения. Как она решается? – интересуюсь я.
– Помощь этим категориям людей мы ни в какие планы, программы не вписываем, потому как это все равно, что планировать воспитание честности, отзывчивости, доброты к  ближнему. Помощь  таким людям оказываем постоянно по мере сил.
– Марьям, я не знаю, сколько в Верхней Маре достопримечательных мест, которые могли бы помочь аулу обрести инвестиционную привлекательность. Но ведь в одно время у вас работала канатка и  много было желающих покататься на лыжах…
– Канатка бездействует, а ведь она приносила и доход в местный бюджет, и  обеспечивала трудозанятость местным жителям. Что с ней приключилось, никто толком объяснить не может. То ли серьезные поломки с оборудованием, то ли продана… А что касается достопримечательностей – то это минеральные источники Берюлю-Кулак, Къурман-Нарзан, гора Кекке-Къая, маринский ячеистый выветренный песчаник…
– А как боретесь с загрязнением окружающей среды?
– Мы понимаем, что в этом деле «эффект присутствия» – важнейший, и потому постоянно следим за чистотой. Результаты этой строгости налицо – мусора становится все меньше и меньше. Постоянно проводятся в ауле субботники по благоустройству, ул. Гагарина, к примеру, – это федеральная трасса, очищаем от мусора вплоть до перевала Гум-Баши. За памятником воинам,  павшим в годы Великой  Отечественной войны, школьники ухаживают регулярно. В общем, самая приоритетная задача для всех, кто живет и  работает в Верхней Маре,  сделать наше поселение лучшим в районе.
– Удачи!
Аминат ДЖАУБАЕВА.
На снимке: Марьям Боташева.
Фото автора.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях